Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст переведен по изданию : Aimoini Monachi Inclyti Coenobii D. Germani a Pratis Libri Quinque de Gestis Francorum. Parisiis. 1602




АЙМОИН (ЭМУАН) ИЗ ФЛЕРИ

ПЯТЬ КНИГ ИСТОРИИ ФРАНКОВ

LIBRI QUINQUE DE GESTIS FRANCORUM

КНИГА III

Глава 1.

О споре короля Хильперика с братьями об отцовском наследстве.

После похорон Хлотаря между его сыновьями началась борьба за власть. Ибо Хильперик, из братьев в замыслах самый решительный, не довольствуясь разделом наследства с остальными братьями, завладел сокровищницей отца, находившейся в городе Паризии, и захватил власть над теми франками, которые, как он знал, были жадны до денег и которые были наняты им. Но братья, объединившись, в неожиданном нападении изгнали его из города. Наконец, приглашают его, согласившегося с условиями мира, и четыре брата делят все королевство на четыре равные части. При этом Хариберту, который звался и Арибертом, по жребию достался город Паризии, некогда принадлежавший Хильдеберту, Гунтрамну – Аврелиан, то есть королевство Хлодомира. Хильперику был выделен город Свессион, сама столица отцовского королевства. Сигеберту достался Медиоматрик, он же Меттис, некогда подчиненный владычеству его дяди Теодориха, город известный и прославленный и поэтому среди остальных городов Галлии всегда занимавший видное место. Отступив на некоторое время от начатого повествования, расскажем о нем то, что смогли найти в старинных книгах.

Когда народ вандалов, присоединив к себе свевов и алан, собрался опустошать Галлию, король вандалов Хрок 1 спросил у своей матери, делая какие свершения, он прослывет великим. Она ему говорит: «Если, сын, жаждешь быть известным в мире, разрушь великие здания, построенные предыдущими поколениями. Разрушая большие города, умертви мечом их жителей. Ибо не сможешь построить жилища лучшие, чем жилища предшественников, и не сможешь, воюя, шире распространить славу твоего имени». Тот стал ревностно выполнять этот ее наказ, словно это было сказано божественным оракулом, а не голосом человека. Ибо, перейдя Рейн по мосту у Могонциака 2, сначала жестоко разрушил сам город, а затем повернул путь следования к городу Меттису. Ночью, которая предшествовала дню его прихода, его стены, рухнув сами собой по Божьей воле, открыли путь вторгающимся. Неясно, то ли это бедствие было навлечено на грешных и нераскаявшихся горожан Божьим гневом, то ли, быть может, для того чтобы ускорить справедливую погибель ужаснейшего убийцы, который, считая из-за этого, что ему благоприятствуют решения, принятые на небесах, стремился бы туда, где подвергся бы заслуженному наказанию за ужасные деяния. И вот, когда горожане Меттиса были доведены почти до полного истребления, спешит в Треверы. Треверцы, расположив охрану на территории города, оказали сопротивление его нападению. Хрок, не сумев взять Треверы, при попытке захватить Арелат был пойман неким рыцарем, по имени Марий, проведен через города, которые разорил, и погиб, измученный пытками. Но сказанного об этом достаточно.

Глава 2.

О Хариберте, прозванном также Арибертом, и об иммунитете церкви святого Германа.

Хариберт, он же Ариберт, король Паризиев, взял в жены Ингобергу 3. У нее были две служанки. Имя одной – Марковефа, другая звалась Мерофледой. Король воспылал к ним такой любовью, что бросил жену Ингобергу и на ее место принял их обеих, из-за чего был попрекаем блаженным Германом, епископом упомянутого города. Но не исправившись, познал скорбь, потеряв вместе с сыном, которого ему родила одна из них, пораженных с небес их обеих. Также и сам, немного времени спустя 4 окончив жизнь в Аквитании в крепости Блавии 5, был похоронен в базилике святого Романа 6.

В эти дни блаженнейший Герман, чувствуя, что приближается день своей кончины и замечая, что Церковь Римского Престола 7 испытывает много бедствий (как о том рассказано выше о смещении Сильверия и о преемстве Вигилия), также опасаясь, что епископы города Паризии в последующие времена будут по какому-либо основанию тревожить монастырь святого Креста и святого Винсента 8, которую построил прославленный король Хильдеберт, в особенности по тому основанию, которое содержится в эдикте славного короля Хлотаря и гласящее: «Назначаем аббата той обители и т. д.», – постановил издать указ об иммунитете, которым всех епископов кафедры Паризиев лишил бы этого основания. Святой ум даже предвидел, что Святая и Апостольская Римская Церковь в последующем согласится с иммунитетом, или свободой, монастырей. Ибо сам блаженный папа Григорий 9 в последующем это установил и утвердил своими декретами. Эта же жалованная грамота иммунитета такова.

