71. Глобальные проблемы современности.
⇐ ПредыдущаяСтр 76 из 76 71. Глобальные проблемы современности. [из билетов Дани] Глобальные проблемы сформировались в результате количественных и качественных измерений в обществе и в системе отношений «природа- человек-общество». Считается, что они носят общечеловеческий характер, затрагивают земную цивилизацию в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому их называют глобальными. От решения глобальных проблем зависит сохранение и развитие форм жизни на Земле. Совокупность наиболее существенных глобальным проблем может быть сведена к трём группам: 1) «природа-общество» (нарушение экологического баланса в атмосфере, на суше и на море; ограниченность природных ресурсов, пресной воды, сырья и традиционных источников энергии; сокращение биологического разнообразия; возможное потепление климата и появление озоновых дыр; проблемы Мирового океана); 2) «человек-общество» (урбанизация, голод, инфекции, безграмотность, проблема «Север-юг); 3) «гражданин — общество — политика» (угроза термоядерного противостояния, распространения по планете атомного оружия, международного терроризма, локальных войн и этнических конфликтов).
[Лекция Рогулева] ● Энергетический кризис начала 1970х = Арабские страны повысили цены на нефть сначала в 4 раза (до этого цены не менялись десятки лет), затем еще в 2 → в итоге разница м/д ценами 1971 - 1981 - в 12 раз → кризисное положение экономики. Раньше был западный контроль над нефтяными странами, плюс был баланс потребления ● были еще другие аспекты кризиса - т. к. комплексный хар-р: ● кризис госполитики (нет больше идеи государства благосостояния → усиливается поляризация общественных настроений)
● кризис образования ( тж связан с гос политикой) ● экологический кризис - загрязнение воздуха и воды, заметное в повседневности - появляются партии “зеленых” (в 1960-е) + разливы нефти ● глобальное потепление, парниковый эффект и тд ● бегство из городов - кризис мегаполисов (больше актуально для США - Детройт до сих пор не отошел) ● рост преступности и распространение наркотиков → в городах небезопасно жить; в течение 100 лет (1850-1950) во Франции уровень преступности был на одном уровне (5-6 преступлений на 1000 чел в год), в 1979 - 40 на 1000, в Париже - 123 преступления на 1000 (причем там выше чем в Лондоне, Н-Й, Чикаго) ● вопрос колоний - рост миграции во Франции (т. к. жители колоний переезжают в метрополию) - 17% трудоспособных - мигранты, 6% от всего - совершенно иной склад, плохо владеют языком, плохо ассимилируются, живут обособленно, низкоквалифицированный труд, плюс они же и совершают преступления ● Блумберг был мэром НЙ, довольно жесткими мерами сумел справиться с преступностью и превратить центр в более-менее нормальный район, где хотя бы безопасно ходить ● Опасения 3МВ → движение против термоядерной войны. Главная опасность таится в расширении «клуба» ядерных государств, куда, помимо членов Совета Безопасности ООН, относятся Индия, Пакистан, Израиль и КНДР. Резко возросло количество региональных конфликтов. Любые войны = миграция. ● Грязные производства выводят из городов, иногда и переносят в другие страны, однако производство от этого не становятся чище Добавим еще чуток от себя: ● миграция + гетто + мигранты не инкорпорированы, не ассимилированы - маргинализация и неквал труд + быстро растет их число ● болезни - от туберкулеза / гепатита / СПИДа до коронавируса, болезни от к-рых нет лечения + частые эпидемии/пандемии всяких птичьих гриппов. + ожирение)) ● бедность и соц расслоение → 95% прироста населения приходится на долю развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Вследствие миграции из сельских районов быстрыми темпами растёт население в городах. В развивающихся странах уровень урбанизации ниже, а её темпы ниже. Большинство развивающихся стран оказываются перед лицом перенаселённости, бедности, голода, эпидемий. Проблема нехватки продовольствия имеет социально- экономическое, а не глобальное ресурсное происхождение
