Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

55  Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка




55  Andante                                                                     Вас. Калинников. Грустная Песенка

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:

56  Allegro                                               H. P. -Корсаков. 100 русских народных песен, № 75

       Ах!                Зе_ ле_ на          гру_ ша в са_    ду  ша_

    та_                                                                      ет_        ся,

В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:

57 Allegretto                                                       Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII

               На по_ лях кол_ хо_ зов        вста_ ли по ква_ дра_там

             строй_ны_е бе_ ре_  зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_      ты.

Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:

58 Allegro vivo                                                   М. Глинка. Оп. « Иван Сусанин», д. II, Краковяк

 

59 Moderate assai ed espressivo                                                           H. Мясковский. Соната № 1

60 [Andante non tanto]                                                  П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

Moderato assai

                    fff

61 Poco meno allegro e rubato                                      H. Мясковский. Соната № 1, финал

§ 25. Группировка длительностей в вокальной музыке

Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:

1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:

62 Vivace assai                                       М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа.

2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой:

63 Adagio                                                                                   Н. Р. -Корсаков. Оп. «Садко», к. II

Распевание слогов на нескольких (трех и более) звуках особенно характерно, в частности, для русских народных протяжных песен:

64 Adagio                                                М. Балакирев. Сборник русских песен. Протяжная

Присуще распевание слогов и итальянским колоратурным ариям:

65 Maestoso                                Дж. Россини. Оп. «Севильский цирюльник», ария Розины

3) В вокализах, где распевание производится на один гласный звук, длительности группируются в соответствии с правилами группировки в инструментальной музыке.

 

Глава IV. ИНТЕРВАЛЫ

§ 26. Определение интервала

Слово «интервал» (от лат. — intervallum) в переводе в буквальном смысле означает промежуток между какими-либо двумя объектами (применительно к пространству) или событиями (применительно ко времени).

В пространстве интервал равнозначен расстоянию от одного предмета до другого, во времени — перерыву (паузе) между различными явлениями или событиями.

В музыке интервалом называется соотношение двух звуков по высоте. Акустически оно измеряется соотношением между числами колебаний в секунду двух источников звука, на слух же определяется количеством ступеней и тонов (или полутонов), заключенных между двумя конкретными звуками, нижний из которых является основанием, а верхний — вершиной интервала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...