Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к проблеме смысла жизни и смерти




Но проблема жизни неразрывно связана с проблемой смерти. И рассматривая эту сложную проблему, надо отметить, что существуют два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни и смерти.

Объективистский подход Субъективистский подход
Б. Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг «Человек есть мера всех вещей», «Человек есть будущее человека», «Человек – творец самого себя» «Творю, следовательно существую»
Синтез догматики монотеист-х религий и с установками естествознания. Основу его составляет представление об изначальном непоколебимом миропорядке, где заранее предначертаны все акты любой общест-й и и личной судьбы, расписаны все события мировой истории. Главное для человека – найти в этом миропорядке «зазор» для «относительной самостоятельности, в которой он будет видеть смысл своего бытия. Во главу угла ставится субъективность человека, его творчество, самодеятельность. В реальной жизни эти условности не соблюдаются, а идет сочетание первого и второго подхода.

Определяя понятие «смысла жизни», нужно подчеркнуть, что оно имеет как минимум три измерения, которые связаны:

Со «святостью жизни» -как таковая Со спецификой именно челов-й жизни С идеей отражения бессмертия
Это предмет дисциплины биоэтика. Все живое имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта витальность первична для человека. Единственно реальный факт в жизни любого человека – предстоящая смерть. Поэтому каждый выбирает для себя высшую ценность – Бог, человечество, родные, дети, справедливость ит.д. Оно имеет несколько аспектов: 1) связан с бессмертием в потомках путем передачи генного аппарата родителей детям; 2) сохранение телда умершего человека (мумификация или криогенизация); 3) вхождение частиц нашего распавшего тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, слияние с природой; 4) определяется итогами деятельности человека и увековечивается в памяти потомков; 5) изменение состояние сознания вследсвие применения системы психотренинга, уводящего человека в Вечность.

Подводя итог, следует отметить, что поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный, личностный характер и во многом зависит от его знаний о том, что есть мир, и что он есть сам в этом мире.

1. Понятие человека в истории философии

2. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

3. Индивид, личность, индивидуальность

1. Каждая наука и не только гуманитарного цикла в качестве объекта или предмета изучения выбирает человека. Частные науки рассматривают его в рамках своего предмета. Философия изучает человека в системе его связи с окружающим миром, природой и обществом. Существует 2 подхода к определению сущности человека:

1) Оптимистический- заложен в Древней Греции. Протагором: «Человек есть мера всех вещей». А так же христианстве: «человек образ и подобие Бога, он венец творения Бога».

2) Систематический- заложен в поздний период древним Греческим философом Хайддекером Диоген в новое время: «человек халтура природы, самой неприспособленное в мире существо».

В Древней Китайской философии человек рассматривается как часть космоса, как связующее звено между небом и землей. Мир без человека теряет всякий смысл. В Древне Греческой философии он так же часть космоса, при чем не весь человек является частью космоса, а его душа, именно она может преодолевать огромные космические расстояния. Как в пространстве, так и во времени. В средние века человек образ и подобие Бога главным достоянием человека является не просто душа, а ее нравственные составляющие(начало). Именно душе предстоит сделать выбор между добром и злом. Выбирая добро, то есть следуя божественному пути, душа становиться святой. Если выбирает зло, то грешник. В эпоху возрождения человек становиться центром философских проблем. Его свобода выбора переросла в свободу творчества, таким образом человек приблизился к Богу. Свобода творчества заключается в творении добра, а не зла. Новое время Декарт главным достоянием стали считать не душу, а разум. В Марксиско- Ленинской философии человек стал рассматриваться как исходный материал производительных сил. В современной философии человек рассматривается как биологическое, социальное, культурное существо одновременно. Среди современных проблем связывалось с человеком две проблемы: смысла жизни- определяет для себя сам, это зависит и от внешних(тип социального устройства, государственная идеология) и от внутренних(собственный взгляд на мир причин). Так или иначе смысл жизни рассматривается исходя из двух начал: эгоистическая- жить для себя; альтруистическая- жить для других. Другой проблемой является проблема смерти и бессмертия. Смысл жизни определяется через осознание себя смертным. Человек смертен биологически. Философия выделили 6 видов бессмертия:

1. С точки зрения материализма- «мы бессмертны как часть материального мира, состоит из атомов и молекул, которые не исчезают.

2. С точки зрении я Египетской мифологии человек бессмертен, пока сохраняется его тело(мумификация).

3. Как память потомков с ним связанная.

4. Бессмертие в генах.

5. Творческий след в истории.

6. Религиозное бессмертие.

7. Виртуальное бессмертие.

2) Биологически человек- это часть природного мира. С неживой природой его объединяет набор атомов, молекул и так далее. С живыми организмами человека связывает:

- клеточное строение;

- набор генов, которые определяют особенности развития человека такие как антомофизиологические(рост, полнота, цвет глаз, волос).

Продолжительность жизни, предрасположенность к болезням и так далее. Как социальное существо человек не может жить вне общества. Общество оказывает влияние на формирование человеческой сущности через набор стереотипов. Если эти установки направлены на моральное совершенствование, то и человек совершенствуется через процесс социализации. Социализация- процесс приспособленности человека к нормам общества через воспитание, образование и религию. Человек тоже может влиять на общество постепенно меняя его стереотипы. Большую роль в этом играют исторические личности, все зависит от цели преследуемой этой личностью. Человек как культурное существо с помощью норм, традиций, законов адекватно взаимодействуют с другими людьми, а так же культура формирует человека через его творческие способности и потенциал.

3) Человек адаптируется к окружающей среде в соответствии со своими потребностями и способностями и от того как он это делает человек выступает в роли индивида или личности. Индивид- это действующий в обществе субъект, который только пользуется плодами общественного развития. Личность- активно действующий в обществе субъект, который не только пользуется но и создает плоды общественного развития. Только личность в силу обстоятельств может противопоставить себя толпе. И личность и индивид обладают индивидуальностью- это совокупность специфических свойств человека(умственная, физическая, психологическая), где человек выступает как нечто единственное неповторимое, именно индивидуальность отличает одного человека от другого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...