Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него




Наказуемы следующие деяния:

а) геноцид;

 

b) заговор с целью совершения геноцида;

 

c) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

 

d) покушение на совершение геноцида;

 

e) соучастие в геноциде.

 

Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом

Существует широко распространенная среди юристов-международников и правозащитников позиция, что проблема уголовного наказания за грубые и массовые нарушения прав человека, и в частности - за такое преступление против человечества как геноцид, неразрешима в рамках национального правосудия. Поэтому все международные преступления, в какой бы стране они не совершались, должны быть подсудны исключительно международным судебным органам.

 

Безусловно, что даже имплементация в национальное уголовное право норм международного уголовного права, не дает достаточных оснований надеяться, что государство, совершившее на своей территории геноцид в отношении подвластной инонациональной группы, привлечет к ответственности своих граждан титульной нации.

 

В государстве, в котором совершен геноцид в отношении одной из подвластных национальных, этнических, религиозных, политических и др. групп, возможность предания национальному суду руководителей своего же правительства возможна лишь в том случае, если в стране произойдет смена правительства и если новое правительство окажется заинтересованным в придании суду членов старого правительства.

Международные суды имеют возможность приступать к осуществлению правосудия, не дожидаясь падения преступного режима.

 

Согласно Римскому статуту Международный уголовный суд (МУС) должен заниматься преступлениями против человечности, случаями геноцида и военными преступлениями, совершенными после 1 июля 2002 года, дня начала работы суда, но только в том случае, если государство, граждане которого совершили преступление, ратифицировало конвенцию. МУС не является частью Организации Объединенных Наций и подотчетен странам, ратифицировавшим его статут.

 

 

51. Терроризм как преступление международного характера.

 

Терроризм - тяжкое преступление международного характера, которое представляет собой совокупность общественно опасных деяний отдельных лиц и организаций, направленных на достижение политических и других целей путем осуществления взрывов и иных опасных для здоровья людей действий международного характера.

 

Акты терроризма влекут бессмысленную гибель людей, нарушая нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняя международные контакты, встречи, а также транспортные связи между государствами. Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций.

 

Преступлением международного характера терроризмом квалифицируется в следующих случаях:

а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;

б) акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой:

в) подготовка ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом;

г) совершив акт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.

 

Борьба с терроризмом ведется на основе:

§ Межамериканской Конвенции о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма 1971 г.;

§ Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

Европейская Конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г. выделила две категории правонарушений:

1) преступные деяния в силу участия государств в Конвенции;

2) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств.

В системе ООН создан специальный комитет по международному терроризму, занимающийся подготовкой международного договора о борьбе с терроризмом.

Нормы международного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которого совершены террористические акты или судить их по своим законам.

Терроризмом признаются следующие умышленные деяния: убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы этих лиц; насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица, если нападение может угрожать его личности или свободе: угроза, покушение или соучастие в таком нападении. При задержании террориста государство принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры, обеспечивающие "его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи".

Заинтересованным государствам или международным организациям сообщается о принятых мерах.

 

При этом юрисдикция государств осуществляется в следующих случаях:

а) преступление совершено на территории данного государства или на борту транспортного средства (корабля, самолета и т.п.), зарегистрированного в этом государстве;

б) предполагаемый преступник является гражданином этого государства

в) преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой и выполняющего официальные функции от имени данного государства

 

52. Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации как преступление международного характера.

 

 

Понятие актов незаконного вмешательства. Женевская конвенция об открытом море 1958 года определяет пиратство как любые неправомерные акты насилия, задержания или грабежа, совершаемые в личных целях экипажем или пассажирами одного частновладельческого судна или летательного аппарата в отношении другого судна или летательного аппарата и находящихся на борту лиц и имущества. Речь идет о действиях экипажа или пассажиров пиратских морских или воздушных судов. При этом такие акты, по смыслу Женевской конвенции, могут квалифицироваться как "пиратство" только в случае их совершения в открытом море или в воздушном пространстве над ним. Поэтому неверно называть "воздушным пиратством" акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Впервые определение одного из видов незаконного вмешательства, совершаемого непосредственно на борту воздушного судна (незаконного захвата воздушного судна), было дано в Токийской конвенции 1963 года, которая определяет незаконный захват следующим образом: "...когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта". Однако конвенция не квалифицирует подобные действия как преступление, а лишь ограничивается определением самого акта незаконного захвата.