Жалованная грамота 10 святого Германа, епископа Паризиев, об иммунитете киновии господина Винсента от всякого подчинения прелатам.

Грешный Герман господам апостольским мужам святым братьям во Христе всем будущим епископам города Паризии, которые сподобятся благодати Божьей и будут одарены сопричастием небесному.

Всем хорошо известно, насколько щедр был к монастырям и церквам, также и к мужам, боящимся Бога, светлой памяти прославленный король Хильдеберт. Его величайшая милость многим пожаловала щедрые благодеяния, нам же – твердые гарантии иммунитета от повинностей. Ибо считая, что, поскольку он откладывает себе то преходящее, что должно быть причислено к его заслугам, гораздо большее ему будет дано Богом: что если он из-за любви к Богу основывает церкви и храмы и поддерживает в нужде убогих, то малое дает за великое и за земное будет удостоен небесного. Поэтому, думая о своем погребении, и нам поручил выполнять некоторые свои решения, сделав уступки относительно этих решений. Так вот, этот славный государь построил в Паризиях единую базилику во славу святого Креста, Господина Винсента и других святых и распорядился похоронить его там. Также постановил, чтобы мы пользовались щедростью его благодеяний, основываясь на рукописи его завещания, и установил условия этого пользования.

Но поскольку рукопись завещания находится во власти человеческого преходящего и некоторые в своем лукавстве стремятся к тому, чтобы не было ему дано вечное блаженство и чтобы написанное не было исполнено, также чтобы аббат и конгрегация не получили завещанного и погибли от нужды в одежде и пропитании, память о нем воззвала меня и в любви к нему устрашила меня эта опасность, также и чувство благодарности и преданности. В то время, когда он был жив после Бога, были у нас иммунитет и безопасность, мир и покой, также и полное обособление от мирских дел.

При нынешних же обстоятельствах мы, думая о его благочестии, также и других королей 11, хочем, чтобы привязанность вашей братской любви была согласна с нами в том, чтобы почитание этого известнейшего святого места и память упомянутого славного государя сияла в этом месте во все времена нашей эпохи. Пусть сам монастырь имеет аббата из собственной конгрегации, который через преемство пусть имеет попечение об этой обители, находясь под властью королей. И пусть всякий епископ Паризиев будет отчужден от этой обители так, что впредь да не будет у него никакой власти в отношении чего-либо, относящегося к самой обители. Одновременно и постановляем, чтобы не решился войти в обитель никакой митрополит либо его суфраган для того, чтобы кого-либо возвести в сан, если только войдет по приглашению аббата этой обители, чтобы совершить святое таинство, или освятить церкви, или благословить клириков и монахов. От этих обязанностей он не может отказаться никоим образом. В остальном же постановляю, предлагаю, заклинаю, чтобы все, что будет дано или предоставлено с настоящего момента в отношении фисков, поместий, полей, золота или серебра, обитель имела в полном объеме как в мои времена, так и во времена моих преемников – епископов, сидящих на кафедре Паризиев, также и боящихся Бога правителей народа этого города. Также этой грамотой об иммунитете и цессии постановляю, чтобы моя базилика, упомянутая выше 12, оставалась без обязательств относительно своих действий 13. И поскольку ранее не было такого обычая и это мне только дозволено королями и государями, я решил не обходить того, чтобы испросить согласия вашего благочестия с написанным мной. Поэтому прошу, чтобы все было утверждено и подтверждено через вас, с тем чтобы впредь было законным.

И если кто-либо в какое-либо время будет пытаться действовать вопреки этим моим решениям, которые я в своем стремлении к достоверности постановил записать по совету и убеждению митрополита и остальных епископов, либо, возможно, будет искать возможности возражать им, во-первых, пусть не будет допущен на пороги святых церквей, пусть будет лишен общения со всеми епископами и священниками и пусть не будет ему мира как в настоящем времени, так и в будущем. А на грядущем суде пусть узнает на себе мое вместе с присутствующими господами моими митрополитами и соепископами, со святыми и угодниками Божьими (во славу которых составлена эта рукопись) осуждение и пусть будет анафемой маранафой.