● религиозный фундаментализм → м/нар терроризм ● проблема Север - Юг (богатые страны + мало населения vs бедные с растущим населением) 72. Мировой финансовый кризис в начале XXI века. [Т/ж из билетов Дани] Причинами финансово-экономических кризисов, как правило, становился финансовый капитал. Его накопление в виде ценных бумаг, закладных, долговых расписок и т. д. сопровождалось формированием спекулятивных «пузырей», создававших впечатление, что эти активы чем-то обеспечены. С развёртыванием процессов глобализации турбулентность мировой финансовой системы существенно возросла. Кульминацией стал мировой финансовый кризис, начало которому положил крах ипотечного рынка в США в 2007 году. Ослабление государственного контроля наряду с радикальным увеличением объёмов финансового рынка и повышением благодаря Интернету скорости операций обусловило в 1990-е гг. рост нестабильности международной кредитно-денежной системы, выразившейся в серии национальных и региональных кризисов. В валютно-финансовой сфере команда Буша проводила политику «благотворного пренебрежения» к доллару. Наибольший выигрыш от неё получали оборудования, технологий и энергоресурсов, которым слабый доллар помогал расширять экспорт и бороться с иностранными конкурентами. «Дешёвые» деньги обусловили повышение активности на фондовом рынке, а также на рынке недвижимости. Спекулятивный бум на ипотечном рынке стимулировался низкой стоимостью заёмных средств и расширением возможности получения кредитов ненадёжными заёмщиками. Причины, которые побудили американские финансовые институты пойти на такой шаг, во многом были связаны с особенностями ипотечного рынка США. Его лидерами являлись спонсируемые государством Федеральная национальная ипотечная ассоциация и Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита, которые формировали стандарты работы с заёмщиками и забирали себе большинство клиентов. Высокорискованная ипотека представлялась инструментом социальной политики, а доля рискованных ипотечных кредитов в общем объёме займов существенно выросла.
В середине 2006 года из-за активного строительства рост цен на недвижимость в США остановился, а в конце года даже наметилась тенденция его снижения. В таких условиях большинство американских банков ужесточило условия кредитования, и ставки по ипотечным кредитам пошли вверх. Ненадёжные заёмщики утратили возможность не только продать жильё и погасить задолженность, но и взять новый кредит для рефинансирования старого. Банки при дефолте заёмщика и реализации предмета залога не могли компенсировать свои потери. Всё это привело к обрушению акций финансовых институтов, работавших с ипотекой. В июле 2007 года один из крупнейших финансовых институтов мира «Беар Стернс» объявил о прекращении деятельности двух своих ипотечных фондов. При всей своей важности и самостоятельном значении ипотечный кризис в США оказался лишь частью более сложной и масштабной проблемы. Дело в том, что ипотечные закладные не лежали мёртвым грузом в американских банках, а были конвертированы в акции и проданы инвесторам в США и за рубежом. Возникла гигантская финансовая пирамида. Поскольку облигации брокеров высокорискованной ипотеки в среднем демонстрировали доходность на 1, 25% большую, чем облигации казначейства США, то их охотно приобетали государственные и частные финансовые структуры по всему миру. Поэтому крах ипотечных кредитов ударил по зарубежным партнёрам американских инвестиционных институтов. В сентябре 2008 года началась самая острая фаза кризиса. В США жертвой кризиса стали крупные инвестиционные банки со столетней историей: о банкротстве объявили «Мерилл Линч» и «Леман Бразерс», а «Голдман Сакс» и «Морган Стэнли» экстренно перерегистрировались в коммерческие. В Старом Свете «чёрный сентябрь» привёл к «долларовому голоду». В Европе разразился кризис ликвидности (нехватка средств). В такой ситуации коммерческие банки перестали выдавать ссуды другим банкам даже под высокий процент. Для спасения рынка от коллапса группа центробанков объявила об ассигновании более 640 млрд долларов на решение проблемы ликвидности.
