Анализ осн. тур. потоков РФ.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция №1 Тема: «История и генезис внутреннего туризма в России»
Этапы:
Характеристика этапов: 1. Предварительный (до 19 в.) – самый длительный этап. Первыми путешественниками по России были греки: «Путь из Варяг в Греки» 8-9 вв. Это время развития экономики и торговли. По территории России проходил «Великий шелковый путь». Развитию туризма послужили также географические открытия, сделанные в то время: Сибирь, Дальний Восток. Сдерживающими факторами развития являлись религия и междоусобицы. Выезды в Европу долго были закрыты. Действующими направлениями туризма были: Поволжье (Золотая Орда и ханства), Византия (экономические, религиозные и торговые цели), Прибалтийские княжества, Сибирь (торговля и охота). С 13 в. в России появляются первые постоялые и торговые дворы. Составляется свод правил о поведении постояльцев в торговых дворах, отношении с хозяином заведения и мерах безопасности. Появляются «ямы» - почтовые, перевалочные станции. Основной чертой этого этапа является то, что мотивы туризма в это время были материальными (экономика, торговля, завоевание, сбор дани, религия). Малая плотность населения и большие расстояния между города. Примитивные дороги и средства транспорта. Изоляция от европейских стран.
2. Начальный (1800-1917 гг.) – развитию туризма на данном этапе послужили принятые Петровские реформы и промышленная революция. К этому времени население страны увеличилось в 2 раза. Промышленный рост городов и массовое строительство способствовали росту миграции, формированию городского населения и обеспеченного класса.
В 1778 г. Вениамин Генш выпускает первый прототип туристского сборника о путешествии и обучении молодых людей в Европе. Богатые люди начали самостоятельно совершать активные путешествия как за границу, так и внутри страны. 1770 г. – первая организованная экскурсия в Тифлис. С этого момента было положено начало экскурсионного дела в России. Новиков и Зуев – первые менеджеры туризма – занимались организацией детского рекреационного отдыха. 1848 г. – создано Русское географическое общество. 1895 г. – на базе общества путешественников-велосипедистов создается РОТ (Российское общество туризма), просуществовавшее до 1928 г. и позднее переименованное в Общество российского пролетарского туризма РСФСР. Основными чертами этого этапа были: развитие транспорта и инфраструктуры досуга, урбанизация, появление первых организаций, занимающихся формированием турпродукта (изначально это ограничивалось лишь обеспечением билета на ЖД, но позднее включались и другие услуги).
3. Этап развития и подъема (1917-1990 гг.) – период систематизации менеджмента внутреннего туризма в России. Появляется организационно-административная структура туризма социалистического типа. Руководство туристско-экскурсионным делом возложено на главный политико-просветительный комитет НАРКОМПРОСа. Появляются первые центры подготовки кадров (экскурсоводов). 1937 – 1940 гг. комплексная реорганизация структур управления туризмом, в основе которой положено жесткое централизованное планирование и управление туризмом в СССР (до 1990 г.). Основные черты: централизация и подчинение, распределение сверху, низкое качество туруслуг, ограниченный и однообразный ассортимент. Однако, присутствовали и положительные моменты: в это время потоки внутреннего туризма превышали в разы выездного, что приносило бюджет в страну. Массовость, задействованы были все слои населения, хорошо развит детский туризм. Дешевизна (50 % от суммы путевки уплачивали профсоюзы). Развитость инфраструктуры, строгая и четко стандартизированная организованность.
4. Постсоветский (1990 г. и до сегодняшнего дня). В 1990 г. произошло разрушение централизованной системы туризма. Появились туристские предприятия различных организационно-правовых форм собственности. Издание закона «О предпринимательской деятельности». 1992 г. туризм – это лицензируемая деятельность. С 2007 г. – отмена лицензии, ввод финансовых гарантий. (500 тыс. для внутреннего). Создан контролирующий и лицензируемый орган Госкомитет по физкультуре, спорту и туризму при правительстве РФ. На современном этапе характерны следующие черты: - стремление к рассеиванию турпотоков (создание новых дестинаций) - стабильный рост турпотоков (по 5 % в год) - развитие зимнего отдыха - рост конкурентной способности отечественных средств размещения и транспорта - доля внутреннего туризма – 2,5 %
Основные проблемы в туризме на современном этапе: - дорогие цены на внутренние авиаперевозки - гостиничные предприятия не соответствуют международным стандартам - нет экономкласса, отелей 2-3 звезды - нет инвестиций, субсидий, дотаций от государства - нет поддерживающего законодательства
Лекция № 2 (20.02). Анализ осн. тур. потоков РФ. Тур поток – это совокупность туристов, осущ. путешествие в одном и том же географич. местоназначении (тур. регионе) со схожими самоцелями. Хар-ки тур. потока: - размер (кол-во туристов в потоке) = ширина; - направленность; - сезонность; - динамичность; - длина тур. потока (кол-во км., к-ые турист преодолевает до места назначения). Виды тур. потоков, классификация: - внутренний и м/днародный; - в зависимости от времени их появления: летние, осенние, зимние, весенние; - в зависимости от времени: сезонные, межсезонные, внесезонные; Тур. регион – географич. опр. местность, посещение к-ой входит в самоцель поездки туриста, обладающая необходимой для реализации всех условий тур. пакета супрастр-ры и инфрастр-ры.