И сверх того, чтобы эта грамота могла иметь достоверность и полноту, я постановил подтвердить ее подписями господ епископов из нашей провинции, также моих братьев пресвитеров и диаконов.

Составлено в городе Паризии в десятый день до сентябрьских Календ в пятый год правления 14 господина короля Хариберта.

Грешный Герман перечитал и подписал составленную мной грамоту цессии и иммунитета в означенный выше день.

Никита 15, епископ Лугдунский 16, во имя Христово по просьбе господина апостолика и моего брата епископа Германа и госпожи королевы Вультроготы, также госпожи Хротезинды и госпожи Хротберги перечитал и утвердил собственноручной подписью в означенный день это постановление, которое надлежит постоянно соблюдать с настоящего момента преемникам господина епископа Германа.

Претекстат 17, епископ Кабиллонский, по просьбе и в присутствии господина епископа Германа с радостью согласился и подписал в означенный день решения, приведенные выше.

Феликс 18, епископ Аврелианский, в согласии с мнением и решениями господина Германа, которые да останутся в силе в последующем, подписался в означенный день.

Евфроний 19, епископ Нивернский, по просьбе господина апостолика епископа Германа перечитал и подписал эти решения в означенный день.

Домициан 20, епископ Карнутский, согласился с мнением и решениями моего брата епископа Германа и подписался в означенный день.

Домнол 21, епископ Ценоманский, согласился и подписался в означенный день.

Калетрик-грешник 22 согласился с мнением и решениями господина епископа Германа и подписался в означенный день.

Виктурий-грешник 23 в присутствии и по просьбе моего брата Германа согласился с этими решениями и подписался в означенный день.

Леодебанд-грешник 24 согласился и подписался в означенный день.

Нотариус Амануенсис 25 по приказу господина епископа Германа написал настоящую жалованную грамоту цессии и подписал.

Итак, кратко рассказав об этом, вернемся к последовательности событий истории.

Глава 3.

О деяниях Гунтрамна и о его детях.

Гунтрамн же имел четырех сыновей от разных наложниц, чьи имена перечислять я посчитал излишним главным образом потому, что они не состояли с ним в законном браке и, когда он еще был жив, нашли предел своей жизни вместе с рожденным потомством. Был же этот король в высшей степени добродетельным, ценил мир и справедливость. Славу такого мужа омрачало лишь то, что, привлеченный соблазнами распутных женщин, пренебрегал законным браком. Однажды отправившись в лес на охоту, когда спутники по неотложным делам разбрелись кто куда, сам с одним из самых верных своих слуг сел отдохнуть под деревом. Приклонив голову на колени близкому другу, заснул, желая дать отдых глазам. И вот неожиданно из уст отдыхающего короля вышел зверек, похожий на рептилию, и стал бегать вдоль берега протекавшего вблизи ручья, стремясь перейти на противоположный берег. Тот, кому на колени король приклонил свою голову, видя это, обнажил из ножен меч и положил сверху ручейка. И так этот зверек перешел на противоположную сторону. Затем ушел под основание некоей горы и по прошествии нескольких часов вернулся, войдя, пользуясь тем же мостом, в уста Гунтрамна. Король проснулся и, рассказывая своему приближенному сон, сказал, что видел удивительное видение, говоря: «Видел огромную реку, перегороженную железным мостом. Перейдя по нему, вошел в пещеру, устроенную у подножия некоей горы. Там обнаружил бесценные сокровища и спрятанную казну древних предков». Тот ему передает то, что сам видел при этом. Рассказ о сне и увиденное наяву оказались согласными друг с другом. Что далее? Место было раскопано и найдено несметное количество золота и серебра. Гунтрамн решил послать в Иерусалим к гробу Господа Иисуса Христа огромной величины и красоты кубок, изготовленный из этого металла.. Но так как ему помешали выполнить этот обет как трудности пути, так и опасность со стороны сарацин, которые угрожали этим местам, приказал возложить его на могиле святого Марцелла в базилике 26, основанной им самим и расположенной под городом Кабиллоном. И пока кубок оставался на этой могиле святого мученика, украшая ее, во всей Галлии нельзя было найти творения, которое могло бы сравниться с ним.

Глава 4.

О женитьбе 27 Сигиберта на Бруне, дочери короля готов.

