Для международного частного права
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Вопросы для подготовки к экзамену.
1. Понятие и признаки современного международного публичного права. Его предмет и методы. Место в международной нормативной системе.
Международное право – система права, создаваемая государствами путем соглашений и представляющая собой сложный комплекс, предметом которого являются межгосударственные отношения и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.
Особенности международного публичного права: 1) Международное право может считаться особой отраслью, так как отличается от системы внутреннего права своим предметом, объектам, кругом субъектов и источников, характером ответственности, методом регулирования; 2) Система международного публичного права не имеет органов надгосударственной власти, то есть субъекты международного права обладают особенностью в характере привлечения их к ответственности. Международное право как система есть наиболее слабая, чем внутреннее право государств. Разные мировосприятия со стороны государственных властей, а, соответственно, возможны диаметрально противоречивые позиции государств, что приводит к спорам, конфликтам. 3) Существуют понятия: международная система, международная нормативная система. В первую включаются все факторы (действующие лица) на международной арене (государство; религиозные организации; политические партии; фронты национально-освободительного сопротивления; физические лица; юридические лица). Международная нормативная система —более узкое образование, составными частями которого являются: а) собственно международное право; б) так называемые международные договорённости (декларации и другие, не имеющие обязательной юридической силы);
в) резолюции международных организаций (мягкое международное право); г) совокупность международной морали (не императивной) (правила международной вежливости).
Предмет: 1) Отношения между государствами (двусторонние и многосторонние) 2) Между государством и межправительственными организациями 3) Между государством и государственными образованиями 4) Между международными межправительственными организациями
Методы – императивный и диспозитивный (соглашения)
МП является частью международной нормативной системы (совокупность норм, правил с помощью которых регулируются международные меж государственные отношения. Рекомендации, международная мораль, договоренности не носящие правовой характер). Нормы МП не входят в национальную систему права и не включают в себя нормы национального законодательства.
2. Соотношение внутригосударственного, международного публичного права и межсистемных надотраслевых образований (международного частного права и международного административного права).
В доктрине международного права были выработаны три концепции соотношения международного и внутригосударственного права: одна дуалистическая и две монистических. Соотношение международного публичного права и международного частного права Для международного публичного права слово международное обозначает вненациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.
Основные отличия международного публичного права от международного частного права: В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.
В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП – традиционный субъект национального гражданского права государства. В основных источниках: для международного публичного права основным источником явлются международные договоры и обычаи, а для международного частного права - законодательство государств, судебная и арбитражная практика. 3 главных аспекта в данной проблеме: 1) влияние норм ВП на МП, темпы влияния, характер воздействия и т.п.;2) влияние МП на ВП;3) способы приведения в соответствие норм ВП к МП. В доктрине МП сложилось 2 главные концепции соотношения: 1) монистическая(доктринальная) теория и2) дуалистическая теория, каждая из которых в зависимости от характера власти в государстве имеет свои особенности.
3. Источники международного публичного права.
Источники МПП – установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования МП-норм.
Классификация: 1) Международный договор 2) Международный обычай 3) Акты международных конференций и совещаний 4) Акты международных судов
Международный договор – международное соглашение, заключающееся между государствами в письменной форме и регулируемое МПП, независимо от того, содержится ли такая норма в 1,2 или нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный обычай – доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы. - практика должна быть продолжительной - должен быть факт признания обычая юридически значимым
Акты международных судов: - Принимаются в развитие каких-либо норм. Действие акта связано с действием основной нормы, послужившей основой для его создания. - Судебный прецедент распространяется только на территории тех государств, которые связаны основной нормой.
- Суд, создавший прецедент, вправе его отменить либо заменить как устаревший, не отвечающий новым условиям жизни общества.
4. Понятие и содержание основных принципов современного международного права. Источники, в которых эти принципы закреплены.
Источники: - Устав ООН, 24.10.1945 - Заключительный акт совещания СБСЕ, 1.08.1975 Декларация о принципах международного права 1970 г.
1) Суверенное равенство государств – государства юридически равны, а элементом сравнения является наличие у них суверенитета. 2) Невмешательство во внутренние дела – запрещена любая деятельность, разжигающая религиозную, террористическую, политическую, национальную рознь. 3) Равноправие и самоопределение народов -все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. 4) Неприменение силы или угрозы силой – агрессия, как форма давления на государство, запрещается. 5) Мирное урегулирование споров 6) Нерушимость границ 7) Территориальная целостность государств 8) Уважение прав человека и основных свобод 9) Сотрудничество государств -государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений. 10) Добросовестное выполнение международных обязательств
5. Понятие норм международного публичного права, их особенности и иерархия.
