10. Неокейнсианство. Социальная политика «государства благосостояния».
НТР+дальнейшее ↑ роли гос-ва в экономике. Теор. обоснование – неокейнсианство. Э. Хансен, Е. Домар (US), Р. Харрод (UK). Идеи Кейнса, развитые и дополненные применительно к гос. регулированию. Не только вмешательство государства в кризисных ситуациях, но и постоянное активное присутствие государства в хозяйственной жизни. Государственное регулирование воспроизводства в целом во имя длительного стабильного экономического роста.
Неокейнсианцы: главное ср-во обеспечения высоких и устойчивых темпов роста экономики - инвестиционная активность гос-ва, стимулирование эффективного потребительского спроса, поощрение гос. капиталовложений – это должно ↑ пр-во и занятость, привести к созданию «государства благосостояния».
Как достигнуть? ↑ вложений в НТР, кап. строительство, инфраструктуру, закупку товаров, социальные нужды. Новые производственные возможности для массового пр-ва. НО массовое пр-во требует массового потребления. Consumption обеспечивают ↑ оплаты труда + улучшение условий, перераспределение через государство ресурсов на общественное потребление, ↑ расходов на науку, образование, здравоохранение, соц. обеспечение, поддержку особо нуждающихся. Расширение соц. функций гос-ва необходимо для обеспечения нового кач-ва воспроизводства, в т. ч. – рабочей силы.
Где деньги, Зин? Налоги, гос. займы, доходы гос. предприятий. Первоначально допускалось дефицитное финансирование, чтобы простимулировать инвестиции, социалку, вызвать рост пр-ва. Дефицит и рост гос. долга предполагалось компенсировать позже, последующим ↑ пр-ва и гос. доходов. Дефицитное финансирование эффективно в условиях экономического подъема и само способствует его продолжению.
Идеал: полная занятость, преодоление кризисов, улучшения положения масс, сглаживание классовых противоречий.
НО дефицитное финансирование = неконтролируемая инфляция, особенно при ↓ темпов ↑ пр-ва, а особенно – при его спаде. Рост гос. расходов как стимулятор пр-ва также имеет свои границы, обусловленные возможностями ↑ налоговых поступлений с населения и предпринимателей, т. к. слишком большой рост прервал бы развитие.
ИТОГ: неокейнсианство хорошо, но не в долгосрочной перспективе. Но в 1950-х-1 ½ 1970-х гг. он более всего соответствовал реальной ситуации, целям элит и интересам населения ведущих кап. держав. Благоприятная эконом. конъюнктура + НТР ⇒ можно проводить социальную политику без ущерба для буржуазии.
Направления и характер участия гос-ва в развитии экономики в конце 1950-х – первой половине 70-х годов ↑ гос. доли в общей сумме капиталовложений Финансирование старых и создание новых отраслей пр-ва, развитие энергетики, транспорта, научные исследования, образование. Помощь корпорациям в развитии и модернизации пр-ва кредитами, субсидиями, налоговыми льготами, гос. заказами, закупкой продукции по высоким ценам.
Самые щедрые субсидии и заказы – фирмам, связанным с ВПК. ВПК – союз связанных с пр-вом оружия концернов, военной верхушки и соотв. звеньев гос. администрации. В нек. странах – гос. планирование, программы долгосрочного развития. Не носят директивного хар-ра, но помогают координировать экономическую политику частных компаний и гос-ва на более-менее длительный срок. В нек. странах – значимость предприятий гос. сектора, 10-13% от ВНП. Гос. собственность обычно преобладает в инфраструктуре (энергетика, ж/д, вода-газ, связь). Гос. предприятия в отраслях с длительной капитализацией. Невыгодны частному бизнесу, но необходимы для экономики в целом. Убытки гос. пр-й покрываются за счет дотаций.
↑ функций гос-ва в соц. сфере – регулирование цен и з/п, развитие соц. и труд. з-ва, соц. страх., професс. и общ. образов., здравоохр., жил. стр-во, охр. окр. среды. Гос-во стимулирует договорные отношения между профсоюзами и предприним., было посредником в конфликтах, поощряло участие рабочих и служащих в деят. предприятий. Социальный «треугольник»: государство – бизнес – профсоюзы. ⇒ условия для длительного и устойчивого экономич. и социал. роста.
ИТОГ: государственно-регулируемый, или государственно-корпоративно-конкурентный капитализм, ориентированный не только на эконом., но и на социал. развитие.
Бенилюкс – не получил распространения. США – мощные корпорации; обходятся без значительной гос. собственности. Гос. регулирование к кредитно-налоговой сфере, в контрактной системе заказов/закупок. Крупные расходы на военные цели. Скандинавия – слабое развитие гос. сектора + активное использование гос. бюджета и кредитно-финансовых рычагов. Налоги + предпринимательские отчисления – до 40-45% ВНП. Развитая система соц. обеспечения. Пенсионная система – супер! Гос-во поощряет участие рабочих в капитале предприятий. Австрия – послевоенная национализация ⇒ мощный гос. сектор (2/3 круп. пр-ти + 30% занятых) ⇒ ослабление позиций крупного капитала. Широкая соц. политика. FR, IT, UK – интенсивное развитие гос. регулирования при наличии сильного гос. сектора. DE – теория «социального рыночного хоз-ва». > роль в развитии эк-ки и регулировании соц. отношений – частным компаниям. НО || - вмешательство гос-ва в эк-ку с использованием госбюджета и кредитной политики. Конец 60-х – нач. 70-х – демократы у власти ⇒ ↑ гос. регулирования эк-ки и социальных отношений. Испания (ES), Португалия (PT) – верхушка буржуазии тесно связана с гос. аппаратом. Сильный госсектор + протекционизм ⇒ ускоренная индустриализ., укреп. местн. кап-ла. ЛА – сильно зависима от иностранного капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|