Со своей стороны Сигиберт, узнав, что братья из-за несчастливых брачных связей терпят большой позор, посылает посла Гогона в Испанию к изгнавшему из Испании войско императора королю готов Атанагильду, с тем чтобы просить себе в жены его дочь, именем Бруна, которую Гогон и доставил от отца к Сигиберту со многим приданным. Сигиберт, поскольку она состояла в арианской ереси, приказал католикам крестить ее, назвав Брунгильдой и посвятив в ортодоксальную веру, а затем взял ее в жены, устроив большой пир. Она, как только утвердилась в королевстве, разожгла в короле Сигиберте ненависть к Гогону, который привел ее из Испании.

Когда Сигиберт был в детском возрасте, все франки из его королевства избрали майордомом Хродина, человека честного и боящегося Бога. Именно этому Гогону тот уступил предложенную почетную должность, обратившись к королю с такими словами: «Все знатные франки связаны со мной узами кровного родства, и я не могу переносить их раздоры, когда каждый, надеясь на родство со мной, в той мере окажется готовым вредить другому, в какой не убоится моего судебного решения как более близкий по родству. Но утверждаете, что доброе дело – наказывать даже родственников из соображений справедливости. Кто это будет отрицать? Ведь известно, что терпели бесчестье и Торкват 28, казня секирой сына, не выполнившего приказ, и Брут 29, погубивший подобным образом двух родных сыновей ради свободы Отечества, так что лучший из поэтов написал о нем: «Что бы потомки о нем ни сказали - он будет несчастен 30». Но допустим, что лучше терпеть упреки за снисходительность, чем за жестокость. Но, с другой стороны, к чему быть снисходительным к бесчестным, когда, получив прощение, они станут всюду более наглыми в своей порочности? Да минует меня то, чтобы я из-за их преходящей признательности подвергся вечному осуждению». После этих слов, когда король и вся знать предложили ему сделать выбор о столь важном преемстве по своему усмотрению, в тот день он промолчал. Встав утром на рассвете следующего дня, сразу направился с некоторыми из придворной знати к дому Гогона. И одев свое брахиле ему на плечи 31, дал ему знак будущей власти, сказав: «Наш господин король Сигиберт и собрание нашего государства решили, чтобы я был графом королевского двора 32. Сейчас я по милости уступаю тебе эту должность. Пользуйся счастливо моей привилегией, от которой я, открыто заявив, отказываюсь по доброй воле». Остальные присутствовавшие знатные, следуя его примеру, объявили Гогона майордомом. Гогон был деятельным в осуществлении власти вплоть до того времени, когда ему было приказано доставить из Испании Брунгильду. Тот день стал для Гогона днем смерти и было бы ему лучше удалиться в изгнание прежде, чем вознес ее на своих плечах, оказавшуюся свирепее любого зверя. Ибо Брунгильда, как упомянуто, став супругой короля, отвратив от Гогона его натуру, в конце концов вынудила короля казнить его 33. Ею было пролито столько людской крови, были совершены столькие убийства знатных людей и даже королей в королевстве франков, что недаром есть поверье, что за много веков до нее о ней предсказала Сивилла: «Придет Бруна из земли Испании, перед ее взором погибнут народы и короли народов. Сама же погибнет, разбитая копытами лошадей».

Глава 5.

О новой женитьбе 34 женолюбца Хильперика.

