Тема 3: Нормы административного права и административно-правовые отношения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Понятие и особенности административно-правовых норм. 2. Виды административно-правовых норм. 3. Основные черты административно-правовых отношений. 4. Виды административно-правовых отношений.
- 1 - Понятие и особенности административно-правовых норм Правовая норма — это общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся на персонально не определенный круг его исполнителей, а также применение за ее нарушение мер государственно-правового воздействия. Нормы административного права связаны с общественными отношениями, составляющими его предмет. Норма данной отрасли права выделяется тем, что предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи с формированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления. Особенности, характерные для административно-правовых норм: (связанны с ихрегулирующей функцией) а) административно-правовые нормы обеспечивают реализацию в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан и их негосударственных объединений, а также их правовую защиту; б) административно-правовые нормы определяют вариант должного поведения субъектов, действующих непосредственно в сфере государственного управления; в) административно-правовые нормы обеспечивают функционирование системы исполнительной власти и ее отдельных звеньев; г) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами; д) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства и т.п.;
е) административно-правовые нормы имеют юридические средства защиты от посягательств на них: административную ответственность. Принципиальная особенность административно-правовых норм состоит в том, что большинство из них являются императивными нормами. Это связано с тем, что присутствуют отношения власти — подчинение. Императивность может выражаться: а) в прямом предписании, которое обязывает субъекта правоотношения поступить определенным образом; б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных в норме вариантов поведения; в) в предоставлении возможности в рамках данной нормы действовать по своему усмотрению, однако в пределах, определенных нормой. Структура в различных административно-правовых нормах разная. В нормах, предназначенных для регулирования нормальных управленческих отношений, структура состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В нормах, устанавливающих ответственность, она состоит из диспозиции и санкции. Элементы административно-правовой нормы имеют некоторые особенности. 1. Гипотеза — элемент административно-правовой нормы, содержащей указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Таким образом, обстоятельства, предусмотренные гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Гипотеза может быть определенной либо относительно определенной и общей для нескольких правовых норм. Последний вид гипотезы характерен для норм, устанавливающих компетенцию органов управления и должностных лиц. Она может содержаться в преамбулах нормативных актов, в их статьях, определяющих назначение данного органа, и т.д.
В этих случаях орган управления или должностное лицо сами решают вопрос о применении или неприменении обусловленных общей гипотезой правовых норм в зависимости от конкретных обстоятельств. 2. Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Она может быть определенной и относительно определенной. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений. 3. Санкция — это элемент административно-правовой нормы, который содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Санкциями являются меры административного принуждения (административные и дисциплинарные). Санкции могут быть определенными и относительно определенными. Иногда за нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве определенном нормативными актами. При определенности элементов административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с ее предписанием. При их относительной определенности субъекты могут выбирать вариант поведения в зависимости от обстоятельств, обозначенных в данной норме. Все это позволяет определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или государственного управления. - 2 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|