В 1970 году в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Гаагская конвенция 1970 года кроме определения акта незаконного захвата, по существу совпадающего с определением, содержащимся в Токийской конвенции, квалифицирует такие действия как преступление (ст. 1) и обязывает государства принимать в их отношении суровые меры наказания (ст. 2).

В соответствии со ст. 1 Монреальской конвенции 1971 года "любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

a) совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности воздушного судна; или

b) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя; или

c) помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое Может угрожать его безопасности в полете; или

d) разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; или

e) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете".

Условия применения международных соглашений по борьбе с актами незаконного вмешательства. Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции применяются во всех случаях, когда воздушное судно находится в полете над территорией иной, чем территория государства регистрации воздушного судна.

Токийская конвенция в целях применения ее положений определяет время полета - "с момента включения двигателя с целью взлета до момента окончания пробега при посадке" (п. 3 ст. 1).

Гаагская и Монреальская конвенции определяют начало полета - "с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки" и окончание - "с момента открытия любой из таких дверей для выгрузки".

В случае вынужденной посадки, согласно Гаагской и Монреальской конвенциям, считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц, находящихся на борту.

В соответствии с Токийской конвенцией командир воздушного судна может применить "разумные меры, включая меры принуждения", если он имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить правонарушение на борту воздушного судна или действия, угрожающие его безопасности. Кроме того, любой член экипажа или пассажир, по просьбе командира воздушного судна или без такой просьбы или разрешения, может принять такие превентивные меры самостоятельно и немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна или находящихся на нем лиц или имущества (ст. 6). Командир обладает даже правом высадить такое лицо и передать компетентным органам того государства - участника Токийской конвенции, на территории которого совершена посадка.

Монреальская конвенция 1971 года применяется также в период нахождения воздушного судна "в эксплуатации". Этот период определяется с начала предполетной подготовки и продолжается в течение 24 часов после совершения воздушным судном посадки. Все три конвенции не применяются в отношении воздушных судов, занятых на военной, таможенной и полицейской службе.

Вопрос выдачи и наказания преступников. Токийская конвенция (ст. 4) предусматривает, что осуществлять юрисдикцию во всех случаях может государство регистрации воздушного судна. Однако она позволяет любому государству вмешиваться в полет, если действия на борту самолета направлены против гражданина такого государства, если преступление создает последствия на его территории или угрожает его безопасности либо если вмешательство государства в полет необходимо для выполнения им обязательств по многостороннему международному соглашению.

Согласно Гаагской и Монреальской конвенциям, устанавливать юрисдикцию в отношении преступления могут: государство регистрации воздушного судна; государство основного места деятельности или постоянного места пребывания арендатора воздушного судна, которое сдано в аренду без экипажа; государство, на чьей территории совершает посадку воздушное судно, на борту которого совершено преступление и еще находится преступник; либо иное государство, на чьей территории находится преступник или предполагаемый преступник.

Здесь установлен принцип конкурирующей юрисдикции. Конвенции не содержат каких-либо положений о "предпочтительной юрисдикции" наиболее заинтересованного государства (таковым, как правило, является государство регистрации воздушного судна).

Положения Токийской конвенции оказались малоэффективными в борьбе с незаконным захватом воздушных судов, диверсиями против авиатранспорта на земле и аналогичными преступлениями, принявшими к концу 60-70-х годов угрожающие размеры. В соот ветствии с Гаагской и Монреальской конвенциями лица, совершившие такие акты, признаны подлежащими либо выдаче, либо суровому наказанию.

