Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование – это понимание к жизни




ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты и выдержки из первоисточников, научных статей

 

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ПОНИМАНИЕ К ЖИЗНИ

 

<...> ложное образование – вещь очень успокоительная, она всего более наполняет человека самодовольством; ему все более кажется, что он знает если не все, то очень многое и ничем не хуже любого гения или святого. Истинное же образование, подобно голове Горгоны, красующейся на щите богини мудрости, обдает человека холодом сознания ничтожества его знаний, заставляя его с каждым днем быть все менее довольным собою и стремиться все к большему совершенству.

<...> Меня всегда поражает, что взрослые люди никогда не говорят молодежи, как драгоценна молодость и какое громадное влияние она имеет на всю нашу последующую жизнь. Счастье всей жизни и ее мощь, значение и доля человека зависят главным образом от того, как проводит он дни своей юности. Эти дни не должны быть мрачными, так как молодежь прежде всего должна восхищаться и быть восхитительной; но это должны быть торжественные дни в самом глубоком значении этого слова, как торжественнее всего момент утренней зари. Дайте же всем людям насладиться их молодостью. <...>

Телесные упражнения и физический труд суть главные условия здорового воспитания нашего тела.

Поэтому прежде всего нужно стараться, чтобы ни один час, ни одна минута не проходили в праздности, которая, подобно яду, всасываясь в нашу плоть и кровь, превращается в привычку, отравляющую скукой всю вашу жизнь. Человек, привыкший к труду, всегда бодр, весел, энергичен и, если энергия его разумно направлена, может к концу каждого дня сказать, что день этот прожит недаром и что он ел хлеб, действительно добытый его трудом и потом.

Вторая духовная способность, которую должно быть обращено главное внимание, – это человечность <...>

<...> Действительное благо и сила человеческого прогресса зависят от того, насколько сильно в людях чувство благоговения к тому, что его достойно; а вся низость и все злополучие проявляются, когда человечество не находит ничего достойного благоговения и относится ко всему с равнодушием и презрением; поэтому в деле воспитания и образования громадное значение имеет развитие в детях и юношах уважения к предметам, вполне его заслуживающим. Учителями должны быть люди, которых дети могли бы любить и уважать; затем из прошлой жизни человечества нужно выбирать особенно ценное и хорошее в человеческих делах и чувствах: примеры геройских, самоотверженных подвигов, стойкости убеждений, готовности положить душу свою за друзей своих; нужно научать детей внутренне переживать такие моменты и подготовлять их, бестрепетно воплощать в своей жизни те лучшие идеалы, которые дает нам история.

Но рядом с благоговением должно развивать и сострадание, считая его делом чести, наравне с храбростью и как необходимое ее дополнение; в неписаном, внутреннем уставе школ жестокость, даже бессознательная, должна признаваться делом таким же позорным, как и трусость. Причинять малейшее страдание живому существу следует считать преступлением, позорящим человека, и каждый ребенок должен привыкать и развивать в себе способность мысленно ставить себя в положение несчастного и готовность всегда оказывать практическую помощь и защиту всем униженным и обиженным. Поэтому при всяком удобном случае необходимо знакомить детей с действительными несчастьями и страданиями, которые юноши, не изведавшие лишений и горя под домашним кровом, часто трудно понимают при радостном вступлении в жизнь.

Итак, мы прежде всего должны воспитывать в детях любовь к труду, благоговение и сострадание, а затем искренность и правдивость в чувствах, словах и делах. Искренней и серьезной правдивости нужно добиваться, как сокровища, и хранить ее, как венец.

Обратить правдивость в привычку есть задача учителя, и ею должно быть проникнуто все образование.

Во-первых, нужно приучать детей правдиво выражаться, т.е. не преувеличивать и не умалять передаваемые факты, подыскивая самую правдивую форму изложения и выражения, что составляет совершенство языка и ведет к пониманию и усвоению истинной красоты его. Во-вторых, нужно приучать к правдивости наблюдений и представлений, т.е. всегда воображать и видеть предметы, каковы они в действительности, а не такими, какими мы хотим их видеть, раздувая мелочи и сознательно или бессознательно оставляя без внимания многое существенное. Правило, которым должен в данном случае руководиться учитель, гласит следующее: «Говорите только о том, что вы знаете; обдумывайте только то, относительно чего у вас накопилось достаточно материала, и не ищите только того, что вам приятно, когда есть многое другое, достойное вашего внимания». Поэтому и учитель никогда не должен учить ребенка тому, в чем он сам не уверен, а главным образом остерегаться, чтоб не было ложью то, что он стремится внушить в ранние, нежные годы, когда благодаря чистоте детства и силе первых впечатлений все неизгладимо запечатлевается в душе ребенка. Есть много верного, несомненного знания, которое может быть сообщено детям, и потому незачем прибегать к тому, что сомнительно и может привести к заблуждению. Лучше пусть ребенок не узнает многих истин, чем свято сохранит в сердце своем хоть одну ложь.

И вот по этой и многим другим причинам главными предметами образования после литературы должны быть естественные науки, народоведение и математика. Естественные науки должны преимущественно знакомить с той областью, которую ребенку наиболее полезно узнать по условиям его жизни. Если он живет у моря, то с жизнью моря, морскими явлениями, жизнью морских птиц, животных и растений. Если он живет среди полей, то с жизнью земли, с земледелием и жизнью окружающих его животных, насекомых и растений. Если ему, наконец, суждено быть жителем города, то его необходимо ознакомить с разными отраслями промышленности и искусства и с теми предметами, которые служат для этих отраслей и перерабатываются ими. Узнав прошлую жизнь человечества, ознакомившись с тем, как в разных странах живут люди теперь, изучив явления природы и самую точную из всех наук – математику, получив здоровое физическое и нравственное воспитание, юноша может быть пригоден для жизни в истинном и глубоком значении этого слова...»

 

Источник: Рёскин Дж. Воспитание. Книга. Женщина: Очерки / Пер. с англ. М., 1899. – С. 13– 20

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...