Вывести все совершенные числа в данном диапазоне.
program sov2proc; { Задача. Вывести все совершенные числа в данном диапазоне.} var a, b, m: longint; procedure sov(c, d: longint; var l: longint);var j, i, s: longint;begin for i:= a to b do begin s:= 0; for j:= 1 to i - 1 do if i mod j = 0 then s:= s + j; if s = i then writeln(i); end;end; begin write('Введите диапазон для вывода совершенных чисел: '); readln(a, b); writeln('Совершенные числа в данном диапазоне:'); sov(a, b, m); readln;end. 3.Введенное число - полиндром? program poly_3func; { Задача. Введенное число - полиндром?} var chislo: longint; function poly(n: longint): boolean;var a, b: longint;begin a:= n; b:= 0; while a <> 0 do begin b:= b * 10 + a mod 10; a:= a div 10; end; if n = b then poly:= true else poly:= false;end; begin write('Введите число: '); readln(chislo); case poly(chislo) of true: writeln('Ваше число - полиндром.'); false: writeln('Ваше число - не полиндром.'); end; readln;end. 4. Вывести заданное количество членов функции: 1+1!/2**1+2!/2**2+...+n!/2**n program summ_rada_func; { Задача. Вывести заданное количество членов функции: 1+1!/2**1+2!/2**2+...+n!/2**n} var m: integer; function fac(n: integer): longint;var i, rez: longint;begin rez:= 1; for i:= 2 to n do rez:= rez * i; fac:= rez;end; function st(n: integer): longint;var i, r: longint;begin r:= 2; for i:= 1 to n do r:= r * 2; st:= r;end; function summ_rada(n: integer): real;var s: real; i, j: integer;begin s:= 1; for i:= 1 to n do s:= s + (fac(i) / st(i)); summ_rada:= s;end; begin write('Количество членов равно '); readln(m); writeln('Сумма членов равна ', summ_rada(m):0:4); readln;end.
Рекурсия (от латинского recursio - возвращение) - это такой способ организации вычислительного процесса, при котором процедура или функция в ходе выполнения составляющих ее операторов обращается сама к себе. Для того, чтобы такое обращение не было бесконечным, в тексте подпрограммы должно быть условие, по достижению которого дальнейшего обращения не происходит. таким образом, рекурсивное обращение может включаться только в одну из ветвей подпрограммы. В языке Паскаль нет никаких ограничений на рекурсивные вызовы подпрограмм, необходимо только понимать, что каждый очередной рекурсивный вызов приводит к образованию новой копии локальных объектов подпрограммы и все эти копии, соответствующие цепочке активизированных и не завершенных рекурсивных вызовов, существуют независимо друг от друга
Рекурсия достаточно широко применяется в программировании, что основано на рекурсивной природе многих математических алгоритмов. А также Вы должны знать, что любой рекурсивный алгоритм можно преобразовать в эквивалентный итеративный (то есть использующий циклические конструкции). В больших и сложных программах иногда приходится заменять рекурсию на итерацию. Дело в том, что рекурсия связана с многократными вызовами процедур, а это несколько менее эффективно при выполнении по сравнению с использованием циклов. Однако рекурсивные версии программ, как правило, гораздо короче и нагляднее. Хорошей иллюстрацией механизма рекурсии является функция для вычисления факториала натурального числа. Вспомним, что факториалом числа называется произведение всех натуральных чисел от 1 до этого числа включительно: N! = 1*2*3*... *(N-2)*(N-1)*N Сначала покажем обычную не рекурсивную функцию для вычисления факториала, которая реализует итеративный алгоритм вычисления: Function NonRecFact(N:integer): LongInt; End; Вторая функция использует рекурсивные обращения, что делает ее гораздо компактнее, и основана на очевидном соотношении: N! = (N-1)!*N Иными словами, чтобы получить значение факториала от числа N, достаточно умножить на N значение факториала от предыдущего числа: Function RecFact(N:integer): LongInt; Полностью программа, вычисляющая факториал числа, будет выглядеть так: Program Rekurs;