Король Хильперик, тоже стараясь быть похожим на брата, хотя и был окружен вопреки королевскому обычаю толпой многих женщин, которые сочетались с ним больше из-за его красоты, чем знатности рода, направил посланников просить старшую сестру Брунгильды у отца Атанагильда и пообещать в свою очередь, что, если ему будет дано дозволение овладеть ею, он отвергнет остальных жен. Веря их словам, Атанагильд отправляет к Хильперику дочь, именем Галесвинта, одарив ее большим приданным. Она, после того как была освящена католическим крещением под собственным именем, соединилась с королем на брачном ложе. Когда же послы короля Атанагильда потребовали, чтобы, коснувшись святых мощей, король принес клятву, что Галесвинта при ее жизни не будет изгнана с королевского трона, Хильперик не стал отказываться. Когда клятва была дана и заключен мир, позволил им отбыть домой. Но так как был он по характеру легкомысленным, стал нарушать условия соглашения. Ибо Фредегунда, величавшаяся прежде супругой короля Хильперика, оскорбившись ненавистными взглядами новой жены, в течение малого промежутка времени настолько превзошла ее в искусстве лести, что вернулась к брачной связи с королем. Зазнавшись с женским своеволием до того, что стала отваживаться на большее, стала со всеми, кто был в королевском дворце, вести себя как госпожа и не переставала осыпать оскорблениями Галесвинту, дочь короля Атанагильда. Когда та жаловалась мужу на оскорбления, он, вообще уже охладев в любви к ней, насмехался над ней, произнося ласковые речи. Наконец, разжигаемый свирепыми фуриями, подстрекаемый Фредегундой, задушил ее жесточайшим образом, когда она лежала в постели. Чудовищное преступление, неизвестное до того никакому тирану, а франку, в особенности королю, совершенно несвойственное – не устыдиться задушить безвинную супругу, безмятежно отдыхающую на брачном ложе, которую стоило бы, если бы она была захвачена врагами, освобождать оружием или стремиться принять смерть за нее! Безумец, кто по внушению известной всем распутницы, чьим коварством сам немного времени спустя был изведен, осквернил великую чистоту брака! После же ухода Галесвинты на ее могиле Божественное могущество посчитало достойным явить большое чудо. Ибо когда стеклянница, в которой возжигался налитый туда елей, упала наземь, твердость каменного пола исчезла, и та, оставаясь целой, воткнулась в пол словно в модий муки.

Не стали терпеть братья, чтобы запятнанный таким преступлением был их соправителем, но, объединившись, решили изгнать его из королевства. Это решение не было выполнено не столько из-за хитрости Хильперика, сколько из-за самой неосновательности, с которой было принято.

Глава 6.

О сыновьях Хильперика и об их деяниях.

У Хильперика было три сына: Теодеберт, Меровей и Хлодвиг, – рожденные от королевы Аудоверы. Фредегунда изгнала ее таким же вероломным обманом, каким и Галесвинту, при следующих обстоятельствах. Хильперик, совершая с братом Сигибертом поход против саксов, оставил дома тяжелую чревом королеву Аудоверу. Фредегунда, словно служанка, происходившая из ее челяди, прислуживая ей во всем необходимом по жизни, стала побуждать госпожу, чтобы привела новорожденную дочь к благодати крещения, чтобы король, возвращаясь, обрадовался не только тому, что у него родилась дочь, но и тому, что она возродилась во Христе. Женщина прислушивается к советам распутницы тем внимательнее, чем с большим доверием считает, что она дает ей добрые советы. Когда королева стала спрашивать о матроне, которая приняла бы девочку из святой воды крещения, Фредегунда ответила, что не найти более знатной, чем королева, которая пусть и выполнит с кротостью эту обязанность. Та, доверяя также и этим словам, становится дочери духовной матерью. Возвращающемуся после этого королю идет навстречу Фредегунда и останавливает его такими словами: «Сколь славным показывается сегодня король Хильперик, возвращаясь победителем, одержавшим триумф над врагами, и у кого родилась дочь Хильдесинда, столь замечательная собой! Но о горе! Сегодня ночью тобой будет совершено преступление, которое можно избежать, если только возможно стремиться уйти от того, чтобы моя госпожа Аудовера вошла с тобой в уединенную тишину брачных покоев». Сильно удивившись необычности этого разговора, король спросил о причине. Встретив молчание, стал выведывать настойчивыми расспросами, движимый негодованием. И получив сведения, что королева является ему кумой из-за воспринятого потомства, ответил Фредегунде следующими словами: «Если теперь я лишен объятий Аудоверы, возьму тебя своей супругой». Ему же, спешащему во дворец, вышла навстречу королева, неся на руках малолетнюю дочь, которую дважды (так можно сказать) родила. Король говорит ей: «Ты, о королева, совершила нечестивый и недостойный королевского величия поступок. Не могу иметь тебя супругой, ибо стала ты называться кумой». После этого, отправив в изгнание епископа, который крестил девочку, королеву с дочерью, принявших монашеский постриг, удалил в монастырь, предоставив им поместья и имущество. На Фредегунде же женился.

