Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы работы в разделе «Слушание»




Работа по развитию навыков слушания музыки проводится:

а) на занятиях (музыкальных и интегрированных)

б) развлечениях

в) праздниках

г) в ходе самостоятельной деятельности детей (в музыкальном уголке)

д) на концерте: музыкальные загадки, рассказ о музыкальных инструментах, о творчестве композиторов (Глинки, Чайковского и т.д.)

 

Методика организации слушания музыки
Последовательность знакомства с музыкальным произведением

Н.Л. Гродзенская представила структуру процесса организации слушания музыки в соответствии со строением сонатного аллегро. Форма сонатного аллегро представлена следующими этапами: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода. Аналогично ей выглядит последовательность проведения слушания музыки: 1) вступительное слово педагога 2) собственно слушание произведения, 3) анализ-разбор прослушанного, 4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне, 5) подведение итога.

^Вступительное слово:
- его задача: заинтересовать детей тем, что предстоит услышать, создать установку на восприятие;
- может быть совсем коротким, точным, конкретным, в редких случаях может даже отсутствовать;
- вступительное слово должно быть связано с темой и целью занятия;
- вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов, однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу;
- содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной стороны произведения;
- обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе-задании, которое надо выполнить в процессе восприятия;
- вступительное слово в целом и задача должны носить проблемно-поисковый характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.

^ Слушание произведения:
- музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;
- в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;
- необходимо, чтобы во время восприятия в зале или группе была полная тишина, и дети, готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;
- при первом знакомстве нельзя нарушать целостность восприятия, т.к.
происходит осмысление общего настроения музыки и музыкального образа;
- педагог должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.

^ Анализ-разбор прослушанного:
- сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием;
- в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное понятие урока;
- педагог должен руководить анализом-разбором, не давая готовых ответов, стимулируя творческую инициативу детей, самостоятельность их мышления;
- если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения;

- следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;
- данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в «околомузыкальные» разговоры;
- по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед детьми 2-3 вопросов;
- далее перед детьми ставится новая задача к повторному слушанию, которая выступает как задание, которое необходимо выполнить в процессе музыкального восприятия.

^ Повторное слушание:

- при повторном слушании каждый раз необходимо ставить новую задачу.

Проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на элементарных музыкальных инструментах, вокализация мелодии, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданиям (рисование музыки, ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими играми;
- произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре;

^ Подведение итога слушания: представляет собой ряд вопросов педагога к детям, которые позволяют акцентировать внимание на основных понятиях, введенных в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания.

 

Обычно слушание музыки проходит на каждом музыкальном занятии по 1-му-З-м музыкальным произведениям. Продолжительность «слушания музыки» от 2 до 7-10 минут в зависимости от возраста детей и п/с.

При первом знакомстве нельзя нарушать целостность восприятия, т.к. происходит осмысление общего настроения музыки и музыкального образа, дается краткая характеристика содержания.

На доминантном занятии по «слушанию музыки» продолжительность работы может быть до 20 минут. На таком занятии могут прослушиваться фрагменты балета с дальнейшим двигательным воплощением самими детьми или в исполнении другими лицами (воспитателями, студентами, приглашенными школьниками и т.д.). Данное занятие предпочтительно проводится в старшей и подготовительной группах.

Слушание проводится многократно, но каждый раз с применением новых
методов и приемов для заинтересованности и свежести восприятия, активизации мышления и воображения.

При последующих прослушиваниях особое внимание следует уделять разбору средств музыкальной выразительности, а также сопоставление с другими пьесами.

 

Методы музыкального воспитания и развития по «Слушанию музыки»:

I. Объяснительно-иллюстративный с частично- поисковыми ситуациями (учитывая возрастные особенности детей)

Приемы:

1. Словесные указания могут быть в форме:

а) стихотворной б) краткого рассказа

в) проблемных вопросов г) исследовательских вопросов

д) наводящих вопросов е) контрастных вопросов

ж) вопросов — сравнений з) сведения о композиторе

 

2. Художественное исполнение - качественное эмоциональное звучание произведения, с выразительностью соответствующей музыкальному образу (осмысленность интонации)

 

3. Игровые приемы в форме:

а) игрушка - игровая ситуация

б) инсценировка предполагаемых музыкальных образов

 

4. Наглядный прием:

а) показ иллюстраций (картин)

б) выкладывание на фланелеграфе цветных карточек, соответствующих характеру и настроению музыки, а также различных карточек по элементарной музыкальной грамоте (ритму, жанрам, форме), символы звука.

 

III. Репродуктивный с частично - поисковой ситуацией.

Приемы: тс же, но программное содержание усложняется.

 

IV. Методы проблемного изложения, исследовательский, эвристический

V. Методы по Ветлугиной: побуждение к сопереживанию, убеждение, приучения и упражнения, поисковые ситуации.

 

 

План занятия № 1 по «Слушанию музыки»

Цель, задачи - знакомство с новым произведением, определить (в общем) характер и содержание, музыкальный образ.

Методы - объяснительно-иллюстративный с частично-поисковой ситуацией и другие методы по необходимости в соответствии с возрастом детей.

Приёмы по выше перечисленному перечню в соответствии с возрастом и

Повторение - от 1 до 3 раз

Атрибуты по необходимости

Ход занятия:

1. Вступительное слово музыкального руководителя в разных формах (см. выше)

2. Художественное исполнение музыки

3. Беседа с детьми по содержанию музыки (с обобщением музыкальным
руководителем ответов детей)

4. Повторное исполнение музыки, но с углублением задач.

5. Итоговая беседа (закрепление характеристики музыки, музыкального образа, содержания, средств музыкального языка, название произведения и автора (старшая, подготовительная группа)

 

Литература по теме «Восприятие музыки»:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразова­тельной школе. — М., 1983.

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музы­ки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983.

Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия //Музыкальная психоло­гия. - М., 1993. - С. 84-103.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972.

Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., 1985.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке //Дошк. воспитание. — 1992.- № 10.- С. 39-42.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...