Летние потоки РФ. Черноморское и Азовское побережье. «+»: - развитость и известность; - расширение инфрастр-ры; - разнообразие ср-в размещения; - развитие экскурсионного обслуживания; - досуг; - широкий ТО-ский охват; - опыт работы более 80 лет. «-»: - экологич. ситуация; - уязвимость региона; - проблемы с водой; - кач-во пляжей; - сочетание цена/кач-во не в пользу кач-ва. Хар-ки региона: - ширина тур. потока – до 5 млн. чел-к в год; - длина – от 70 до 5 тыс. км.; - концентрация слабая; - осн. цели – отдых, лечение, бизнес незначительно; - динамика – рост до конца июля, пик посещений – август, сентябрь – спад. Круиз – Сочи-Италия-Греция-Сочи, от 80 тыс. до 200 тыс. с чел-ка, от 10 дней до 21 дня, летний сезон. Речные круизы: - М-ва, С-П – 7-10 дней; - из С-П – Карелия, Кижи, Валаам; - из Самары – Астрахань, М-ва, Нижний Новгород; - из Р-ва – Астрахань, Волгоград, Самара, М-ва; - круизы по Енисею, Оби (круговые). «+»: - престижность (высокие цены); - ср. ассортимент размещений, пароходы высш. класса – «Радищев», «Шолохов», «Достоевский»; ср. класс – «Коротков», «Ильич»; низший класс – «Дон», «Алдан»; - орг-ия питания и досуга на высоком уровне; - полный операторский охват; - развитость сегментации. «-»: - слабость предложений; - дороговизна; - немобильность тур. продукта (одно и тоже). Хар-ки: - длина – от 0 до 1000 тыс. км.; - концентрация сильная; - цель – отдых, развлечение, познавательные; - сезонность – пик – август-сентябрь. Экстремальные туры: - чаще всего летние; «-»: - отсутствие инфрастр-ры; «+»: - узкая специализация; - индивидуальные отношения. Хар-ки: - ширина – до 70 тыс. чел-к в год;
Зимние тур. потоки. Осн. регионы – Кавказ, Алтай, Саяны. «+» Кавказа: - уникальные условия для спорта; «-»: - сход лавины; Хар-ки: - длина – от 100 до 2-х тыс. км.; - концентрация сильная; - сезонность – 15.11 – 01.04, пик – 30.12 – 15.01, март. Санаторно-курортное лечение. Осн. тур. регионы – Кавказские Мин. Воды, Горячий Ключ, Анапа, Сочи, региональные здравницы, Подмосковье. «+»: - известность; - уникальные климатические и бальнеологические условия; - развитая инфрастр-ра; сердце, нервы – Кисловодск; - квалифицированные кадры (опыт работы более 120 лет); - модернизация. «-»: - экологич. ситуация; - близость к местам конфликтов; Хар-ки: - ширина – 1,5-2 млн.; - длина – от 200 до 300 тыс. км.; - концентрация слабая; - цель – отдых, лечение. Подмосковье. «+»: - самый развитый; - транспортная близость М-вы; - досуг организован; «-»: - экологич. ситуация; - пожары. Хар-ки: - длина – от 0 до 1000 км.; - цель – отдых, лечение; М-ва. «+»: - крупнейший тур. цент Европы; - известность; «-»: - стоимость, дорого. Хар-ки: - длина – от 200 тыс. км. и не ограничено; - сезонности нет, пик на праздники, студенческие каникулы, фестивали и т.д. «Золотое Кольцо». «+»: - мировая известность; «-»: - досуг не организован. Хар-ки: - длина – 450 – 5000 км.; - цель – познавательная; - концентрация средняя;
Лекция № 3 (05.03.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|