Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ осн. тур. потоков РФ.




Лекция №1

Тема: «История и генезис внутреннего туризма в России»

 

Этапы:

  1. Предварительный – до 19 в.
  2. Начальный – 1800-1917 гг.
  3. Этап развития и подъема – 1917-1990 гг.
  4. Этап распада централизованный организованных структур туризма и создания предприятий туризма различных форм собственности – 1990-до сегод.дня

 

Характеристика этапов:

1. Предварительный (до 19 в.) – самый длительный этап. Первыми путешественниками по России были греки: «Путь из Варяг в Греки» 8-9 вв. Это время развития экономики и торговли. По территории России проходил «Великий шелковый путь». Развитию туризма послужили также географические открытия, сделанные в то время: Сибирь, Дальний Восток. Сдерживающими факторами развития являлись религия и междоусобицы.

Выезды в Европу долго были закрыты. Действующими направлениями туризма были: Поволжье (Золотая Орда и ханства), Византия (экономические, религиозные и торговые цели), Прибалтийские княжества, Сибирь (торговля и охота).

С 13 в. в России появляются первые постоялые и торговые дворы. Составляется свод правил о поведении постояльцев в торговых дворах, отношении с хозяином заведения и мерах безопасности. Появляются «ямы» - почтовые, перевалочные станции.

Основной чертой этого этапа является то, что мотивы туризма в это время были материальными (экономика, торговля, завоевание, сбор дани, религия). Малая плотность населения и большие расстояния между города. Примитивные дороги и средства транспорта. Изоляция от европейских стран.

 

2. Начальный (1800-1917 гг.) – развитию туризма на данном этапе послужили принятые Петровские реформы и промышленная революция. К этому времени население страны увеличилось в 2 раза. Промышленный рост городов и массовое строительство способствовали росту миграции, формированию городского населения и обеспеченного класса.

В 1778 г. Вениамин Генш выпускает первый прототип туристского сборника о путешествии и обучении молодых людей в Европе.

Богатые люди начали самостоятельно совершать активные путешествия как за границу, так и внутри страны.

1770 г. – первая организованная экскурсия в Тифлис. С этого момента было положено начало экскурсионного дела в России. Новиков и Зуев – первые менеджеры туризма – занимались организацией детского рекреационного отдыха.

1848 г. – создано Русское географическое общество.

1895 г. – на базе общества путешественников-велосипедистов создается РОТ (Российское общество туризма), просуществовавшее до 1928 г. и позднее переименованное в Общество российского пролетарского туризма РСФСР.

Основными чертами этого этапа были: развитие транспорта и инфраструктуры досуга, урбанизация, появление первых организаций, занимающихся формированием турпродукта (изначально это ограничивалось лишь обеспечением билета на ЖД, но позднее включались и другие услуги).

 

3. Этап развития и подъема (1917-1990 гг.) – период систематизации менеджмента внутреннего туризма в России. Появляется организационно-административная структура туризма социалистического типа. Руководство туристско-экскурсионным делом возложено на главный политико-просветительный комитет НАРКОМПРОСа. Появляются первые центры подготовки кадров (экскурсоводов).

1937 – 1940 гг. комплексная реорганизация структур управления туризмом, в основе которой положено жесткое централизованное планирование и управление туризмом в СССР (до 1990 г.).

Основные черты: централизация и подчинение, распределение сверху, низкое качество туруслуг, ограниченный и однообразный ассортимент.

Однако, присутствовали и положительные моменты: в это время потоки внутреннего туризма превышали в разы выездного, что приносило бюджет в страну. Массовость, задействованы были все слои населения, хорошо развит детский туризм. Дешевизна (50 % от суммы путевки уплачивали профсоюзы). Развитость инфраструктуры, строгая и четко стандартизированная организованность.

 

4. Постсоветский (1990 г. и до сегодняшнего дня). В 1990 г. произошло разрушение централизованной системы туризма. Появились туристские предприятия различных организационно-правовых форм собственности. Издание закона «О предпринимательской деятельности».

1992 г. туризм – это лицензируемая деятельность.

С 2007 г. – отмена лицензии, ввод финансовых гарантий. (500 тыс. для внутреннего).

Создан контролирующий и лицензируемый орган Госкомитет по физкультуре, спорту и туризму при правительстве РФ.

На современном этапе характерны следующие черты:

- стремление к рассеиванию турпотоков (создание новых дестинаций)

- стабильный рост турпотоков (по 5 % в год)

- развитие зимнего отдыха

- рост конкурентной способности отечественных средств размещения и транспорта

- доля внутреннего туризма – 2,5 %

 

Основные проблемы в туризме на современном этапе:

- дорогие цены на внутренние авиаперевозки

- гостиничные предприятия не соответствуют международным стандартам

- нет экономкласса, отелей 2-3 звезды

- нет инвестиций, субсидий, дотаций от государства

- нет поддерживающего законодательства

 

 

Лекция № 2 (20.02).

Анализ осн. тур. потоков РФ.

Тур поток – это совокупность туристов, осущ. путешествие в одном и том же географич. местоназначении (тур. регионе) со схожими самоцелями.

Хар-ки тур. потока:

- размер (кол-во туристов в потоке) = ширина;

- направленность;

- сезонность;

- динамичность;

- длина тур. потока (кол-во км., к-ые турист преодолевает до места назначения).

Виды тур. потоков, классификация:

- внутренний и м/днародный;

- в зависимости от времени их появления: летние, осенние, зимние, весенние;

- в зависимости от времени: сезонные, межсезонные, внесезонные;
- в зависимости от ширины: концентрированные, распыленные.

Тур. регион – географич. опр. местность, посещение к-ой входит в самоцель поездки туриста, обладающая необходимой для реализации всех условий тур. пакета супрастр-ры и инфрастр-ры.

