Логические методы познания в обучении математике (сравнение и аналогия; абстрагирование; обобщение и конкретизация).
Цели обучения математике в школе. Взаимосвязь целей и содержания математического образования. В соответствии с принципами математического образования (контекстности, открытости, непрерывности) ставится цель математического образования учащихся на уровне общего среднего образования (из конспекта): 1) овладение определенным объемом предметных компетенций, обеспечивающих возможность использования математики в непрерывном образовании и решении практических проблем; 2) формирование научного мировоззрения, познавательного интереса, метапредметных компетенций, логического мышления, интуиции, пространственного воображения, необходимых для становления личности, способной к самопознанию и саморазвитию; 3) формирование моральных качеств учащихся, их ценностного отношения к истине, объективного самоанализа и самооценки, способности аргументированно отстаивать свои убеждения, готовности к применению математических знаний в повседневной жизни. (Из учебной программы) Обучение математике в учреждениях общего среднего образования ставит следующие цели: v овладение системой математических знаний, которые необходимы для применения в практической деятельности, для изучения других учебных предметов и продолжения образования; v интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для деятельности не только в области математической науки, но и необходимых для полноценной жизни в обществе; v формирование представлений о возможностях математики как науки в описании и познании действительности; v формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
v воспитание таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность, ответственность, самоконтроль, критичность и вариативность мышления.
Проблема методов обучения математике. Классификация методов обучения. Основные проблемы методики преподавания математики: 1) Проблема стандарта (невозможно организовать обучение без государственной программы); 2) Проблема индивидуальности (кому-то легко дается стандарт, кому-то тяжело); 3) Не высокий творческий уровень; 4) Материального обеспечения учебного процесса (учебные пособия, канцтовары, оборудование – все это надо покупать); 5) Учет региональных особенностей (каждая страна имеет свою систему математического образования, которая выросла из традиций и взглядов идеологов; больше характерно для больших государств); 6) Реализации межпредметных связей (ученик в условиях одного предмета не всегда может применить имеющиеся знания по другому предмету); 7) Проблема контроля (когда, как проводить контроль знаний по предмету). Классификация методов обучения: 1. По источнику информации: наглядные, словесные, практические; 2. По дидактической цели: группа методов при введении нового материала, при обобщении и закреплении изученного, группа методов контроля и проверки; 3. По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, эмпирические. Подходы к обучению сильно зависят от парадигмы, принятой в системе образования. Примеры парадигм: 1) Знаниевая (получать конкретные знания, умения, навыки); 2) Развивающая (научить общим методам добывания знаний); 3) Парадигма личностно-ориентированного обучения (способствовать развитию индивидуальных особенностей учащихся, фиксировать содержание обучения, но «отпустить» время).
Объяснительно-иллюстративный метод и репродуктивный метод. Объяснительно-иллюстративный. Учащиеся слушают, смотрят, наблюдают, воспринимают, читают. Средства реализации: тексты, видео, записи, модели, таблицы, интерактивная доска и т.д. Плюсы: наглядность, можно охватить большой объем материала. Минусы: пассивность учащихся, малый процент запоминания, ложное ощущение простоты материала (восприятие и узнавание часто отождествляют с пониманием и усвоением). Репродуктивный. Учащиеся воспроизводят действия по образцу (алгоритму, примеру, формуле, примеру типовой задачи, опорному конспекту). Средства: технические средства (например, компьютер). Плюсы: усвоение типовых, базовых знаний. Минусы: усвоение алгоритма перекрывает творческий подход.
Методы проблемного обучения (проблемное обучение, эвристический метод, исследовательский метод). Учитель ставит проблему, а ученики ее решают – частично или полностью. 1) Проблемное изложение: ученики воспринимают проблему, поставленную учителем, и выдвигают гипотезы; 2) Частично поисковый (эвристический): учащиеся решают часть проблемы, доступную им; 3) Исследовательский: учащиеся решают всю проблему. Средства: формулировки проблем. Плюсы: активность учащихся, творческая деятельность. Минусы - метод не для всех.
Эмпирические методы познания в обучении математике (наблюдение, измерение и эксперимент). Учащиеся наблюдают, измеряют, вычисляют, сравнивают, строят гипотезы и делают выводы. Средства реализации: измерительные приборы (линейка, транспортир), модели, оборудование, статистический материал. Плюсы: наглядность, активная деятельность учащихся, заинтересованность, развитие научного мышления. Минусы: затратно по времени, трудно организовать.
Логические методы познания в обучении математике (сравнение и аналогия; абстрагирование; обобщение и конкретизация). Сравнение. Для корректного сравнения 1) выбираются однородные объекты (сравнимые понятия); 2) должна быть выделена основа для сравнения; 3) при возможности введена мера сравниваемых свойств. Рассуждение по аналогии.
Основано на операции сравнения элементов содержания понятий. Например: объект А имеет свойства а, б, в, г; объект Б имеет свойства а, б – значит, объект Б, скорее всего, имеет также свойства в и г. Выводы, сделанные по сравнению, по аналогии – это источник гипотез, они не доказаны и нуждаются в обосновании. При обобщении понятия уменьшается содержание понятия и увеличивается объем, при конкретизации – уменьшается объем и увеличивается содержание. Например: понятие уравнение; обобщение – равенство, конкретизация – квадратное уравнение. Абстрагирование – мыслительная операция, которая заключается в отказе, пренебрежении рядом свойств реальных объектов. Виды абстрагирования: 1) абстракция идеализации (практически все геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость и т.д.); 2) абстракция потенциальной бесконечности (бесконечный ряд натуральных чисел, бесконечная прямая, бесконечная плоскость); 3) абстракция актуальной бесконечности (практически все понятия матанализа: предел числовой последовательности, предел функции в точке и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|