дв.ув. 1 дв.ув. 4 дв.ув. 8 дв.ум. 5 дв.ум 8
дв. ув. 1 дв. ув. 4 дв. ув. 8 дв. ум. 5 дв. ум 8 Ниже приводятся две нотные схемы, показывающие на конкретных примерах сравнительное соотношение между основными и производными видами одного и того же по названию (и, следовательно, по ступеневой величине) интервала: 71 производные виды основной вид производные виды
дв. ум. 4 (1 1/2 т) ум. 4 (2т. ) ч. 4 (2 1/2 т) ув. 4 (3 т. ) дв. ув. 4 (3 1/2 т) (практически не встречается) 72 производные виды основные виды производные виды
дв. ум. 3 (1/2 т) ум. 3 (1т. ) м. 3 (1 1/2 т. ) б. 3 (2 т. ) ув. 3 (2 1/2 т. ) дв. ув. 3 (З т. ) (практически не встречается) (практически не встречается)
§ 31. Составные (сложные) интервалы Составными (или сложными) называются интервалы больше октавы. Составные интервалы до двух октав включительно имеют собственные названия (образованные, как и у простых интервалов, от итальянских имен числительных) и обозначения, соответствующие их ступеневой величине. Они образуются в результате сложения какого-либо простого интервала с чистой октавой. Так, интервал, включающий 9 ступеней (секунда + октава) называется ноной
Основные виды составных интервалов точно соответствуют основным видам входящих в них простых интервалов (за вычетом октавы). Так, ундецима, дуодецима*[Интервалы увеличенной ундецимы и уменьшенной дуодецимы являются, по существу, «тритонами» через октаву (правда, в этом случае они содержат в себе не три, а девять тонов), поэтому тоже могут быть отнесены к числу основных, но при условии, если будут образованы между ступенями натурального диатонического звукоряда. ] и квинтдецима в своем основном виде бывают чистыми (ч. 11, ч. 12 и ч. 15), нона, децима, терцдецима и квартдецима — большими и малыми (м. 9, 6. 9, м. 10, б. 10, м. 13, б. 13, м. 14, б. 14). Естественно, что, как и всякий простой интервал, они могут также быть увеличенными, уменьшенными, дважды увеличенными, дважды уменьшенными:
73 основные виды м. 9 б. 9 м. 10 б. 10 ч. 11 ч12 м. 13 б. 13 м. 14 б. 14 ч. ч. 15 производные виды ум. 9 ув. 9 ум. 10 ув. 10 ум. 11 ув. 11 дв. ув. 11
дв. ум. 12 ум. 12 ув. 12 ум. 13 ув. 13 ум. 14 ув. 14 Интервалы, превышающие диапазон квинтдецимы (то есть двух октав), являются ультраширокими. Они не имеют собственных (только им присущих) наименований и обозначений и определяются по простому интервалу, входящему в их состав, с непременным уточнением, через сколько октав он взят. Например: большая секста через две октавы, чистая кварта через три октавы, малая терция через четыре октавы и т. п.
§ 32. Диатонические и хроматические интервалы Подобно тому как в музыке существуют две различные системы — диатоника и хроматика, — все интервалы также подразделяются на две аналогичные категории: диатонические и хроматические интервалы. Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями диатонического звукоряда, то есть к ним относятся все чистые, малые, большие интервалы и тритоны (независимо от того, содержат они в себе хроматически измененные звуки или нет).
Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными, то есть все увеличенные и уменьшенные (за исключением тритонов), дважды увеличенные, дважды уменьшенные и т. п. интервалы, образующиеся в результате изменения ступеней диатонического звукоряда и, следовательно, не встречающиеся в рамках семиступенной диатоники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|