Центральными статьями Гаагской и Монреальской конвенций являются ст. 7, в соответствии с которыми "договаривающееся государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано, без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого государства".

Практика последних лет знает немало случаев выдачи лиц, совершивших угон самолетов. Так, в 1976 году Иран, в 1977 году Финляндия выдали СССР лиц, угнавших советские самолеты в эти страны. В случае невыдачи таких лиц они предстают перед судом (например, в Пакистане отбывает наказание группа лиц, угнавших самолет из СССР).

В рамках ИКАО не раз выдвигались предложения о принятии протокола к Гаагской конвенции с целью установления принципа "предпочтительной юрисдикции" государства регистрации.

 

53. Преступления международного характера, наносящие ущерб моральным ценностям, личному и государственному имуществу (пиратство, торговля людьми, распространение порнографии, преступления, сходные с рабством).

 

РАБОТОРГОВЛЯ —это преступление, заключающееся в: похищении и продажи детей с целью использования в качестве рабочей силы, обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, долговая кабала в виде труда должника (не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда) В последние годы это все чаще встречается в открытой или завуалированной форме. Субъектами преступления являются отдельные физические лица, преступные группы или организации, все члены которых несут ответственность как соучастники. Субъективная сторона-форма вины может быть только умышленной.

Пиратство также является преступлением, носящим международный характер. Оно было широко распространено в древности и средневековье. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Определение пиратства содержится в Конвенции ООН по морскому праву (1982)35, согласно которой под пиратством понимается: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемые с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летательного аппарата); б) любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления указанных в п. «а» неправомерных действий; в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием актам пиратства (ст. 101). Конвенция обязывает все государства сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100).

Любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватить имеющееся на нем имущество (ст. 105). Захват судна за пиратство может совершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом, состоящими на государственной службе и специально на то уполномоченными (ст. 107). Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и их экипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могут преследоваться в открытом море, быть захвачены и в случае сопротивления потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна его экипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105). Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаются законным собственникам.

Преступлениям, связанным с распространением порнографии

В последние десятилетия серьезно выросло число случаев сексуальной эксплуатации детей и подростков и распространение детской порнографии. Эти обстоятельства вызывают серьезную обеспокоенность национальных правительств и международных организаций. О необходимости обеспечения безопасности детей от использования в целях эксплуатации в порнографии и порнографических материалах указывается в ст. 34 Конвенции о правах ребенка. В Конвенции отмечается, что государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. И в этих целях они принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые превентивные меры. Детализация этих положений содержится в принятом 25 мая 2000 г. в г. Нью-Йорке в дополнение к Конвенции о правах ребенка Факультативном протоколе, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В частности, в нем указывается о целесообразности принятия государствами-участниками более широкого характера мер защиты детей от получивших распространение практик их использования в порнографии.

Этим международным документом определены многие важные параметры взаимодействия в сфере борьбы с детской порнографией. В частности, в ст. 2 Факультативного протокола дано определение детской порнографии. Под ней предлагается понимать любое изображение какими бы то пи было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях. Кроме того, в документе указывается, что каждое государство-участник должно обеспечить, чтобы его уголовным правом были охвачены действия по производству, распределению, распространению, импорту, экспорту, предложению, продаже или хранению детской порнографии, независимо о того, были эти преступления совершены на национальном или транснациональном уровне или в индивидуальном или организованном порядке (ст. 3).

 

54. Основные положения института выдачи преступников.

 

Единого документа который бы определял основные положения института выдачи нет.

1) Право но не обязанность гос-ва, обязанность наступает лишь при наличии договора.

2) При наличии договора экстрадиции всегда производиться с существенными оговорками, в частности

· Выданное лицо м.б. привлечено к ответственности и наказано лишь за то преступление в связи с которым состоялась выдача.