По мере углубления кризиса в финансовой сфере стали нарастать проблемы и в других секторах хозяйства. Началось падение объёмов мирового производства товаров и услуг, наметилась тенденция к сокращению объёма международной торговли. Во многих странах усилилась протекционистская риторика. В 2009 году объём мировой торговли уменьшился на 10, 7%. В самый тяжёлый 2009 год глубина падения мирового ВВП составила 2, 2%, что отражало спад в США, ЕС и Японии. В Китае, Индии и ряде других стран кризис выразился в замедлении темпов экономического роста. Первой линией обороны стало снижение процентных ставок центральными банками почти всех крупных стран мира, что должно было стимулировать деловую активность. Одновременно центробанки активизировали кредитование коммерческих банков. Государство во всеобъемлющем объёме стало оказывать помощь попавшим в беду финансовым структурам, предоставляя им денежные субсидии или выкупая проблемные ценные бумаги и потерявшие стоимость активы. Опасаясь распространения кризиса на реальный сектор, власти многих стран сделали упор на меры, направленные на поддержание внутреннего спроса. В Америке предпочтение отдавалось программам отсрочки выплат по ипотечным кредитам и более привлекательным возможностям рефинансирования. В США и ряде стран Евросоюза были запущены программы по стимулированию потребления товаров длительного пользования, в частности, автомашин. Поддержке реального сектора способствовали меры по ослаблению налогового бремени, характерные для антикризисной политики властей Германии, Франции, Японии, Индии и ряде других стран. Неспособность «восьмёрки» выработать общую линию в борьбе с кризисом обусловила поиск иных форматов для обсуждения данной проблемы и принятия конкретных мер. В начале октября 2008 года президент Франции Н. Саркози выступил в инициативой провести саммит глав государств и правительств стран — членов «Группы двадцати», которая была создана в декабре 1999 года. До конца 2008 года основной формой деятельности группы были ежегодные конференции министров финансов и глав центробанков. Идея Н. Саркози дополнить их встречами на высшем уровне была одобрена лидерами стран «двадцатки».
Первый в истории саммит «Группы двадцати» прошёл в Вашингтоне 14-15 ноября 2008 года. В принятой на нём «Декларации о финансовых рынках и мировой экономике» подчёркивалась готовность крупнейших экономик мира совместно работать над восстановлением мирового роста и провести необходимые реформы мировой финансовой системы. В марте 2009 года все члены группы вступили в созданный за десять лет до этого Форум финансовой стабильности, который в апреле того же года по решению «двадцатки» был преобразован в Совет финансовой стабильности (ФФС) — орган, призванный отслеживать выполнение всеми странами общих стандартов регулирования надзора в финансовом секторе. 2 апреля 2009 года в Лондоне состоялась вторая встреча «Большой двадцатки». На ней было принято решение о снятии жёстких требований к сохранению банковской тайны и об ужесточении регулирования финансовых рынков, включая борьбу с оффшорами. Лидеры «двадцатки» договорились в течение полутора лет выделить на преодоление экономических проблем 5 трлн долларов, пятая часть которых доставалась МВФ. Одним из важнейших итогов третьего саммита «Большой двадцатки», прошедшего 24-25 сентября 2009 года в Питсбурге, явилось решение об увеличении на 5% доли развивающихся стран в МВФ. Общее улучшение экономической ситуации во второй половине 2009 — начале 2010 года придало деятельности членов «двадцатки» новую направленность — поиск стратегии развития в послекризисном мире. Одной из ключевых проблем мировой экономики стал гигантский рост дефицитов бюджетов во многих ведущих государствах вследствие обширных финансовых вливаний в экономику в период кризиса. Вопрос о путях дальнейшего развития оказался в центре внимания четвёртого саммита «Большой двадцатки», прошедшего 26-27 июня 2010 года в Торонто (Канада) под девизом «Восстановление и новое начало». Члены группы договорились принять специальные программы по сокращению к 2013 году не менее чем в 2 раза бюджетных дефицитов. Одновременно они намерены принимать согласованные действия для поддержания экономического подъёма, создания рабочих мест и достижения более устойчивого роста. Единство членов «Большой двадцатки» начало явно ослабевать. Накануне пятого саммита «двадцатки» в Сеуле 11-12 ноября 2010 года Комитет по открытым рынкам ФРС принял решение об увеличении на 20% программы выкупа казначейских облигаций США, против чего выступили все лидеры крупнейших развитых и развивающихся экономик мира. Ещё до саммита СЩА предложили ввести жёсткие ограничения на размеры дефицитов или профицитов платёжных балансов до 4% ВВП. Главной задачей саммита стало посткризисное сотрудничество. Саммит завершился принятием Сеульской декларации и целого ряда договорённостей, в частности рамочного соглашения по обеспечению устойчивого и сбалансированного экономического роста, сеульского плана действий, антикоррупционного плана действий, документов о реформировании международных финансовых организаций, модернизации системы МВФ. Лидеры «Большой двадцатки» подтвердили обязательства по обеспечению свободной торговли и инвестиций, договорились об осуществлении ряда структурных реформ для повышения и поддержания уровня мирового спроса, создания новых рабочих мест, утвердили инициативу о создании глобальной сети финансовой безопасности. В итоговом документе было зафиксировано положение о необходимости избегать искусственной девальвации национальных валют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|