Нормы МПП – обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МПП.
Особенности: 1) предмет регулирования – межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов 2) порядок создания – согласование позиций государств и (или) иных субъектов 3) форма закрепления – соответствие соглашения характеру содержащихся правил поведения 4) обеспечение реализации норм, как правило, самими государствами, в том числе, путем создания специальных организаций (п: МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергии)
Приняв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую клас- сификацию норм международного права: 1) по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы; 2) по сфере действия – универсальные (образующие общее международное право), регио- нальные, партикулярные (локальные); 3) по юридической силе – императивные и диспозитивные; 4) по функциям в механизме международно-правового регулирования – материальные и процессуальные; 5) в зависимости от способа осуществления – самоисполнимые и несамоисполнимые; 6) по способу создания и форме закрепления – обычные, договорные (конвенционные), нормы решений международных организаций. Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договор- ная (специальная). Существуют также критерии системности норм международного права, такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточ- няющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным предметом регулирования, неретроактивность норм.
1) по субъектно-территориальному составу: - универсальные (регулир. всеобщие отношения, имеющие статус jus cogens) - локальные (регулирующие правоотношения, представляющие интерес лишь для нескольких субъектов МПП) п: договор о создании СНГ
6. Понятие, классификация и общая характеристика субъектов современного международного права.
Субъекты международного права – участники международных правоотношений, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, обладающие способностью к самостоятельным международно-правовым действиям по созданию, выполнению и обеспечению норм МПП.
Классификация: 1) Первоначальные: - государство (унитарное гос-во, федеративное, конфедеративное) - нации и народы, борющиеся за создание собственного гос-ва (п: Палестина) 2) Производные: - государствоподобные образования (п: Мальтийский орден, Ватикан) - международные межправительственные организации (п: СНГ, ООН, организация стран-экспортеров нефти)
Нации и народы, борющиеся за свое самоопределение. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающими международными правами и обязанностями.
Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международные органы. Субъект международного права должен быть непосредственно подчинен международному регулированию и обладать международным публичным статусом.
7. Признание как институт международного публичного права. Виды признания по объему и виды признания по адресатам.
Признание в МПП – наделение субъекта МПП правосубъектностью.
Выделяется два критерия: - по объему - по адресату
По объему: 1) де-юре: Полное и окончательное признание Установление дипломатических и торговых отношений Не может быть отозван 2) де-факто: Неполное и неокончательное признание Установление отношений не выше консульских Не может быть отозван 3) ад-хок: Признание на данный период времени Может быть отозван п: ЭТА (баски) Основные виды международно-правового признания следующие: · Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения. · Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например, в результате демократических выборов. · Признание восставшей (воюющей) стороны. · Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений. · Признание организаций сопротивления. Кроме того, по критерию времени признания разделяют на: · Преждевременное — производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Большинством ученых воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства (А. Фердросс, Л. Оппенгейм). · Запоздалое — производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права(например, признание КНР Соединёнными штатами Америки в 1979 году). В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется: · Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства. · Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.
8. Правопреемство государств в отношении международных договоров.
Правопреемство государства означает переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, при вхождении государства в состав другого, при разделении государств, цессии (уступки части территории). Или смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Субъекты: - государство-предшественник - государство-правопреемник
Венская конвенция о правопреемстве договоров (1983): регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами.
Правила правопреемства в отношении договоров: 1) В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa (чистая доска): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями. 2) Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории: А) договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства Б) Договоры государства-преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства государств, за исключением случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора к данной территории было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия 3) При объединении нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора. 4) При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника 5) Двусторонний договор, который в момент правопреемства находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если: - они договорились об этом - в силу своего поведения должны считаться выразившими такую договоренность.
С т.з. объектов правопреемства по Венской конвенции 1983 г. ими являются: 1) территория государства, 2) м/народные договоры, 3)население, 4) государственная собственность, 5) архивы (административно-правового характера в первую очередь), 6) членство в меж/нар организациях(неоднозначный характер)
По способу вхождения в правопреемство различает: 1. простым уведомлением о правопреемстве, 2. под условием будущего акта ратификации такого договора, 3. в результате насильственных действий (антиколониальная борьба, национально-освободительная борьба, соц. революция)
По срокам действия акта правопреемства: 1. постоянное, 2. временное,
По объёму прав и обязанностей: 1. полное, 2. частичное
9. Правопреемство государств в отношении государственных долгов и собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|