Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности репертуара по слушанию музыки




Восприятие музыки

 

Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду.

Термин «музыкальное восприятие» трактуется в двух смыслах:

1) как способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление;

2) как собственно процесс слушания органами слуха и «слышания» музыки.

 

Музыкальное восприятие – способность слышать и переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, а не как механическую сумму звуков (О.А. Апраксина).

 

Музыкальное восприятие (К.В.Тарасова - доктор.псих наук) – сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения.

 

В.И. Петрушин считает, что музыкальное восприятие - способность переживать настроения и чувства, выраженные композитором и получать от этого эстетическое наслаждение.

 

Музыкант - психолог Е.В. Назайкинский:

Музыкальное восприятие - восприятие, направленное на постижение и осмысление знаний, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности.

Воспринимать музыку, реагировать на нее внутренне или внешне — это значит различать ее характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений и т.д.

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, творческий, активный процесс.

В нем переплетаются:

1. Сенсорные ощущения музыкальных звуков + красота созвучий

2. Предыдущий опыт жизни человека

3. Живые ассоциации, происходящие в данный момент

4. Следование за развитием музыкальных образов

5. Яркие ответные реакции в соответствии с возрастом ребенка.

 

Ученый музыковед Борис Астафьев говорил, что музыка - это образно-звуковое отображение действительности. Как и в живой речи, в музыке мы слышим и взволнованный рассказ, и прерывистое или спокойное, плавное повествование, вопросы и ответы, всевозможные возгласы, выражения разнообразных чувств, настроений, характеров, а также отражение различных событий, происходящих в окружающем мире.

“Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь”. В.А.Сухомлинский

Содержанием музыкального произведения является музыкальный образ.

Музыкальный образ - это обобщенное отражение в музыке внутреннего мира человека и его восприятия окружающей действительности; сочетание средств музыкальной выразительности с поэтическим словом в песне, с сюжетом в программной пьесе, с действием в танце или в драматизированной игре.

Элементы музыкального языка (средства музыкальной выразительности):

1. Выразительность интонаций

2. Ритмическое богатство

3. Структура произведения

4. Гармоническое звучание

5. Темповые нюансы

6. Динамические нюансы

7. Тембровые окраски

 

“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей ”. А. Луначарский

Взрослые и дети воспринимают музыку по-разному в связи с разным жизненным опытом.

Яркие музыкальные впечатления, получаемые ребенком в раннем детстве, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность и развитие личности данного ребенка.

Отсутствие «музыкального окружения» как и «речевого окружения» делает невозможным усвоение музыкального языка так же, как и речи.

Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он не в состоянии воспринимать другие виды искусства

На 2-м году жизни малыши различают общее настроение музыки, реагируя комплексом оживления.

В младшей группе внимание еще не устойчивое, поэтому лучше воспринимаются песни или небольшие пьески.

Характерные проявления детей этого возраста, их эмоций - это жесты удивления, восхищения - передают подпрыгиванием, прихлопыванием, притопыванием.

В средней группе появляется некоторая эмоциональная устойчивость, реакции более сдержанные, появляется заинтересованность содержанием музыки, рождаются вопросы, желание узнать, о чем музыка, желание рассказать о своих впечатлениях, проявляя признаки музыкальных понятий.

Старшая и подготовительная группы. Внимание детей более устойчивое, произвольное появляется умение сосредотачиваться, не только чувствовать настроение музыки, но и следить за развитием музыкального образа, отмечая отдельные, наиболее выразительные средства, сопоставляют жизненные ситуации с выразительностью и образностью интонации музыкального произведения.

Дети любознательны, на основе элементарных музыкальных знаний, могут анализировать решать поставленные музыкальные задачи, делать выводы.

 

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником, средством воспитания. Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Тем самым, влияя на наше мировосприятие. Это «прекрасный своеобразный язык», как говорил Дмитрий Шостакович. И надо учиться постигать его. Постепенно вырабатывается свой музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими, разнообразными.

Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно, начиная с раннего возраста. В начале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

(Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки)

Значение «Слушания музыки» в развитии дошкольников:

1. Музыка развивает кругозор

2. Музыка развивает творческое воображение, музыкальность,

музыкальные способности.

3. Музыка воспитывает культурную высокоразвитую личность.

4. Музыка знакомит с различными жанрами, стилями, формами, первоначальными сведениями о музыке и средствами музыкальной выразительности.

Задачи по «Слушанию музыки»:

1. Развить музыкальную восприимчивость, эмоциональность, умение внимательно слушать музыку.

2. Познакомить с доступными музыкальными произведениями русской, зарубежной, народной, современной музыки.

3. Дать первоначальные сведения о музыке.

4. Активизировать образное мышление, элементарный анализ музыки, заложить фундамент высоконравственной личности.

 

Программа строится на основе четко продуманной системы:

1. Последовательное усложнение музыкальных образов, чувств, настроений музыки.

Например, р.н.п. «Заинька» - младшая группа р.н.м. «Ах, ты калина» в разных исполнениях (плясовая),

Витлин «Дед Мороз» - средняя группа

«Я с комариком» - средняя группа

Ковалевский «Кавалерийская» - старшая группа (стремительный бег мелодии

рисует образ мчащегося всадник)

2. Расширение круга жизненных явлений.

3. Усложнение выразительных средств музыки.

4. Принцип тематизма (со старшей - подготовительной группой):

а) какие чувства передает музыка (эмоциональное содержание музыки)

б) о чем рассказывает музыка (программность, выразительность)

в) как рассказывает музыка (об элементах музыкального языка)

Особенности репертуара по слушанию музыки

1) Художественная ценность и доступность;

2) Учет возрастных особенностей

3) Тематическая направленность (разнообразная по содержанию, по форме и

характеру)

4) Жанровое разнообразие (инструментальная, вокальная, симфоническая, камерная)

5) Разнообразная по стилям (русских и зарубежных композиторов, народный фольклор, современная)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...