· Если законы запрашиваемой страны не предусмотренные за это преступление смертной казни, а законы запрашиваемой страны такую меру наказания за это преступление предусматривают, к виновному не может быть применена смертная казнь.

· Конвенция против пыток 1984г. Запрещает государством выдачу лиц др. гос-м, если есть серьезное основание полагать, что к выданным м.б. применены пытки.

3) Преступление может влечь выдачу только, если деяние признается преступным по законодательству обеих государств и если за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее года.

4) Собственные граждане не выдаются, как межд-ый обычай не выдаются как правило лица без гражданства постоянно проживающие на территории государства

5) Выдача не осуществляется:

· Если преступление совершено на территории запрашиваемого государства

· Если по закону хотя бы одна из сторон уг. Преследование не м.б. осуществлено в силу истечения срока давности, амнистии или по иным законным основаниям.

· Если в запрашиваемом государстве уже ведется следствие по данному делу или уже вынесен приговор или по этому уг. Делу уголовное преследование прекращено.

· Если лица получили террористическое убежище

 

55. Передача лиц, приговоренных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве своего гражданства.

 

Принципу гуманизма отвечает положение международных актов о предоставлении осужденным возможности отбывания наказания в близкой общественной среде, в стране, где они имеют прочные и устойчивые связи (бытовые, семейные). Эту цель преследуют международно-правовые нормы о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а также положения гл. 55 УПК РФ.

 

В Россию может быть передан гражданин РФ, осужденный судом иностранного государства к лишению свободы, а Россия может передать лицо, осужденное судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

 

Иногда вопрос о круге передаваемых лиц непосредственно регулируется международным договором. По договору с Азербайджаном допускается передача не только граждан соответствующих государств, но также и лиц, имеющих постоянное место жительства на территории договаривающихся сторон независимо от их гражданства. Договор с Финляндией, включающий аналогичное положение, не распространяет его действие на лиц, являющихся гражданами государства вынесения приговора.

 

Многосторонним международным договором, на основе которого решаются вопросы передачи, является Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (1978 г.). Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ратифицировавшие ее государства.

 

Двусторонние договоры заключены Россией с Азербайджаном, Латвией, Туркменистаном и др. Передача осужденного может быть также осуществлена в соответствии с письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства, основанными на принципе взаимности.

 

Нормами международного права и УПК РФ передача осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, допускается в случаях, когда назначенное наказание в виде лишения свободы еще не отбыто осужденным. На лиц, осужденных не к лишению свободы, а к иным наказаниям, нормы гл. 55 УПК не распространяются.

 

Основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ является решение суда.

 

Суд принимает решение о передаче осужденного по результатам рассмотрения: а) представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний; б) обращения осужденного; в) обращения представителя осужденного; г) обращения компетентных органов иностранного государства.

 

Компетентными органами иностранного государства признаются органы, имеющие право принимать решение о передаче осужденного. К ним относятся, как правило, министерства юстиции и прокуратура.

 

В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказаний, является Министерство юстиции РФ (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313). Непосредственно исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции РФ (подп. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314).

 

Передача осужденного к лишению свободы для отбывания наказания является правом, а не обязанностью Российской Федерации. Российская Федерация передает осужденного только при наличии уверенности в том, что вынесенный ею приговор будет исполнен в иностранном государстве. УПК закрепляет перечень оснований, при наличии которых в передаче может быть отказано. Большинство из них указывается в международных договорах (например, ст. 4 Конвенции о передаче 1978 г.), которые им также не придают обязательного характера.

