11 О МУЗЫКЕ. 1. Музыкальное сопровождение. 2. Музыка, исполняемая персонажем. 3. Музыка, сочиняемая одним из ваших персонажей
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 11 О МУЗЫКЕ Музыка в кино работает по-разному, и каждый случай требует своего отражения в сценарии. 1. Музыкальное сопровождение Это закадровая музыка, которую слышит зритель, но не персонажи. О такой музыке авторы не упоминают в сценарии вообще. Какие бы сильные эмоции (а часто самые сильные) закадровая музыка ни вызывала у зрителя, читать о музыке — занятие невозможное. Ваше дело — вызывать эмоции своими средствами, а о музыке позаботятся композитор и режиссер. 2. Музыка, исполняемая персонажем Если кто-то заводит патефон, садится к пианино или открывает музыкальную шкатулку, то вы должны включить описание музыки в сценарий. Но будьте осторожны. Во-первых, не надейтесь, что читатель узнает имя композитора. Не предполагайте читателя, знающего что-нибудь, кроме «Нарру В1пЬаау 1о уои». Чтоб не раздражать его лишний раз, всегда сопровождайте имя композитора названием пьесы и фразой, описывающей характер музыки: «Певучие волны Лунной сонаты Бетховена плыли из открытого окна к ее балкону». Другая опасность — это включение современной музыки. Для читателя это означает проблемы с авторским правом и дополнительные расходы, иногда удваивающие бюджет фильма. Не переполняйте сценарий названиями песен в устах персонажей, кроме случаев, жизненно необходимых для сюжета. Упоминание знакомой песни может вызвать эмоции в жизни, но на экране это скучновато. Вызывайте эмоции только... Впрочем, мы уже начинаем повторяться. 3. Музыка, сочиняемая одним из ваших персонажей Если один из ваших героев сочиняет музыку, то, поскольку она является частью сюжета и ее слышат другие персонажи, вы должны ее описать.
Лучше всего просто описать, какого рода эта песня или мелодия. Не нужно писать стихи к этой песне. Ваши строчки будут читаться как строчки поэтические, но в другом ритме, с другим настроением, и в результате эффект восприятия может оказаться самым нежелательным. Большинство читателей просто пропустят ваши стихи и продолжат читать историю. Но при этом прервется непрерывность движения «воображаемого фильма». Единственное исключение — когда строчки песни имеют значение для сюжета. 12. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Наверняка вам уже не терпится начать писать сценарий. А может быть, вы, не дочитав книжку до конца, уже пишете его. Или уже написали. Я вам желаю всяческих успехов, но вы немножко поторопились. Вы еще не знаете правил построения отдельных эпизодов сценария, еще не знаете, чем диалог в кино отличается от диалога в пьесе для театра или в прозаическом произведении, еще не подозреваете о многих других правилах и приемах нашего мастерства. Но даже если вы чудом написали, и хорошо написали ваш сценарий безо всех этих знаний, вы неизбежно столкнетесь с проблемой: а что теперь делать с вашим сценарием, как его продать? Куда его посылать, по какому адресу в Москве, Петербурге или Голливуде? И как сделать, чтоб его не украли? И хорошо бы понять, какие еще опасности ждут готовый сценарий на пути к успеху? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете во второй части этого учебника, где будет продолжен рассказ о том, как пишут сценарии в Америке, где будут главы об авторском праве киносценариста, о маркетинге в кинобизнесе и о многих других вещах, без знания которых ваши шансы на успех невелики. Ведь даже если ваш сценарий написан по всем правилам, не надо забывать, что по статистике в России лишь один из многих, а в Америке лишь один из ста профессиональных сценариев становится фильмом. Устрашающая статистика? Но все-таки шансов выиграть в сотни раз больше, чем в «Лотто-миллион». И все-таки есть реальная надежда, что этот один из ста сценариев — ваш. Ведь вы расскажете нечто свое, новое, чего до сих пор в кино не было, и расскажете так талантливо и увлекательно, как никому еще не удавалось.
Однако, хорошо бы знать заранее, не тратя времени на писание сценария — есть ли шанс? Можно ли проверить заранее, представляет ли интерес ваш замысел, или нет? Можно. И даже нужно. Для этого надо написать заявку на сценарии, короткое изложение того, что вы собираетесь сочинить. Как писать заявку? Куда ее посылать? Как и в этом случае обеспечить защиту ваших авторских прав? Обо всем этом и о многих других аспектах сценарного творчества вы тоже прочтете во второй части учебника и на страницах журнала «Киносценарии». В Америке четырежды в год издается сборник заявок — толстая, в 500 страниц, книжка под названием «Продюсере дайджест». На каждой страничке сборника представлен один автор — сведения о нем и заявка, состоящая максимум из ста слов. Причем публикуются заявки за счет авторов, платящих за написание своей заявки 100 долларов. Это плата за шанс начать свой путь в большом кинобизнесе, потому что сборники эти просматривают на всех студиях, все продюсеры и режиссеры страны. Журнал «Киносценарии» приступает к созданию российского варианта такого сборника и приглашает Вас принять в нем участие. Подробности — на страницах журнала «Киносценарии». 20 декабря 1992 г. А. Червинский
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|