55 Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка
55 Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной: 56 Allegro H. P. -Корсаков. 100 русских народных песен, № 75
Ах! Зе_ ле_ на гру_ ша в са_ ду ша_
та_ ет_ ся, В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается: 57 Allegretto Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII
На по_ лях кол_ хо_ зов вста_ ли по ква_ дра_там
строй_ны_е бе_ ре_ зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_ ты. Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.: 58 Allegro vivo М. Глинка. Оп. « Иван Сусанин», д. II, Краковяк
59 Moderate assai ed espressivo H. Мясковский. Соната № 1
60 [Andante non tanto] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV
Moderato assai
fff 61 Poco meno allegro e rubato H. Мясковский. Соната № 1, финал
§ 25. Группировка длительностей в вокальной музыке Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему: 1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например: 62 Vivace assai М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа. 2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой: 63 Adagio Н. Р. -Корсаков. Оп. «Садко», к. II Распевание слогов на нескольких (трех и более) звуках особенно характерно, в частности, для русских народных протяжных песен: 64 Adagio М. Балакирев. Сборник русских песен. Протяжная
Присуще распевание слогов и итальянским колоратурным ариям: 65 Maestoso Дж. Россини. Оп. «Севильский цирюльник», ария Розины
3) В вокализах, где распевание производится на один гласный звук, длительности группируются в соответствии с правилами группировки в инструментальной музыке.
Глава IV. ИНТЕРВАЛЫ § 26. Определение интервала Слово «интервал» (от лат. — intervallum) в переводе в буквальном смысле означает промежуток между какими-либо двумя объектами (применительно к пространству) или событиями (применительно ко времени). В пространстве интервал равнозначен расстоянию от одного предмета до другого, во времени — перерыву (паузе) между различными явлениями или событиями. В музыке интервалом называется соотношение двух звуков по высоте. Акустически оно измеряется соотношением между числами колебаний в секунду двух источников звука, на слух же определяется количеством ступеней и тонов (или полутонов), заключенных между двумя конкретными звуками, нижний из которых является основанием, а верхний — вершиной интервала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|