Определение плотности урока путем хронометража
Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся: - непосредственное выполнение двигательных действий, необходимых для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач; - прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки; - организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся устанавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов; - необходимый отдых и ожидание очереди; - простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечивает решение поставленных задач. Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность. Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально затраченному времени относят все те действия, которые помогают решать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танцевальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, основные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педагогически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).
Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необходимых строевых упражнений, перестроений, передвижений и переходов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражнения. Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затраченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преждевременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безграмотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные передвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования. Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Установка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов. Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально. Технология хронометрирования урока включает следующую последовательность операций: - перед уроком необходимо заранее подготовить форму протокола; - включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок; - при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником; - выключить секундомер с фактическим окончанием урока. - обработку протокола начинать сразу после окончания урока, отдельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельности в уроке в целом;
- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды); - вычертить шкалу плотности урока; - дать письменный анализ полученных данных. Далее в таблице 3 и рис. 2 даны примерный протокол хронометража плотности подготовительной части урока, способы обработки и наглядного представления полученных данных.
Читайте также: A) метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|