Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое образованный, интеллигентный человек




 

<...> Интеллигентный человек – это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действенным выразителем. <...>

Понимать окружающую жизнь – вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень для его оценки. <…>

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности. <...>

Не в этом его деле, т.е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

Образованный человек – прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность понимается в лучшем смысле этого слова, исключает узость – узость мысли, знаний, понимания, настроения. <...>

Образованный человек – непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. <...> Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея собственные, фактически обоснованные. <...>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1) Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явления и даже не только формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2) Разносторонние, точные, достоверные знания, на которое должно всегда опираться это умение вдумываться, оценивать и понимать. <...>

3) Активность – умение действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде… <...> а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. <...> Активность – это и есть жизнь. Без активности нет образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность в конечном счете сводится не иначе, как к нулю.

4) Отзывчивость, способность не только видеть, но и чувствовать, переживать ее, умение ставить себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания… <...> Отзывчивость – это чуткость к окружающей жизни, это своего рода «образованность чувств», как симпатии, так антипатии, тонкость, умение улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость – это противоположность «дубинности», благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость человека лежит в основе любви к людям… <...>

Если в ком-либо все эти четыре качества на лицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. <...>

<...> действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он – образованный для всех, он – одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он – источник, он – естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни <...>

 

Источник: Рубакин, Н.А. Письма к читателям о самообразовании // Избранное: В 2 т. Т.2. М., 1975. – С. 19-24.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...