В это время королю Сигиберту, брату Хильперика и Гунтрамна, пришлось вести войска против кагана, государя гуннов, который быстро подходил, собираясь опустошить территорию его королевства. Нанеся гуннам огромные потери, король оказался в этом столкновении победителем. С оставшимися же гуннами заключил мир. Хильперик, воспользовавшись его отсутствием, нарушил общенародный мир между франками раздором гражданской смуты, что было свойственно его мятежному характеру, и неожиданным нападением захватил Ремы, богатейший город королевства Сигиберта. И сам Сигиберт, удрученный этим ударом, занял 35 из королевства Хильперика Свессион и подчинил своей власти народ захваченного города, а обнаруженного там сына Хильперика Теодеберта заключил под стражу, которого позже, милостиво одарив, вернул отцу по его просьбе, взяв клятву, что Теодеберт в последующем ничего не будет предпринимать против Сигиберта, которая недолго оставалась нерушимой при потворстве врага рода человеческого 36. Также и Хильперик, побежденный в войне, принял условия мира.

Глава 7.

О саксах, вторгшихся 37 в Галлию и отогнанных Муммолом.

Саксы, которые по приказу Теодеберта Старшего 38 переселились в Италию, с женами и детьми прорвались в Галлию. Муммол 39, патриций короля Гунтрамна, выйдя им навстречу, вынудил их в бегстве вернуться в Италию. На следующий год саксы вновь дошли до реки Родана, намереваясь войти в Галлию. Муммол, находясь со своим войском напротив, не позволял им переправиться через реку, но, получив дань, дал им дозволение пройти к Сигиберту по территории государства, которое охранял. Когда они были приняты Сигибертом, получили указание проживать на собственных землях. Когда направлялись туда, в пути обманули многих купцов, продавая медные пластины, неким образом искусно подделанные под вид лучшего чистого золота, и получая в уплату за них золотые монеты. Многие торговцы поздно горько раскаялись в этом, доведенные до бедствий нищеты. Но саксы понесли заслуженное наказание за свое мошенничество. Ибо были трижды побеждены в сражении со свевами и другими народами, захватившими их родину. Потеряв убитыми почти двадцать тысяч своих, оставшиеся, хотя и вынужденно, подчинились условиям врагов.

Глава 8.

О Юстиниане и Юстине 40 августах.

В это время 41 Юстиниан, после того как в течение тридцати трех лет успешно правил империей, оставил скипетр и корону государства Юстину Младшему. Был же Юстиниан мужем католической веры, отличался благочестием и был выдающимся поборником справедливости. Поэтому все ему благоприятствовало: он и успешно вел через различных военачальников, в особенности через Велизария, гражданские войны, и был изумителен в устройстве законов и улаживании гражданских тяжб. Из-за различных побед был удостоен прозвищ, так что назывался Готским, Аланским, Вандальским, Африканским. Этот же принцепс построил в городе Константинополе храм, посвященный Христу Богу, или Мудрости Бога-Отца, который назвал греческим словом Hagia Sophia, то есть «Святая Мудрость 42». Это его творение, как свидетельствуют те, которые видели, настолько превосходит все строения, что невозможно найти где бы то ни было на земле ничего подобного.

Глава 9.

О Кассиодоре, блаженном Германе и о многих славных мужах.

Во времена Юстиниана знаниями как мирского, так и Божественного прославился Кассиодор 43, Присциан Цезарейский – в науке грамматики, Аратор – в написании стихов о деяниях апостолов, аббат Дионисий 44 был достоин восхищения в построении доказательств при расчете дней Пасхи. Также и Бенедикт 45 в Божественной мудрости просиял смирением более всех остальных. Также и блаженнейший Герман, пресул города Паризии, отправившись в Иерусалим, в святые места, и возвращаясь оттуда, пришел к вышеупомянутому принцепсу и был им принят с почетом. Когда принцепс хотел почтить его многочисленными дарами, муж, исполненный Божественного, отказываясь от даров золота и серебра, попросил у него только мощи святых. Вышеупомянутый принцепс, возрадовавшись его набожности, преподнес ему как большой подарок терновый венец Господа нашего Иисуса Христа вместе с мощами Безвинных младенцев и десницей святого мученика Георгия. Человек Божий, приняв это с благодарностью, возвратился домой и поместил упомянутые святые реликвии в монастыре святого Креста и святого Винсента.

Любовь к добродетельному принцепсу и к тем, кто жили в его времена, подвигла нас кратко рассказать об этом. Сейчас сжато изложим деяния Нарсеса, чтобы в последующем без отступлений было продолжено начатое изложение последовательности событий истории.

Глава 10.

О славных деяниях Нарсеса.

