Отчет по психологическому аспекту практики
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В отчете необходимо раскрыть следующие вопросы: Какая конкретная работа проводилась по психологическому изучению учащихся? Какие методы изучения учащихся использовались и какой фактический материал об особенностях класса и отдельных групп учащихся накоплен с помощью этих методов? Какие выводы и рекомендации даны Вами в психолого-педагогической характеристике? Какие конкретные недочеты в своих личностных качествах Вы ощущали в начале практики? Что делалось в ходе практики по выработке и совершенствованию профессионально-педагогических личностных качеств? Какие успехи достигнуты в этом отношении? Можете ли Вы отметить, что практика оказала положительное влияние на развитие у Вас профессионально-личностных свойств и качеств? Какие выводы о качестве и эффективности педпрактики, о степени овладения педагогической умелостью в целом и ее отдельными компонентами Вы можете сделать? Какие предложения по улучшению университетской подготовки к учительской деятельности, к педпрактике и по совершенствованию самой практики Вы можете внести?
Социометрическая методика Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-либо помещении, например, в классе или в аудитории, получают инструкцию примерно следующего содержания: «Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает, с кем-то вы хотели бы расстаться. А теперь представьте себе, что вы переходите в другую школу, в новый класс.
1. Кого из своих одноклассников вы хотели бы взять с собой? Запишите этих людей, вы можете сделать не более 3-х выборов. Не забудьте подписать листок с ответами. Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей (табл. 1) Таблица 1 Социометрическая матрица
Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким-либо определенным цветом, например - синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека. В приведенном в таблице фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый - на Сидорова, третий - на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или отклонения.
Крайние столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Для того чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу они отмечены знаками математической суммы. 2. Дети получившие: а) 6 и более выборов - «звезды»; б) 3-5 выборов - «предпочитаемые»; в) 1-2 выбора - «пренебрегаемые»; г) 0 выборов - «изолированные»;
3. Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени (рис. 4) и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому. Обычно социограмма- мишень состоит из 3 окружностей: внутренняя окружность - «звезды», далее - «предпочитаемые», «пренебрегаемые». За пределами окружностей располагаются те члены группы, которых не выбрал никто («изолированные»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|