Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3: Нормы административного права и административно-правовые отношения




1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. Виды административно-правовых норм.

3. Основные черты административно-правовых отношений.

4. Виды административно-правовых отношений.

 

- 1 -

Понятие и особенности административно-правовых норм

Правовая норма — это общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитан­ное на неоднократное применение и распространяющееся на персонально не определенный круг его исполнителей, а также применение за ее нарушение мер государственно-правового воз­действия.

Нормы административного права связаны с общественными отношениями, составляющими его предмет. Норма данной отрасли права выделяется тем, что предназначена для регулиро­вания управленческих отношений, возникающих в связи с фор­мированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления.

Особенности, характерные для административно-правовых норм: (связанны с ихрегулирующей функцией)

а) административно-правовые нормы обеспечивают реализацию в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а так­же их правовую защиту;

б) административно-правовые нормы определяют вариант долж­ного поведения субъектов, действующих непосредственно в сфере государственного управления;

в) административно-правовые нормы обеспечивают функциони­рование системы исполнительной власти и ее отдельных звеньев;

г) административно-правовые нормы достаточно часто устанав­ливаются непосредственно в процессе реализации исполни­тельной власти и непосредственно ее субъектами;

д) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора финансовых, земельных, трудо­вых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государ­ственный контроль за соблюдением налогового, природоох­ранного, трудового законодательства и т.п.;

е) административно-правовые нормы имеют юридические средст­ва защиты от посягательств на них: административную от­ветственность.

Принципиальная особенность административно-правовых норм состоит в том, что большинство из них являются импера­тивными нормами. Это связано с тем, что присутствуют отно­шения власти — подчинение.

Императивность может выражаться:

а) в прямом предписании, которое обязывает субъекта правоот­ношения поступить определенным образом;

б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения из­брать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;

в) в предоставлении возможности в рамках данной нормы дейст­вовать по своему усмотрению, однако в пределах, опреде­ленных нормой.

Структура в различных административно-правовых нормах разная. В нормах, предназначенных для регулирования нормаль­ных управленческих отношений, структура состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

В нормах, устанавливающих ответственность, она состоит из диспозиции и санкции.

Элементы административно-правовой нормы имеют некото­рые особенности.

1. Гипотеза — элемент административно-правовой нормы, содержащей указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воз­действовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Таким образом, обстоятельства, предусмо­тренные гипотезой, являются юридическими фактами, порож­дающими административно-правовые отношения. Гипотеза мо­жет быть определенной либо относительно определенной и общей для нескольких правовых норм. Последний вид гипотезы характерен для норм, устанавливающих компетенцию органов управления и должностных лиц. Она может содержаться в преам­булах нормативных актов, в их статьях, определяющих назначе­ние данного органа, и т.д.

В этих случаях орган управления или должностное лицо сами решают вопрос о применении или неприменении обусловленных общей гипотезой правовых норм в зависимости от конкретных обстоятельств.

2. Диспозиция — правило поведения, предписываемое нор­мой. Она может быть определенной и относительно определен­ной. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязан­ностей, а также запрета или ограничений.

3. Санкция — это элемент административно-правовой нормы, который содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Санкциями яв­ляются меры административного принуждения (административ­ные и дисциплинарные).

Санкции могут быть определенными и относительно опре­деленными. Иногда за нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве определенном нормативными актами.

При определенности элементов административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соот­ветствии с ее предписанием. При их относительной определен­ности субъекты могут выбирать вариант поведения в зависимо­сти от обстоятельств, обозначенных в данной норме.

Все это позволяет определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила по­ведения, целью которого является регулирование обществен­ных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращаю­щихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или государственного управ­ления.

- 2 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...