 

Передача может не состояться в случаях:

 

1) несоблюдения принципа двойной криминальности деяния. Если в иностранном государстве ни одно из деяний, за которые лицо осуждено в РФ, не признается преступлением, переданное лицо придется освободить, чем нарушится принцип неотвратимости наказания;

 

2) невозможности исполнения наказания в иностранном государстве вследствие:

а) истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства (например, в связи с объявленной амнистией);

б) непризнания судом или компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации. Причинами непризнания могут явиться такие обстоятельства, как отнесение иностранным государством преступления, за которое осуждено лицо в Российской Федерации, к политическим или военным преступлениям; наличие достаточных оснований полагать, что приговор был вызван или отягчен из-за расовой принадлежности лица, его вероисповедания, национальности или политических убеждений; непризнание осужденного субъектом преступления ввиду его возраста, если во время совершения преступления его возраст был таковым, что лицо не могло быть объектом уголовного преследования в иностранном государстве, и др.;

в) признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации, но без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства, в результате чего осужденный, хотя формально и будет рассматриваться как отбывающий наказание, в действительности не будет нести никаких тягот и обременений, связанных с назначенным ему наказанием;

г) несопоставимости условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного осужденному судом Российской Федерации, с определенными судом или иным компетентным органом иностранного государства, гражданином которого он является (независимо от того, ухудшают они или улучшают положение осужденного). Несмотря на то, что в международно-правовых актах закреплена возможность замены лишения свободы, назначенной в государстве, где вынесен приговор, иным наказанием в государстве, гражданином которого является осужденный, возможности усмотрения суда иностранного государства, где будет исполняться приговор, при такой замене ограничены определенными правилами. Согласно этим правилам в случаях, если законодательством государства, гражданином которого является осужденный, за совершенное им деяние в качестве наказания не предусмотрено лишение свободы, суд по законодательству своего государства определяет переданному лицу не любое наказание, а наиболее соответствующее наказанию в виде лишения свободы, назначенному по приговору (ст. 10 Конвенции о передаче осужденных 1978 г.);

 

3) отсутствия гарантии со стороны осужденного или государства соблюдения имущественных прав лиц, признанных в установленном законом порядке гражданскими истцами;

 

4) отсутствия между государствами согласия о передаче на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

 

5) наличия у передаваемого лица постоянного места жительства в Российской Федерации.

56. Международные организации, их признаки и юридическая природа.

 

Международная организация — это объединение не менее трех государств, создаваемое на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

Признаки международной организации:

1) участие суверенных государств;

2) договорная основа заключается в том, что учредительным актом (уставом) международной организации является многосторонний международный договор, который не только устанавливает права и обязанности участников, но и создает международную организацию;

3) наличие определенных целей, так как именно цели характеризуют ее правомерность, компетенцию и в целом характер ее внутриорганизационного механизма;

4) международная правосубъектность организации, которая проявляется в международных обязанностях и способности приобретать таковые через свои действия;

5) система постоянно действующих органов;

6) учреждение в соответствии с международным правом означает правомерный характер международной организации и соответствие Устава и деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права.

В современных международных отношениях действуют около четырех тысяч международных организаций, являющихся одной из организационно-правовых форм сотрудничества государств и охватывающих практически все его аспекты.

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

1) статусу участников — межправительственные и неправительственные организации;

2) срокам деятельности — действующие на постоянной основе и временно существующие;

3) соответствию международному праву — правомерные и противоправные;

4) условиям вступления — открытые и закрытые;

5) сфере деятельности — политические, экономические и занимающиеся специальными вопросами;

6) субъективно-территориальному признаку — это универсальные, региональные и субрегиональные организации;

7) компетенции — общей и специальной.

Сущность происходящего в международном организации состоит в выявлении интересов государств-членов, их согласовании и выработки на основе этого общей воли, определении задач и путей их решения.

Основные фазы деятельности организации непосредственно связаны с ее функциями:

§ регулирующая — принятие решений, определяющих цели, принципы и правила поведения государств-членов;

§ контрольная — осуществление контроля за соответствием поведения государств принимаемым решениям, принципам и нормам международного права;

§ оперативная — достижение поставленных задач собственными средствами организации

Функционирование любой международной организации может быть эффективным при условии наличия у нее определенных элементов, получивших название организационно-правового механизма.

