Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Человек как личность. Жизнь, смерть и бессмертие»




Вопрос1. Говоря о личности, мы прежде всего имеем в виду отдельного человека, индивида, индивидуальность. Поэтому, сначала надо разобраться с этими основными категориями, через которые раскрывается понятие личности:

А) человек – родовое понятие, в котором фиксируются общие свойства присущие всем людям: разумность, символичность, религиозность, нравственность, деятельность. Через понятие «человек» философия объясняет целостность человеческого бытия. Отличительным качеством человеческого «Я» является то, что человек в большей мере не сам приспосабливается к миру, а мир приспосабливает к своим потребностям, путем совместной коллективной деятельности, создает искусственную условия существования - общество. Поэтому, только человек обладает собственным способом жизнедеятельности;

Б) Индивид – это понятие впервые ввел Цицерон, понимая под ним «отдельного человека». Индивид – простая и абстрактная характеристика человека, говорящая о его отделенности от других индивидов; конкретный человек или единичный представитель рода человеческого; или «социальный атом» - неделимая дальше частица целого, или член социальной группы;

В) Индивидуальность – это неповторимость, уникальность качеств и свойств, как врожденных (генотип и фенотип), так и приобретенных;

Г) Личность – не сводится ни к и ндивиду ни к индивидуальности. Личность – это уникальноая духовно- телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Личность – субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, идеалы, цели и направляющий себя к их воплощению.

Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями. Фундаментальным фактором формирования личности яв-ся субъект-субъектное отношение – общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге. Поэтому, под личностью еще понимают социальное качество человека, его общз6ественную сущность, которая формируется в процессе социализации, т.е. усвоения опыта данного общества.

В европейской традиции существует прочная традиция персонализма – согласно которой, личность рассматривается в качестве высшей ценности, а отношения между людьми, построенные на этой ценности относятся к высшему разряду.

Часть философов считают личность чисто духовным образованием. Социально-активисткая и атеистическая трактовка личности разрабатывалась в марксизме: сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений.

Другие толкуют личность очень расширительно. Примером данной позиции яв-ся концепция личности У. Джеймса – амер. философ и психолог, один из основателей прагматизма, оказавшего сильное влияние на культуру Америки ХХ века. Джеймс различает в личности «Чистое Я» - субъект самосознания и «эмпирическое Я», в которое включается все, что человек воспринимает как свое, за что чувствует ответственность и с чем связывает самооценку. В это широкое «Я» включается три вида личности:

1)Физическая личность, охватывающая тело человека (физиологический субстрат).Это устойчивый, исходный, первичный компонент человеческого «Я», основанный на телесных свойствах и самоощущении: одежда, домашний очаг, близкие люди, плоды его труда. Проявляется оно через желания, страсти, нужды, потребности. Тело дается с рождения;

2) Социальная личность (душа) – не дается с рождения, а формируетсЯ в процессе социализации (общения), как результат самоутверждения человека, через труд, обществнную активность, дружбу, любовь, соперничество. Проявляется соц. «Я» через навыки, умение, качество, способности. Социальная личность выполняет роль индивида в отношениях семейных, товарищеских, профессиональных, сословных и т.д. «На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит» (У. Джеймс). Душевные качества можно имитировать.

3) Духовная личность – не дается с рождения и не формируется ни путем образования, ни путем подражания. Она есть результат работы человека над самим собой. Это невидимый внутренний мир, создаваемый самим человеком в процессе осознания себя в этом мире, его ценности, идеалы, установки, нормы. Другими словами, это есть совокупность интеллектуальных, нравственных и религиозных характеристик индивида. С т.з. философии, именно духовная личность – главная определяющая и составляющая жизненного благополучия. Джеймс дает практический совет: соизмерять притязания со сувоими возможностями, максимально их разворачивая, и заботиться в первую очередь о своей духовной личности.

Социальная типология личности: сутью ее яв-ся акцент на отношение человека к миру.

1. Деятели 2. Мыслители 3. Люди чувств и эмоций 4. Люди милосердия
Охотники, рыболовы, инженеры и т.д. Люди, приходящие в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Мудрецы, мыслители Это деятели искусства и литературы. Это люди, следующие заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Главное – активное действие, изменение мира и себя. Главное оружие - слово, Логос, которыми они «жгут сердца людей (Пушкин() Остро чувствуют «трещины мира» (Гейне) проходит через их сердца. Их прозрения часто опережают научные прогнозы. Обостренное ощущение душевного состояния другого челдовека. Сила их в вере в свое предназначение, и любви к людям и всему живому.= «Спешите делать добро» (Гааз)

Свобода – в самом общем виде – это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько личность самостоятельно выбирает и осуществляет лучшее из возможного. Ценность свободы – это ценность личного, целенаправленного совершенствования, существования (жизни, действительности). Рационалист Лейбниц писал: «Детерминироваться разумом к лучшему - это и значит быть наиболее свободным».

Философы различают положительную и отрицательную свободу. Последняяа)«свобода от» - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего, пресекающего волеизъявление принуждения. Достигается эта свобода в борьбе (за свободу, независимость, самостоятельность) или через изменение внутреннего настроя (борьба с самим собой, отказ от желаний, намерений, отдаляющих от высших ценностей) = «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому»; б) свобода как возможность выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической философии, такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Кант, считает свободной только волю к добру.

Положительная свобода - «свобода для» - самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных обстоятельств в благоприятные, наращивание многообразия и целостности личностного существования. Пример, Просвещение: «свободное развитие каждого как условие свободного развития всех». Без «свободы от» невозможна «свобода для». На этой основе строятся модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов:

1) отношение борьбы за свободу – вступление в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в еще худшее рабство;

2) бегство от мира – будучи не в силах обрести свободу среди людей, человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там себя реализовать;

3) Человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы.

Для того, чтобы понять сущность феномена свободы, необходимо определиться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без чего немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм – рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это либо судьбой, либо волей Бога, либо детерминизмом замкнутой системы. Здесь нет места свободному выбору, нет альтернативы.

Говоря о свободе личности необходимо помнить об ответственности (обратная сторона медали свободы). Поскольку каждый выбор свободного человека яв-ся таковым при осознании им ответственности за свой выбор. Современная ситуация резко увеличила эту меру ответственности для каждого человека: неустойчивость, нестабильность, углубление кризиса, глобальные проблемы. Все больше ученых приходят к выводу о том, что человечеству необходимо перейти от безудержной экспансии к сознательному самоограничению во всех сферах деятельности, основанной на высокой ответственности каждого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...