Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования.




Тема 5.1: Содержания, формы и методы экономики на макро уровне.

Цепи государственного регулирования и социально экономической политики государства:

1) экономический рост;

2) полная занятость;

3) экономическая эффективность;

4) экономическая свобода;

5) обеспеченность нетрудоспособных и малоимущих;

6) стабильный уровень цен;

7) баланс во внешнеэкономических связях (импорт не превышает экспорт).

Основные направления государственного регулирования:

1) административно правовое;

2) управление важнейшими сферами жизни общества;

3) государственные заказы (на импортные закупки, на оборудование, на разработку оборонной промышленности) и государственные программы (пенсионные, по выходу в космос, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.п.);

4) финансовая политика;

5) кредитно - денежная политика;

6) социальная политика.

Административно – правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики, к которым относятся: право и формы собственности, правило хозяйственной деятельности, регулирование трудовых отношений, установление минимальных размеров зарплат и пенсий, защита прав потребителей.

Управление важнейшими сферами общества проявляется в проведении государством антимонопольной политики и непосредственное государственное управление объектами и сферами: оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и прочие объекты государственной собственности.

Финансовая политика государства.

Финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.

В финансовой политике прослеживаются две линии:

1) бюджетная

2) фискальная

Перекрёстком этих линий является государственный бюджет. Государственный бюджет является главным звеном в финансовой политике и важнейшим инструментом макрорегулирования.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы формируются за счёт хозяйственной деятельности и налогов, а расходы за счёт государственных закупок товаров и услуг и выплат (пенсии, субсидии, зарплата, дотации – трансфертные платежи).

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают:

1) сбалансированный (Р = D)

2) дефицитный (D <P)

3) профицитный (D > P)

Основные пути решения проблем дефицита государственного бюджета:

1) сокращение расходов

2) увеличение доходов

3) денежная эмиссия (выпуск необеспеченной товарами денежной массы)

4) государственные займы

При этом государственные займы образуют государственный долг, т.е. сумму задолжности государства по непогашенным внутренним и внешним займам.

 

Фискальная политика, виды и функции налогов, кривая Лаффера.

Фискальной называется политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета. При этом налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Основные виды налогов группируются по признакам:

I. Объекты налогообложения:

1) налоги на доходы;

2) на имущество;

3) на расходы.

II. Способы взимания:

1) прямые (подоходный и поимущественный);

2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины);

III. Способы определения размера налога;

1) пропорциональные;

2) прогрессивные;

IV. Уровни налогообложения;

1) общенациональные;

2) региональные

3) местные

V. Порядок использования;

1) общие;

2) целевые.

Функции налогов:

1. Фискальная налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны, при этом следует учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. При определённой высоте налоговой ставки и после её увеличения сдерживается экономическая активность общества и делается более предпочтительней жизнь на пособия, а не на доходы от своей деятельности. В результате налоговая база сокращается, соответственно и объём налоговых поступлений.

2. Регулирующая – снижая или повышая налоги государство стимулирует или сдерживает развитие определённых сфер экономики.

3. Перераспределительная заключается в том что собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ. Например на развитие сельского хозяйства, нации, социальной сферы, защиту окружающей среды и прочее.

Кривая Лэффера

Q объём налоговых поступлений
r % ставка налогов
В
М
Н

Анализ: По мере повышения ставки налогов от 0 до 100%, налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня точки М, а затем снижаются до 0. При этом поступления налогов в условных точках В (высока ставка налога) и в низкой точке налогов Н налоговые поступления равны.

Если ставки налога равны 0, то государство не получает никаких налогов. Если ставка налога равна 100% - нет стимула к производству, а результат для государства так же нулевой.

Пониженная ставка налога в точке Н целесообразнее для государства: выше экономическая активность людей, больше объём производства и занятости и выше уровень благосостояния общества. Таким образом, в долговременном периоде снижение чрезмерно высоких налогов в условиях рыночной экономики может обеспечить стране рост инвестиций, расширение производства и занятости, а значит и увеличение дохода бюджета сокращение его дефицита и ослабление инфляции. Самая выгодная для государства ставка налога находится в точке М (50%).

Финансовые регуляторы.

 


Дискреционные (директивные) автоматические

 

Директивные вводятся в действие специальным решением властей, например: дополнительные налоги, МРОТ (минимальный размер оплаты труда)

Автоматически включаются самостоятельно, благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определённых условиях, например: прогрессивная налоговая система «автоматически включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившей определённый уровень.

Кредитно – денежная политика государства – направлена, прежде всего, на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции.

При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги, как:

1) денежная масса, её объём и структура;

2) предложение и спрос денег;

3) совокупные расходы;

4) учётная ставка (ставка рефинансирования), т.е. норма ссудного % по кредитам, которые Ц.Б. даёт коммерческим банкам.

Для поддержки экономической стабильности очень важно соблюдение равенства между товарной и денежной массами, т.е. соблюдение закона Фишера.

Денежное обращение в стране требует создания денежных агрегатов по степени их ликвидности, т.е. способности быть истраченными без потери или при небольшой потере их покупательной силы. С развитием кредита и расчётов через банки структура денежной массы.

Денежные агрегаты обозначаются М1, М2, М3, М4 по степени их ликвидности.

М1 - включает наличные деньги, чековые вклады;

М2 – включает М1 плюс безчековые сберегательные счета и мелки срочные вклады;

М3 – включает М1 и М2 плюс облигации государственных займов;

М4 – включает М1 М2 М3 плюс крупные срочные вклады.

Эта структура динамична, может меняться в зависимости от ликвидности агрегатов.

В странах с развитой банковской системой отмечается рост объёма депозитно-кредитных денег, т.е. тех, что значатся на вкладах и следовательно могут быть предоставлены в кредит.

Пример: допустим в первый банк сделают вклад 100 у.е., при этом установленная Ц.Б. норма резервного капитала – 20%, тогда после выполнения обязательных резервных требований у 1ого банка остаётся возможность отдать в ссуду 80у.е. Получается ссуда через оплату различных счетов в конечном итоге оседают на 2ом банке. Последний отчисляет 16 у.е., во 2ом банке остаётся 64 у.е.

Таким образом, государство регулирует банковские резервы и учётные ставки, для того чтобы не нарушать уравнение денежного обмена.

 

Денежные реформы.

Это полное или частичное преобразование денежной системы.

Методы денежных реформ.

1) Дефляция – сокращение денежной массы, путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков.

2) Деноминация - это укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые. Коэффициент укрупнения – 10, 100, 1000, т.е. 1 рубль приравнивается к 10, 100 или 1000.

3) Девальвация – означает: а) уменьшение золотого содержания успешной единицы страны, в период действия золотого стандарта; б) снижение её обменного курса, по отношению к иностранным валютам.

4) Ревальвация – процесс повышения (противоположный девальвации).

5) Нуллификация (уничтожение) происходит в результате сверх сильной инфляции, когда покупательная способность денег сводится к нулю или в связи со сменой политической власти.

6) Социальная политика государства её суть в регулировании социально- экономических условий жизни общества и заботе о благосостоянии всех его граждан. Социальная политика осуществляется по 2м главным направлениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...