Потребность как экономическая категория. Закон возрастающих потребностей.
Потребность – состояние неудовлетворённости, которое субъект стремится преодолеть и желание покупателей приобрести товары и услуги, которые им полезны. Потребности бесконечны и распределяются на 5 основных групп. Система потребностей включает следующие виды: 1) первичные (материальные); 2) вторичные (духовные, высшие); 3) индивидуальные (совместно удовлетворяемые); 4) физических лиц, предприятий, государства, народов; 5) абсолютные, соответствующие последним достижениям науки и техники; 6) действительные, соответствующие достигнутому уровню производства; 7) фактически удовлетворяемые; 8) разумные, по научно обоснованным нормам потребления. Таким образом, потребности, в конечном счете, удовлетворяются с помощью экономических благ.
Закон возвышения потребностей гласит: По мере развития общества круг потребностей субъектов расширяется, их структура качественно изменяется в сторону увеличения доли интеллектуальных и социальных потребностей. Учёный экономист А. Маклоу построил пирамиду потребностей и обосновал закон потребностей в виде пирамиды, которая включает 5 групп.
1. Физиологические потребности, т.е. средства и условия существования субъектов, получаемые естественным и экономическим путём; 2. Потребность безопасности и стабильности, т.е. гарантия найма, страхования, защита и финансовая независимость; 3. Социальные потребности – это принадлежность, к какой либо социальной группе, потребность дополнительных медицинских, юридических услуг и прочее; 4. Карьерный рост; 5. Потребность власти, формирование творческой личности, удовлетворение амбиций, самовыражение.
Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА Тема 4.1: Общее понятие о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическая теория была разработана в 30е годы ХХ века выдающимся экономистом английской школы Дж. М. Кейнсом. Он выделил 4 основных вида рынка и определил роль государства. 1) Рынок товаров, услуг, благ, ресурсов, где создаются связи между производителями и потребителями благ. Производители – фирмы, а потребители – домохозяйство, фирмы, государство. 2) Рынок труда. 3) Рынок денег. 4) Рынок ценных бумаг. 5) Финансовый рынок.
Схема взаимодействия и экономической связи субъектов и объектов макрорынка.
Роль государства: Юридические и физические лица платят государству налоги и получают от него трансфертные платежи (стипендии, пенсии, дотации, субсидии), при этом государство осуществляет на всех рынках крупные закупки потребительского и производственного характера. Все операции на макрорынке подлежат макроучёту и отражаются на особых счетах, которые называются системой национальных счетов (СНС). СНС даёт возможность оценить динамику экономических процессов в стране по экономическим секторам – группе, совокупности предприятий, которым характерен один и тот же вид основной деятельности.
Счета для секторов подразделяются: 1) Текущие счета: счета производства, образования, доходов, распределение и перераспределение доходов и прочее. 2) Счета накопления: финансовые счета, прибыли и убытков, операций с капиталом. 3) Балансы активов и пассивов на начало и конец периода. Новая версия СНС включает новые следующие показатели:
Схема взаимосвязи ВНП и ВВП.
3. Чистый национальный продукт (ЧНП) показывает величину, которая производство реально прибавило к благосостоянию общества. ЧНП = ВВП - Ао 4. Национальный доход – это вновь созданная стоимость, характеризующая прибавку производства к благосостоянию общества за данный год. НД = ЧНП – К - косвенные налоги и государственные субсидии. Косвенные налоги – НДС, таможенные пошлины, акции, товарные марки. Личный доход ЛД = НД + Т трансфертные платежи Методы расчёта ВНП. 1) По доходам, когда ВНП определяют как сумму всех доходов, созданных в обществе при его производстве, т.е. доходов которые получены поставщиками экономических ресурсов (з/п, рента, %, прибыль) 2) По расходам, когда для определения ВНП суммируют все расходы общества на конечное потребление (личные, потребительские расходы населения, государственные закупки товаров и услуг, расходы предпринимателей на новые основные фонды). 3) По производству и добавочной стоимости, когда ВНП определяют путём суммирования стоимости продукции, производимой всеми предприятиями страны, исключая повторный счёт. Добавленная стоимость представляет собой стоимость той части продукта, которая произведена конкретной фирмой. Пример: От производства товаров до стадии потребления, товар проходит несколько этапов процесса производства и реализации продукции. Каждое предприятие кроме 1огопокупает у предыдущего так называемый промежуточный продукт и добавляет к нему свою часть продукта. Таким образом, возникает добавленная стоимость, которая равна стоимости всей реализованной фирмой продукции минус стоимость потреблённых товаров и услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|