После запуска программы на экран выводится запрос "Введите число N > ", затем с клавиатуры считывается введенное значение и в выражении F:=RecFact(N) вызывается функция RecFact с параметром-значением N. В подпрограмме-функции проверяется условие N<=1. Если оно выполняется, то функции ResFact присваивается значение 1 и на этом выполнение подпрограммы завершается. Если условие N<=1 не соблюдается, то выполняется вычисление произведения N*ResFact(N-1). Вычисление произведения носит рекурсивный характер, так как при этом осуществляется вызов функции ResFact(N-1), значение которой вычисляется, в свою очередь, через вызов функции ResFact, параметром которой также будет функция ResFact, и т.д., до тех пор пока значение формального параметра N не будет равно 1. Так как базовая часть описания рекурсивной функции ResFact определяет значение ResFact для N=1, равным единице, то рекурсивные вызовы функции ResFact больше не выполняются, а наоборот выполняется вычисление функции ResFact для чисел, возрастающих от 1 до N, причем функция ResFact всякий раз возвращает значение, равное произведению очередного числа на факториал от предыдущего числа. Последнее возвращение результата вычисления функции ResFact присвоит переменной F значение произведения всех чисел от 1 до N, т.е. факториал числа N. Итак, при выполнении рекурсивной подпрограммы осуществляется многократный переход от некоторого текущего уровня организации алгоритма к нижнему уровню последовательно до тех пор, пока не будет получено тривиальное решение поставленной задачи. В нашем примере решение при N=1 тривиально, т.е. ResFact=1. Затем осуществляется возврат на верхний уровень с последовательным вычислением значения функции ResFact. Задание. Введите текст рассмотренной выше программы и запишите файл на диск под соответствующим именем, а затем откомпилируйте его. После того, как компиляция закончится успешно, задайте для просмотра в окне отладчика переменные N, F. Установите видимыми одновременно окна редактора с текстом программы и окно просмотра. Исполните программу в пошаговом режиме с заходом в функцию и пронаблюдайте за изменением значения переменной N при рекурсивных вызовах функции ResFact.
Задание. Напишите программы, демонстрирующие выполнение рекурсивного и итеративного алгоритма для задач:
Задача 1. Нахождение n-го члена арифметической прогрессии (an=a1+d*(n-1)-формула n-го члена арифметической прогрессии). Program Progressiy; Задание. Составьте программу a) нахождения n-го члена геометрической прогрессии, Задача 2. Вложенность квадратов. Program KaparovS; Задание. Наберите программу и просмотрите ее действие. Дополните программу комментарием. По желанию улучшите алгоритм. Творческое задание. Придумайте и решите задачу на демонстрацию рекурсии в графическом режиме.
Рассмотренные выше программы использовали так называемую прямую рекурсию, когда в теле некоторой процедуры содержался непосредственный вызов самой себя. В языке Паскаль допускается также и косвенная рекурсия, когда, например, процедура, процедура А вызывает процедуру В, а та, в свою очередь,- процедуру А. Длина таких цепочек вызовов может быть произвольной, однако при разработке программы необходимо тщательно следить за тем, чтобы рекурсивный алгоритм был сходимым, то есть не приводил к бесконечным взаимным вызовам подпрограмм.
Образно косвенную рекурсию можно описать так. Перед зеркалом 1 стоит зеркало 2, в котором отражается само зеркало 1. В последнем видно зеркало 2 и т.д. Приведем пример программы, иллюстрирующей косвенные рекурсивные вызовы процедур. В этой программе процедуры Rec1 и Rec2 рекурсивно вызывают друг друга, поочередно уменьшая свои фактические параметры. Легко видеть, что обе процедуры работают с одной глобальной переменной А, которая передается в них по ссылке. Критерием завершения работы является обращение этой переменной в ноль. Обратите внимание, что в программе необходимо предварительное определение второй процедуры Rec2, так как ее вызов встречается в процедуре Rec1, т.е. перед ее полным описанием. Program KosvRecurs; Творческое задание. Придумайте и решите задачу на демонстрацию косвенной рекурсии в графическом режиме.
Для сдачи зачета приготовьте файлы и листинги с решенными задачами, а также будьте готовы ответить на теоретические вопросы, рассмотренные в этой теме.
Для любознательных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|