Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательных интересов на уроке




Познавательный интерес проявляется в следующем:

1. В познавательной активности учащихся на уроке:

а) частоте и содержанию вопросов учащихся на уроке, свидетельствующих об ориентировке в знаниях, умственной активности школьников, их стремлении проникнуть в сущность явления, события, проблемы или, наоборот, ограничиться только внешним поверхностным восприятием;

б) стремлению учащихся по собственному почину, без указаний и требований учителя, принимать участие в обсуждении вопросов, дополнении и исправлении ответов товарищей.

2. В направленности и сосредоточенности внимания на изучаемом материале. Сосредоточенность или, наоборот, частые отвлечения внимания могут свидетельствовать о различном (положительном и отрицательном) отношении учащихся к предмету, уроку, заданию.

3. В особенностях протекания учебной деятельности. Следует обращать внимание на то, как решается познавательная задача: творчески, по образцу, или просто списыванием с доски готового решения. Насколько при этом сосредоточен или рассеян ученик, каково его отношение к процессу своей деятельности: увлечен или равнодушен.

4. В проявлениях эмоционального состояния учащегося на уроке, о которых можно судить по:

а) речевым реакциям (восклицания типа «Вот здорово!», «Сильно сказано!», «Как интересно!» и т.п., в обмене мнениями с соседом);

б) эмоциональному последействию (взволнованность, поглощенность мыслями, полнота чувств, которые испытывает учащийся);

в) адекватности реакций в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика радости при успехах, огорчения - при неудачах).

Результаты наблюдения фиксируются на протяжении нескольких уроков и анализируются по вышеприведенной схеме. На основе анализа формулируются выводы об особенностях проявления познавательных интересов на уроке. Результаты наблюдения фиксируются в таблице:

 

Деятельность учителя Деятельность класса и наблюдаемого учащегося Особенности проявления познавательных интересов
     

 

АНКЕТИРОВАНИЕ

Методика «Изучение МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Цель. Выявить доминирующие мотивы учебной деятельности.

Инструкция. «Хорошо обдумай, что тебе помогает, и что мешает учиться по-настоящему. Подчеркни предложения, характеризующие твое отношение к учебе. Их не должно быть более пяти. Итак, почему я учусь?»

перечень ответов

1. Хочу быть полезным обществу.

2. Люблю думать, соображать.

3. Учусь, чтобы быть хорошим специалистом.

4. Учусь, чтобы поступить в институт, университет или техникум.

5. Учусь, чтобы применять знания дома и в школе.

6. Учусь, потому что заставляют родители.

7. Учусь, чтобы не ругали родители, учителя.

8. Учусь, потому что боюсь осуждения со стороны товарищей.

9. Учусь, чтобы получить похвалу, поощрение со стороны взрослых, сверстников.

10.Учусь, чтобы получить награду со стороны родителей или школы.

11.Учусь, чтобы быть первым, выделиться среди одноклассников.

12.Учусь, чтобы хорошо усваивать материал.

13.Учусь, чтобы получать высокие оценки.

14.Учиться, познавать новое очень интересно, приятно.

15. Учусь, что бы стать грамотным, образованным человеком.

16.Плохо учиться - стыдно.

17.Учусь, потому что просто привык учиться.

18.Учусь, потому что нравиться общаться с одноклассниками.

19.Учусь, потому что хочу больше знать.

20.Учусь, потому что не хочу подвести свой класс, учителей, родителей.

Анализ результатов анкетирования позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика и выявить среди них доминирующие мотивы учебной деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ «СОСТАВЬ РАСПИСАНИЕ»

Данное задание позволяет выяснить, на какие предметы направлены познавательные интересы учащихся, а также широту или узость этих интересов.

Инструкция учащимся: «На чистом листе бумаги составьте желаемое расписание уроков на неделю. При составлении расписания Вы можете:

а) включить в недельное расписание уроков изучаемые в школе предметы в любом количестве;

б) включить в расписание те предметы, которые в школе не преподаются;

в) по желанию исключить из расписания уроки по некоторым предметам».

Обработка данных экспериментального задания

Сопоставьте имеющееся расписание уроков с расписанием, составленным учеником. Укажите: а) предметы, исключенные учеником из собственного расписания уроков; б) предметы, не изучаемые в школе, но включенные учеником в расписание; в) предметы, отмеченные в расписании, наибольшее и наименьшее число раз.

Данное задание позволяет выяснить, на какие предметы направлены познавательные интересы учащихся, а также широту или узость этих интересов.

 

III. На основе анализа результатов исследования и с учетом итогов проведенной работы необходимо составить письменную ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ, которая должна содержать:

а) характеристику направленности, глубины, устойчивости, широты и осознанности учебно-познавательных мотивов;

б) причины положительного и отрицательного отношения учащихся к изучаемым предметам;

в) психолого-педагогические рекомендации.

После проведения исследования рекомендуется наметить пути развития действенности интереса (возможные пути развития познавательных интересов: чтение дополнительной литературы по предмету; выступление перед коллективом класса по интересующей ученика проблеме; посещение кружка, факультатива и т.д.).

Примечание: к характеристике необходимо приложить протоколы исследований, бланки с ответами учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...