Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа наблюдения за проявлением




Преподаватель: Н. А. Вдовина

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА

Цель задания. Выявить особенности учебно-познавательных мотивов учащихся класса; дать рекомендации по их учету и развитию в процессе учебно-воспитательной работы.

Подготовка к выполнению задания

Подготовка к выполнению задания осуществляется до выхода на УПП: изучается теоретический материал по теме, методические рекомендации к выполнению задания; заготавливаются бланки; продумывается регистрация данных наблюдения и т.д.

1 день. Сбор общих данных об учащихся, учебно-познавательные интересы которых будут изучаться.

2 день. Беседа с учащимися.

3 день. Анкетирование.

4 день. Выполнение экспериментального задания.

5-6 дни. Составление психолого-педагогической характеристики учебно-познавательных мотивов.

Наблюдение за проявлением познавательных интересов на уроках проводится в течение всей практики.

I. Ознакомьтесь с основными теоретическими положениями по теме исследования.

Среди внутренних условий, от которых зависит активность познавательной деятельности школьника, важнейшее место занимают мотивы. Мотивы учения можно условно разделить на две основные группы:

· познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (познавательный интерес к новым фактам, явлениям, к теоретическому материалу, к методам научного познавания, мотивы самообразования и др.);

· социальные мотивы, связанные с взаимодействием школьника с другими людьми (мотивы самоутверждения, социального сотрудничества, моральные мотивы долга и ответственности и др.).

Необходимым условием успешной педагогической деятельности и успешного обучения школьников является понимание и учет их мотивов учения. Одним из наиболее значимых мотивов учения является познавательный интерес.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания. В условиях обучения познавательный интерес проявляется в расположенности школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Познавательный интерес ранее всего осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересные для него уроки, учебные предметы, занятия. Познавательный интерес более доступен для наблюдения; его легче обнаружить, распознать, так как для выявления познавательного интереса можно найти более четкие и объективные критерии, чем для раскрытия других мотивов учения. Все это дает возможность лучше управлять его формирование в ходе учебно-воспитательного процесса.

Познавательный интерес тесно связан с другими мотивами учения - социальными, нравственными, самовоспитания, - и эта взаимообусловленность обогащает его. Доминирование и обособление познавательного интереса от социальных мотивов учения может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств школьника (способствовать развитию эгоцентризма, чрезмерного честолюбия, завышенной самооценки и т.д.). Развиваясь в тесной связи с социальными мотивами, познавательный интерес способствует всестороннему гармоническому развитию личности.

Дополнительный теоретический материал по теме исследования можно получить, используя учебники по психологии и учебные пособия, а также дополнительную литературу:

1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 1990.

2. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М., 1991. – С. 186-194 (законспектировать с. 192-194).

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – С. 253-264.

4. Педагогическая психология / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – С. 220-232, 237-243 (законспектировать).

 

II. Изучите методические указания к выполнению задания.

Методические указания к выполнению задания

I. Выполнение задания необходимо начать со сбора общих данных об учащихся, учебно-познавательные интересы которых будут изучаться. С этой целью следует провести беседы об особенностях изучаемых учащихся с классным руководителем, учителями школы, а также с самими учащимися. В процессе беседы необходимо выявить отношение к учебным предметам, успеваемость изучаемых школьников, их участие (без принуждения) в различных видах и формах внеклассной работы. Данные, полученные с помощью метода беседы, дополняются и уточняются в процессе изучения различной документации: классного журнала, дневников и т.д.

БЕСЕДА

Для проведения беседы необходимо создать непринужденную доверительную обстановку. Желательно вопросы беседы заучить наизусть. Содержание беседы должно быть зафиксировано. Ученика нужно предупредить о том, что содержание беседы не будет разглашено. Все вопросы и ответы точно записываются, оформляются в протоколе.

 

1. Нравится ли тебе в школе? Что именно? (если ответ не связан с учебой, можно задать вопрос - Любишь ли ты учиться? )

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным? Почему?

3. Какой предмет тебе кажется самым трудным? В чем именно заключается трудность?

4. Хотел бы ты учиться только на «4» и «5». Почему? (если нет) Для чего? (если да)

5. Какие учебные предметы, по твоему мнению, можно было бы не изучать и почему?

6. Какие учебные предметы, на твой взгляд, можно было бы включить в обучение и почему?

7. Чем ты обычно любишь заниматься после уроков и почему?

Анализ содержания ответов позволяет установить отношение ученика к учению, чем вызвано такое отношение, характер учебно-познавательных мотивов ученика и наличие у него определенных интересов.

Наряду с беседой рекомендуется вести систематическое наблюдение за поведением учащихся в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности.

 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...