Летние потоки РФ.

Черноморское и Азовское побережье.

«+»:

- развитость и известность;

- расширение инфрастр-ры;

- разнообразие ср-в размещения;
- удовлетворительное состояние транспортного обеспечения;

- развитие экскурсионного обслуживания;

- досуг;

- широкий ТО-ский охват;

- опыт работы более 80 лет.

«-»:

- экологич. ситуация;

- уязвимость региона;

- проблемы с водой;

- кач-во пляжей;

- сочетание цена/кач-во не в пользу кач-ва.

Хар-ки региона:

- ширина тур. потока – до 5 млн. чел-к в год;

- длина – от 70 до 5 тыс. км.;

- концентрация слабая;

- осн. цели – отдых, лечение, бизнес незначительно;
- сезонность – 15.07 – 15.09;

- динамика – рост до конца июля, пик посещений – август, сентябрь – спад.

Круиз – Сочи-Италия-Греция-Сочи, от 80 тыс. до 200 тыс. с чел-ка, от 10 дней до 21 дня, летний сезон.

Речные круизы:

- М-ва, С-П – 7-10 дней;
- из М-вы – Нижний Новгород, Волгоград, Самара, «Золотое Кольцо»;

- из С-П – Карелия, Кижи, Валаам;

- из Самары – Астрахань, М-ва, Нижний Новгород;

- из Р-ва – Астрахань, Волгоград, Самара, М-ва;

- круизы по Енисею, Оби (круговые).

«+»:

- престижность (высокие цены);

- ср. ассортимент размещений, пароходы высш. класса – «Радищев», «Шолохов», «Достоевский»; ср. класс – «Коротков», «Ильич»; низший класс – «Дон», «Алдан»;

- орг-ия питания и досуга на высоком уровне;
- экскурсионное обслуживание;

- полный операторский охват;

- развитость сегментации.

«-»:

- слабость предложений;

- дороговизна;

- немобильность тур. продукта (одно и тоже).

Хар-ки:
- ширина – до 200 тыс. чел-к в год;

- длина – от 0 до 1000 тыс. км.;

- концентрация сильная;

- цель – отдых, развлечение, познавательные;

- сезонность – пик – август-сентябрь.

Экстремальные туры:

- чаще всего летние;
- сплав по рекам (Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, Байкал).

«-»:

- отсутствие инфрастр-ры;
- отдых «дикий» (по знакомству).

«+»:

- узкая специализация;
- мобильный тур. продукт;

- индивидуальные отношения.

Хар-ки:

- ширина – до 70 тыс. чел-к в год;
- длина не ограничена;
- концентрация отсутствует;
- цель – спорт, приключение;
- сезонность – лето;
- экотуры (Карелия, Байкал, Алтай).

Зимние тур. потоки.

Осн. регионы – Кавказ, Алтай, Саяны.

«+» Кавказа:

- уникальные условия для спорта;
- климат;
- развитая инфрастр-ра;
- широкий операторский охват;
- транспортное обеспечение.

«-»:

- сход лавины;
- близость к точке военных конфликтов;
- кач-во обслуживания – пока низкое.

Хар-ки:
- ширина – до 1 млн. в год;

- длина – от 100 до 2-х тыс. км.;

- концентрация сильная;
- цель – отдых, спорт, экстрим;

- сезонность – 15.11 – 01.04, пик – 30.12 – 15.01, март.

Санаторно-курортное лечение.

Осн. тур. регионы – Кавказские Мин. Воды, Горячий Ключ, Анапа, Сочи, региональные здравницы, Подмосковье.

«+»:

- известность;
- престижность;

- уникальные климатические и бальнеологические условия;

- развитая инфрастр-ра;
- деление по профилю лечения:

сердце, нервы – Кисловодск;
желудок – Пятигорск;
почки – Железноводск;
кожа, печень – Ессентуки.

- квалифицированные кадры (опыт работы более 120 лет);

- модернизация.

«-»:

- экологич. ситуация;

- близость к местам конфликтов;
- недостаточно развитая инфрастр-ра досуга.

Хар-ки:

- ширина – 1,5-2 млн.;

- длина – от 200 до 300 тыс. км.;

- концентрация слабая;

- цель – отдых, лечение.

Подмосковье.

«+»:

- самый развитый;

- транспортная близость М-вы;
- престиж;

- досуг организован;
- широкий ТО-ский охват.

«-»:

- экологич. ситуация;
- неспециализированное лечение;

- пожары.

Хар-ки:
- ширина – до 700 тыс. чел-к;

- длина – от 0 до 1000 км.;

- цель – отдых, лечение;
- сезонности нет;
- max загруженность – праздники, лето.

М-ва.

«+»:

- крупнейший тур. цент Европы;

- известность;
- история, достопримечательности;
- экскурсии;
- деловая жизнь;
- досуг, развлечение;
- центр власти, науки, и-ва;
- большой гостиничный фонд;
- транспортный узел (транзит);
- мощная таможенная поддержка властей.

«-»:

- стоимость, дорого.

Хар-ки:
- ширина – до 400 тыс. в год;

- длина – от 200 тыс. км. и не ограничено;
- цель – познавательный, бизнес;

- сезонности нет, пик на праздники, студенческие каникулы, фестивали и т.д.

«Золотое Кольцо».

«+»:

- мировая известность;
- инфрастр-ра есть, но не развивается;
- широкий ТО-ский охват;
- большой опыт приема туристов.

«-»:

- досуг не организован.

Хар-ки:
- ширина – 100-150 тыс. в год4

- длина – 450 – 5000 км.;

- цель – познавательная;

- концентрация средняя;
- сезонности нет.

 

 

Лекция № 3 (05.03.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...