1. Организационная структура международной организации. В ее состав входят высшие, исполнительные, административные органы, комитеты и комиссии по специальным вопросам, которые действуют на постоянной или временной основе.

2. Компетенция международной организации. Деятельность организации носит правомерный характер, если она осуществляется в соответствии с ее компетенцией, которая проявляется в компетенции ее органов.

Различают следующие виды компетенции международной организации:

§ предметная (определяет круг вопросов, которые подлежат ведению организации);

§ юрисдикционная (определяет юридическую силу актов по вопросам, входящим в предметную компетенцию);

§ подразумеваемая (предусматривается не только Уставом организации, но и подразумевается из положений этого акта);

§ «имманентная» (согласно этому виду компетенции следует руководствоваться в основном целями международной организации, а не положениями ее Устава).

3. Процедура принятия решений. Она совершенствовалась по мере развития международных организаций и прошла следующие стадии:

§ единогласие;

§ большинство голосов;

§ взвешенное голосование;

§ консенсус;

§ принятие в «пакете».

4. Бюджет международной организации формируется за счет взносов государств, исходя из собственных правил организации. Государства вносят свои взносы в:

§ регулярный бюджет — финансирование всей административной деятельности организации;

§ добровольные фонды — финансирование отдельных видов деятельности организации, ее оперативных программ.

5. Правовое положение международной организации в стране пребывания. Правовое положение определяется Уставом организации, ее соглашением с принимающей страной, многосторонними МД, законодательством государства пребывания.

 

57. Организация Объединенных Наций. Система органов. Членство. Цели и принципы. Современные проблемы.

 

Устав Организации Объединенных Наций (ООН) был принят на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г., представителями 50 государств. Он вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством остальных государств, подписавших Устав.

Цели ООН определены в ст. 1 Устава:

§ поддержание международного мира и безопасности;

§ развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

§ осуществление международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

§ согласование действий наций в достижении общих целей.

Для достижения целей ООН государства ее образующие действуют на основе следующих принципов (ст. 2 Устава ООН):

§ суверенного равенства;

§ добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу ООН;

§ мирного разрешения международных споров;

§ неприменения силы и угрозы силы;

§ всемерной помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом и отказа от поддержки любого государства, в отношении которого ООН предпринимает действия принудительного характера;

§ невмешательства во внутренние дела любого государства, входящие в его внутреннюю компетенцию.

ООН выполняет свои функции посредством главных и созданных вспомогательных органов.

Главные органы ООН

1. Генеральная Ассамблея (ГА) — наиболее представительный орган ООН, в работе которого участвуют все члены организаций, обладающие одним голосом. Решения принимаются простым или квалифицированным большинством исходя из важности вопроса.

Компетенция ГА:

§ обсуждает любые вопросы в пределах Устава ООН и дает рекомендации членам ООН и ее органам, за исключением отнесенных к компетенции Совета Безопасности ООН;

§ рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира, а также вопросы, относящиеся к поддержанию мира, и дает соответствующие рекомендации;

§ рекомендует меры мирного разрешения ситуаций, угрожающих стабильности международных отношений;

§ содействует международному сотрудничеству в политической области, прогрессивному развитию и кодификации МП;

§ формирует органы ООН и получает доклады об их деятельности;

§ по рекомендации Совета Безопасности принимает новых членов ООН и осуществляет исключение из состава организации;

§ совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда.

2. Совет Безопасности (СБ) несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН). Это постоянно действующий главный орган ООН. Он состоит из 15 членов:

§ постоянные (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай);

§ не постоянные, которые избираются на 2 года ГА ООН.

Решения принимаются большинством голосов:

§ по вопросам, связанным с обеспечением международного мира и безопасности обязательно требуется единогласие постоянных членов СБ плюс 4 голоса;

§ по процедурным вопросам необходимо 9 голосов при услови

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...