Итак, Нарсес, прославленный множеством триумфов над покоренными народами, отмеченный гражданским венцом, правил в Италии с величайшей справедливостью. Но из-за этого больше познал несущую вред зависть порочных, чем благодарность добродетельных. Ибо, хотя и очень часто подвергался смертельной опасности ради освобождения граждан, навлекая на себя тем самым ненависть соседних народов, претерпел от римлян такое, что познал больше опасности от своих после войны, чем на самой войне от врагов. Совершили римляне нечестивый проступок, перед трибуналом судьи не устыдившись обвинять, даже в его отсутствие, того, кого имели защитником своего благополучия. И это был у них не новый вид преступления, ибо некогда Сципион Старший Африканский 46, прославленный трофеями побежденного Карфагена, долго живя в изгнании вдали от неблагодарного к себе города Рима, скончался в своем поместьи от болезни и печали. Также и другой Сципион Африканский 47, очень известный потомок предыдущего, после покорения Ливии был вынужден в сенате возражать обвинителям, говоря, что знает, что его, радеющего за Отечество, обвиняют люди порочные и неблагодарные. В следующую же ночь он был убит в спальне завистниками. Подобным образом до принцепса Юстина и его супруги Софии 48 дошло послание римлян, жалующихся на тогдашнего Нарсеса, что якобы с победой над готами свобод у них не прибавилось, ибо ими управляет ужасный господин, евнух, разумеется, Нарсес. Услышав это, цезарь, воспылав гневом, направил префекта Лонгина 49 в качестве преемника Нарсеса. Говорят, что Нарсес, узнав об этом, сказал так: «Если плохо поступил с римлянами, пусть я получу по достоинству за мои дела. Если же хорошо, даже если не желают отплатить тем же, зачем клевещут, воссылая на мою голову ложные свидетельства?» Против Нарсеса же поднялось такое негодование, в особенности августы, что, помимо всего прочего, передала ему (ибо был евнухом) в довольно оскорбительных словах, что должен в женской мастерской отвешивать шерсть, а не обладать римским консульством. На это Нарсес ответил: «Вытяну нить, из которой получится такая ткань, которую Юстин и София не смогут разорвать за всю свою жизнь». Не медля с обещанием, отправил 50 посланцев к Альбоину, королю лангобардов, чтобы призвали его покинуть бедные земли Паннонии и переселиться на благодатную землю Италии. Тот, не отвергнув предложения, со всем своим народом и их скарбом спешит в Гесперию. Между тем Нарсес, покинув город Рим, прибыл в Неаполь. Папа Иоанн 51, преемник Пелагия, следуя за ним, просил его вернуться в Рим. Получив согласие, оба вернулись назад. И при этом святейший Иоанн недолго еще оставался в живых. Нарсес же спустя некоторое время скончался 52, а его тело, положенное в свинцовый гроб, вместе со всеми его богатствами было перенесено в Константинополь.

Но, чтобы исполнить обещанное, надо вернуться к последовательности событий истории.

Глава 11.

О гуннах, или аварах, вторгшихся 53 в Галлию.

Гунны, они же авары, нарушив мир, который заключили с королем франков Сигибертом, наводнили не ожидавшую их Галлию. Когда тот, собрав войско, собрался встретить их в сражении, гунны, прежде чем дело дошло до столкновения, некими чарами магического искусства заставили франков в панике бежать. Сам король, безуспешно пытавшийся сопротивляться, был взят в плен. Но благодаря хитрости своего ума, дав подарки, получил дозволение с почетом вернуться к своим, заключив с гуннами на будущее прочный мир. Король не стал ставить исход смерти выше сохранения жизни, отвергнув тем самым неправильный выбор римлянина Красса 54, некогда консула, который, чтобы избежать позора рабства, подготовил не выкуп врагам, а себе погибель. Ибо когда волею случая попал, отважно сражаясь с фракийцами, во власть неприятелей после того, как пали тысячи своих воинов, чтобы не стать посмешищем для врагов вонзил в глаз охранявшего его фракийца хворостину, которой пользовался, чтобы погонять лошадь. Варвар, вспылив от боли и гнева, пронзил мечом тело Красса. И так подвергся смерти муж великой славы и отваги, избегая того, от чего можно было бы уйти при подвернувшемся удобном случае или благодаря снисходительности врага. Когда же смерть наступила, ее не может отвратить от соперников даже благожелательно настроенный друг.

Глава 12.

О деяниях Хлодвига и Гунтрамна.

