Формы работы в разделе «Слушание»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Работа по развитию навыков слушания музыки проводится: а) на занятиях (музыкальных и интегрированных) б) развлечениях в) праздниках г) в ходе самостоятельной деятельности детей (в музыкальном уголке) д) на концерте: музыкальные загадки, рассказ о музыкальных инструментах, о творчестве композиторов (Глинки, Чайковского и т.д.)
Методика организации слушания музыки Н.Л. Гродзенская представила структуру процесса организации слушания музыки в соответствии со строением сонатного аллегро. Форма сонатного аллегро представлена следующими этапами: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода. Аналогично ей выглядит последовательность проведения слушания музыки: 1) вступительное слово педагога 2) собственно слушание произведения, 3) анализ-разбор прослушанного, 4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне, 5) подведение итога. ^Вступительное слово:
^ Слушание произведения: ^ Анализ-разбор прослушанного: - следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;
^ Повторное слушание: - при повторном слушании каждый раз необходимо ставить новую задачу. Проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на элементарных музыкальных инструментах, вокализация мелодии, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданиям (рисование музыки, ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими играми; ^ Подведение итога слушания: представляет собой ряд вопросов педагога к детям, которые позволяют акцентировать внимание на основных понятиях, введенных в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания.
Обычно слушание музыки проходит на каждом музыкальном занятии по 1-му-З-м музыкальным произведениям. Продолжительность «слушания музыки» от 2 до 7-10 минут в зависимости от возраста детей и п/с. При первом знакомстве нельзя нарушать целостность восприятия, т.к. происходит осмысление общего настроения музыки и музыкального образа, дается краткая характеристика содержания. На доминантном занятии по «слушанию музыки» продолжительность работы может быть до 20 минут. На таком занятии могут прослушиваться фрагменты балета с дальнейшим двигательным воплощением самими детьми или в исполнении другими лицами (воспитателями, студентами, приглашенными школьниками и т.д.). Данное занятие предпочтительно проводится в старшей и подготовительной группах. Слушание проводится многократно, но каждый раз с применением новых При последующих прослушиваниях особое внимание следует уделять разбору средств музыкальной выразительности, а также сопоставление с другими пьесами.
Методы музыкального воспитания и развития по «Слушанию музыки»: I. Объяснительно-иллюстративный с частично- поисковыми ситуациями (учитывая возрастные особенности детей)
Приемы: 1. Словесные указания могут быть в форме: а) стихотворной б) краткого рассказа в) проблемных вопросов г) исследовательских вопросов д) наводящих вопросов е) контрастных вопросов ж) вопросов — сравнений з) сведения о композиторе
2. Художественное исполнение - качественное эмоциональное звучание произведения, с выразительностью соответствующей музыкальному образу (осмысленность интонации)
3. Игровые приемы в форме: а) игрушка - игровая ситуация б) инсценировка предполагаемых музыкальных образов
4. Наглядный прием: а) показ иллюстраций (картин) б) выкладывание на фланелеграфе цветных карточек, соответствующих характеру и настроению музыки, а также различных карточек по элементарной музыкальной грамоте (ритму, жанрам, форме), символы звука.
III. Репродуктивный с частично - поисковой ситуацией. Приемы: тс же, но программное содержание усложняется.
IV. Методы проблемного изложения, исследовательский, эвристический V. Методы по Ветлугиной: побуждение к сопереживанию, убеждение, приучения и упражнения, поисковые ситуации.
План занятия № 1 по «Слушанию музыки» Цель, задачи - знакомство с новым произведением, определить (в общем) характер и содержание, музыкальный образ. Методы - объяснительно-иллюстративный с частично-поисковой ситуацией и другие методы по необходимости в соответствии с возрастом детей. Приёмы по выше перечисленному перечню в соответствии с возрастом и Повторение - от 1 до 3 раз Атрибуты по необходимости Ход занятия: 1. Вступительное слово музыкального руководителя в разных формах (см. выше) 2. Художественное исполнение музыки 3. Беседа с детьми по содержанию музыки (с обобщением музыкальным 4. Повторное исполнение музыки, но с углублением задач. 5. Итоговая беседа (закрепление характеристики музыки, музыкального образа, содержания, средств музыкального языка, название произведения и автора (старшая, подготовительная группа)
Литература по теме «Восприятие музыки»:
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия //Музыкальная психология. - М., 1993. - С. 84-103. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972. Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., 1985. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975. Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке //Дошк. воспитание. — 1992.- № 10.- С. 39-42.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|