Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СЛОВАРЬ. Евгений Павлович Брандис




1875 г.

 

СЛОВАРЬ

 

В словарь не вошли понятия, значение которых раскрывается в ходе повествования.

 

Ахтершт& #233; вень  — нижняя кормовая часть судна, служащая продолжением киля.

Бакшт& #225; г  — направление движения судна относительно ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля больше 90° и меньше 180°.

Барометр-анер& #243; ид  — прибор для измерения атмосферного давления.

Бейдев& #250; нд  — курс парусного судна относительно ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля меньше 90°.

Бимс  — поперечная балка, поддерживающая палубу и составляющая часть поперечного набора судна.

Бр& #225; мсель  — парус третьего яруса на парусных судах с прямым вооружением. В зависимости от принадлежности к определённой мачте брамсель носит дополнительное название — фор-брамсель на фок-мачте, грот-брамсель на грот-мачте, крюйс-брамсель на бизань-мачте.

Брать рифы  — уменьшать площадь паруса (при сильном ветре).

Бр& #250; фок  — прямой парус на высоко поднятом рее, который ставится на судах с косым вооружением при их следовании полным курсом.

Буасс& #243;  — древняя французская или бельгийская мера хлеба.

Б& #253; шприт  — горизонтальный или наклонный брус, служащий для выноса вперёд носовых парусов, благодаря чему улучшается манёвренность судна.

Бюфф& #243; н,  Жорж Луи Леклерк (1707–1788) — французский естествоиспытатель.

Вант-п& #253; тенс  — цепь или железная полоса на наружном борту судна, к верхним концам которых крепятся ванты.

В& #225; нты  — тросы, при помощи которых крепят мачту с боков.

В& #225; тер-штаг  — снасть, поддерживающая мачту.

В& #243; рвань  — устаревший термин, которым называли жир, добываемый из морских млекопитающих и рыб.

Вымб& #243; вка  — рычаг для вращения ворота, служащего для подъёма якоря.

Галл& #243; н  — мера жидких тел, равная 4, 5 литра.

Галс  — направление движения судна относительно ветра.

Гик  — вращающееся горизонтальное рангоутное дерево, упирающееся передним концом в мачту, по которому растягивается нижняя кромка паруса.

Гран  — устаревшая единица массы. В системе английских мер равен 64, 8 милиграммам.

Деб& #250; т  — объём жидкости, поступающей в единицу времени из естественного или искусственного источника.

Кабест& #225; н  — лебёдка с барабаном, насаженным на вертикальный вал, для подтягивания судов к причалу, выбирания судовых якорей и т. п.

Кв& #225; гга  — один из видов зебр. Распространена в Южной Африке.

К& #250; льсон  — днищевая продольная связь на судне, идущая поверх шпангоутов параллельно килю.

Кл& #250; вер  — треугольный парус перед фок-мачтой.

Княвдиг& #233; д  — выдающаяся вперёд верхняя часть водореза у старинных деревянных парусников.

Копёр  — строительная машина, которая держит и направляет сваи при их погружении в грунт.

Крюйт-к& #225; мера  — помещение на старинных военных кораблях для хранения взрывчатых веществ и ружейных патронов.

Линь  — пеньковый трос, применяемый на судах дли оснастки, такелажных работ и др.

Лот  — навигационный прибор для измерения глубины воды с борта судна.

М& #225; рсель  — второй снизу четырёхугольный парус на парусных судах с прямым вооружением. В зависимости от мачт и реев, на которых они закреплены, различают фор-марсель, грот-марсель и др.

Набор корпуса судна — система балок, образующая каркас судна.

Н& #225; гель  — деревянный или металлический стержень, скрепляющий части конструкций деревянных судов.

Пр& #225; у,  прао — малайское открытое, почти плоскодонное с вогнутыми внутрь кормовым и носовым штевнями судно, построенное целиком из тикового дерева.

Ранг& #243; ут  (ранг& #243; утное дерево) — совокупность надпалубных частей вооружения судна, предназначенных для постановки и несения парусов.

Рей  — поперечный брус на мачте, к которому прикрепляют паруса.

Рефракция света в атмосфере  — оптическое явление, при котором из-за преломления световых лучей в атмосфере удалённые объекты кажутся смещёнными, а иногда изменившими свою форму.

Риф  — поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, при помощи которых можно уменьшить площадь паруса, подбирая и завязывая его нижнюю часть.

Секст& #225; нт  (в морском деле секст& #225; н) — прибор для измерения высот небесных светил над горизонтом с целью определения координат места наблюдателя.

Ст& #225; ксель  — косой треугольный парус.

Ст& #243; пор  — приспособление для остановки какого-либо механизма или для закрепления его частей в определённом положении.

Таль  — подвесное подъёмное устройство с ручным или моторным приводом.

Т& #243; псель  — рейковый парус треугольной формы.

Тр& #225; верз  — направление, перпендикулярное курсу судна.

Фальшб& #243; рт  — лёгкая обшивка борта выше палубы.

Фарв& #225; тер  — судовой ход, безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству.

Фок  — самый нижний парус на передней мачте судна (фок-мачте) с прямыми парусами или треугольный парус на судне, имеющем одну мачту.

Фор-м& #225; рсель  — см. марсель.

Ширстр& #233; к  — самый верхний пояс бортовой обшивки корпуса судна, примыкающий к палубе.

Шпанг& #243; уты  — ребра судна, к которым крепится наружная его обшивка.

Шт& #233; вень  — особо прочная часть корпуса судна, которой заканчивается набор судна в носу и корме.

Ярд  — мера длины, равная 0, 9144 метра.

 

Евгений Павлович Брандис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...