Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования.
Тема 5.1: Содержания, формы и методы экономики на макро уровне. Цепи государственного регулирования и социально экономической политики государства: 1) экономический рост; 2) полная занятость; 3) экономическая эффективность; 4) экономическая свобода; 5) обеспеченность нетрудоспособных и малоимущих; 6) стабильный уровень цен; 7) баланс во внешнеэкономических связях (импорт не превышает экспорт). Основные направления государственного регулирования: 1) административно правовое; 2) управление важнейшими сферами жизни общества; 3) государственные заказы (на импортные закупки, на оборудование, на разработку оборонной промышленности) и государственные программы (пенсионные, по выходу в космос, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.п.); 4) финансовая политика; 5) кредитно - денежная политика; 6) социальная политика. Административно – правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики, к которым относятся: право и формы собственности, правило хозяйственной деятельности, регулирование трудовых отношений, установление минимальных размеров зарплат и пенсий, защита прав потребителей. Управление важнейшими сферами общества проявляется в проведении государством антимонопольной политики и непосредственное государственное управление объектами и сферами: оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и прочие объекты государственной собственности. Финансовая политика государства. Финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений. В финансовой политике прослеживаются две линии: 1) бюджетная
2) фискальная Перекрёстком этих линий является государственный бюджет. Государственный бюджет является главным звеном в финансовой политике и важнейшим инструментом макрорегулирования. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы формируются за счёт хозяйственной деятельности и налогов, а расходы за счёт государственных закупок товаров и услуг и выплат (пенсии, субсидии, зарплата, дотации – трансфертные платежи). В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают: 1) сбалансированный (Р = D) 2) дефицитный (D <P) 3) профицитный (D > P) Основные пути решения проблем дефицита государственного бюджета: 1) сокращение расходов 2) увеличение доходов 3) денежная эмиссия (выпуск необеспеченной товарами денежной массы) 4) государственные займы При этом государственные займы образуют государственный долг, т.е. сумму задолжности государства по непогашенным внутренним и внешним займам.
Фискальная политика, виды и функции налогов, кривая Лаффера. Фискальной называется политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета. При этом налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Основные виды налогов группируются по признакам: I. Объекты налогообложения: 1) налоги на доходы; 2) на имущество; 3) на расходы. II. Способы взимания: 1) прямые (подоходный и поимущественный); 2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины); III. Способы определения размера налога; 1) пропорциональные; 2) прогрессивные; IV. Уровни налогообложения; 1) общенациональные; 2) региональные 3) местные V. Порядок использования; 1) общие; 2) целевые. Функции налогов: 1. Фискальная – налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны, при этом следует учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. При определённой высоте налоговой ставки и после её увеличения сдерживается экономическая активность общества и делается более предпочтительней жизнь на пособия, а не на доходы от своей деятельности. В результате налоговая база сокращается, соответственно и объём налоговых поступлений.
2. Регулирующая – снижая или повышая налоги государство стимулирует или сдерживает развитие определённых сфер экономики. 3. Перераспределительная – заключается в том что собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ. Например на развитие сельского хозяйства, нации, социальной сферы, защиту окружающей среды и прочее. Кривая Лэффера
Анализ: По мере повышения ставки налогов от 0 до 100%, налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня точки М, а затем снижаются до 0. При этом поступления налогов в условных точках В (высока ставка налога) и в низкой точке налогов Н налоговые поступления равны. Если ставки налога равны 0, то государство не получает никаких налогов. Если ставка налога равна 100% - нет стимула к производству, а результат для государства так же нулевой. Пониженная ставка налога в точке Н целесообразнее для государства: выше экономическая активность людей, больше объём производства и занятости и выше уровень благосостояния общества. Таким образом, в долговременном периоде снижение чрезмерно высоких налогов в условиях рыночной экономики может обеспечить стране рост инвестиций, расширение производства и занятости, а значит и увеличение дохода бюджета сокращение его дефицита и ослабление инфляции. Самая выгодная для государства ставка налога находится в точке М (50%). Финансовые регуляторы.
Дискреционные (директивные) автоматические
Директивные вводятся в действие специальным решением властей, например: дополнительные налоги, МРОТ (минимальный размер оплаты труда) Автоматически включаются самостоятельно, благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определённых условиях, например: прогрессивная налоговая система «автоматически включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившей определённый уровень.
Кредитно – денежная политика государства – направлена, прежде всего, на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции. При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги, как: 1) денежная масса, её объём и структура; 2) предложение и спрос денег; 3) совокупные расходы; 4) учётная ставка (ставка рефинансирования), т.е. норма ссудного % по кредитам, которые Ц.Б. даёт коммерческим банкам. Для поддержки экономической стабильности очень важно соблюдение равенства между товарной и денежной массами, т.е. соблюдение закона Фишера. Денежное обращение в стране требует создания денежных агрегатов по степени их ликвидности, т.е. способности быть истраченными без потери или при небольшой потере их покупательной силы. С развитием кредита и расчётов через банки структура денежной массы. Денежные агрегаты обозначаются М1, М2, М3, М4 по степени их ликвидности. М1 - включает наличные деньги, чековые вклады; М2 – включает М1 плюс безчековые сберегательные счета и мелки срочные вклады; М3 – включает М1 и М2 плюс облигации государственных займов; М4 – включает М1 М2 М3 плюс крупные срочные вклады. Эта структура динамична, может меняться в зависимости от ликвидности агрегатов. В странах с развитой банковской системой отмечается рост объёма депозитно-кредитных денег, т.е. тех, что значатся на вкладах и следовательно могут быть предоставлены в кредит. Пример: допустим в первый банк сделают вклад 100 у.е., при этом установленная Ц.Б. норма резервного капитала – 20%, тогда после выполнения обязательных резервных требований у 1ого банка остаётся возможность отдать в ссуду 80у.е. Получается ссуда через оплату различных счетов в конечном итоге оседают на 2ом банке. Последний отчисляет 16 у.е., во 2ом банке остаётся 64 у.е.
Таким образом, государство регулирует банковские резервы и учётные ставки, для того чтобы не нарушать уравнение денежного обмена.
Денежные реформы. Это полное или частичное преобразование денежной системы. Методы денежных реформ. 1) Дефляция – сокращение денежной массы, путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков. 2) Деноминация - это укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые. Коэффициент укрупнения – 10, 100, 1000, т.е. 1 рубль приравнивается к 10, 100 или 1000. 3) Девальвация – означает: а) уменьшение золотого содержания успешной единицы страны, в период действия золотого стандарта; б) снижение её обменного курса, по отношению к иностранным валютам. 4) Ревальвация – процесс повышения (противоположный девальвации). 5) Нуллификация (уничтожение) происходит в результате сверх сильной инфляции, когда покупательная способность денег сводится к нулю или в связи со сменой политической власти. 6) Социальная политика государства – её суть в регулировании социально- экономических условий жизни общества и заботе о благосостоянии всех его граждан. Социальная политика осуществляется по 2м главным направлениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|