В это время Хлодвиг, сын Хильперика, вошел в город Бурдигалу, который принадлежал королевству Сигиберта. Сигульф, предводитель сторонников Сигиберта, напав на него, изгнал его оттуда и гнал его, когда тот поспешно возвращался домой, словно оленя, трубя в сигнальные рожки, вплоть до его убежища в городе Паризии. Узнав про это, Хильперик посылает 55 Теодеберта, второго из сыновей, который прежде поклялся Сигиберту, что ничем ему не будет вредить, в Нейстрию для захвата городов, которые были подчинены брату. Теодеберт, подчинив некоторые города, возложил по праву победителя дань на жителей Туронов, Пиктавов, Кадурка, Лемовиков. Пройдя же по провинции Аквитании, разоряя грабежами монастыри слуг и служанок Божьих, монахов и клириков подверг истязаниям, санктимониалок 56 же – постыдному обесчещиванию. И вот когда некоторые из воинов стали стремиться в монастырь святого Мартина, который называется Латта, стараясь переправиться через реку, преграждавшую им путь, монахи возопили, говоря: «Не смейте, о варвары! Не смейте причинять обиды этой киновии святого Мартина!» Услышав это, некоторые повернули обратно, сердечно раскаиваясь. Однако двадцать человек из них, переправившись в ладье через реку, избив монахов, взломали монастырь и разграбили добро. Сделав узлы, стали возвращаться на корабль. Но явила себя сила блаженного исповедника. Ибо, пустившись в плавание, потеряли весла. Когда подгоняли ладью шестами, та под ногами ушла под воду. Сами же, пронзенные своими копьями, были ввергнуты в пучину. В живых остался лишь один, который их призывал отступиться от этого дела. Монахи же, достав их и свои вещи из воды, самих похоронили, а вещи вернули в монастырь. Теодеберт христианам Аквитании тогда казался таким, каким некогда католикам по всему миру казался Диоклетиан. Сойдясь в Пиктавах в сражении с предводителем Гундоальдом, Теодеберт уничтожил почти все его войска. Не оставался праздным и Хильперик, раздосадованный тем, что его войска стали для брата Сигиберта предметом забавы. Ибо, не удовлетворясь триумфом сына, сам пришел с большим отрядом и опустошил Ремскую Кампанию 57. Сигиберт, однако, не сидел сложа руки и недолго терпел многие убытки своего королевства, но, удачно устроив засаду, истребил все войско Теодеберта вместе с ним самим. Тот, стремясь вырваться, был окружен людьми из королевской свиты и убит. Его тело, подобранное герцогом Арнульфом и перенесенное в Энголизму, там было похоронено. Затем, созвав франков Австразии, собрав в помощь и союзников, Сигиберт направляет 58 войска против брата. Но при посредничестве послов был заключен мир. Затем по совместному соглашению предпринимают поход против своего брата Гунтрамна, короля Бургундии. Сигиберт поручает гражданам Арверна неожиданно напасть на Арелат. Узнав про это, Гунтрамн с помощью вестовых предупредил граждан Арелата о приближении врагов. Те, заранее устроив засады под предводительством Цельса, поубивали тех, которые пришли их убивать. Также и Гунтрамн, собрав отовсюду воинов, готовится идти навстречу братьям. Когда он расположился лагерем в местечке, которое называется Вириаком 59, Сигиберт находился у Архиака 60, Хильперик же – в том месте, где, как говорят, через Секвану проложены двенадцать мостов 61. При посредничестве некоторых в высшей степени благоразумных мужей, которые обыкновенно всегда дают советы королям, эти три брата, пришли к взаимному согласию. Затем Сигиберт с Хильпериком в Трекасе в оратории святого Лупа 62, соединив руки, дали клятву Гунтрамну в том, что не будут предпринимать против него никаких враждебных действий. Также и Гунтрамн, как было видно, дал им такую же клятву. И они разошлись друзьями, взаимно вежливо попрощавшись. Гунтрамн вернулся домой, Сигиберт же и Хильперик – в лагеря.

Тогда австразийцы, помня, что были привлечены к участию в войне обещанием обогащения за счет врагов, стали бранить Сигиберта, требуя, чтобы тот выполнил обещанное, говоря, что ему следует либо выдать жалование из собственных средств, либо указать общественное имущество врагов, которым бы они обогатились. Жалуются, что пока короли между собой торгуются о вражде или мире, они между тем считаются за наемников, первых для опасностей, последних для почестей и наград. Утверждают, что не хотят выдвигать никакой жалобы на какую-либо несправедливость со стороны Гунтрамна, с которым Сигиберт утвердил союз справедливым договором, но что все испытывают ненависть к <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...