Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды административно-правовых норм




Административно-правовые нормы могут быть классифици­рованы по различным основаниям.

1. В зависимости от юридического назначения.

Материальные административно-правовые нормы устанавли­вают правовое положение участников управленческих правоот­ношений: права, обязанности, ответственность и т.д. В мате­риальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники регулируе­мых управленческих отношений. Материальные администра­тивно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.

Процессуальные административно-правовые нормы регла­ментируют порядок реализации прав, обязанностей, ответ­ственности и т.д., предусмотренных материальными админист­ративно-правовыми нормами.

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают гарантией реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

При этом до сих пор проблема административного процесса относится к числу дискуссионных, так как не решен вопрос о выделении в структуре административного права самостоя­тельной части, а именно: административно-процессуального права.

2. По характеру диспозиции.

Императивные нормы — это нормы, содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по ус­мотрению субъектов.

Диспозитивные нормы — это позволяющие субъектам отно­шений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения.

3. По степени общности.

Общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей), регламентирую­щие наиболее важные стороны процесса реализации исполни­тельной власти.

Межотраслевые — регламентируют те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отрас­лей государственного управления и имеют при этом специаль­ный характер.

Отраслевые — регламентируют те или иные стороны управ­ленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компе­тенции.

4. По юридическому содержанию.

Обязывающая норма — предписание субъектам действовать в условиях, предусмотренных в норме определенным образом Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть вы­ражены как обязательное предписание.

Запрещающая норма содержит предписание, указываю­щее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой. Запреты могут носить общин характер (запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения), либо спе­циальный характер.

Уполномочивающая норма содержит предписание, поз­воляющее субъектам избирать в его пределах вариант пове­дения по своему усмотрению. Здесь отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты.

Но участники регулируемых управленческих отношений дейст­вуют не произвольно, а подчиняясь режиму, обозначенному в данной норме. Гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления. Для субъектов публичной власти предписание может включать обязанность избрать тот или иной вариант поведения.

Стимулирующая норма содержит предписания, направ­ленные на создание материальной или моральной заинте­ресованности субъектов в результатах их поведения. Обыч­но они связаны с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических методов управле­ния. Это различные меры поощрения, применение налого­вых льгот и т.д.

Рекомендательная норма, содержит правила возможного поведения, наиболее целесообразных действий. Эти нормы своеобразны, так как рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. В связи с этим они чаще всего используются во взаимоотно­шениях субъектов исполнительной власти и негосударствен­ных формирований.

Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти.

5. По целевому назначению.

Различают нормы, предназначенные для установления, зак­репления и развития позитивных процессов в обществе, а также нормы, устанавливающие ответственность за право­нарушения и, таким образом, нацеленные на развитие указан­ных процессов.

6. По юридической силе.

Выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах.

7. По действию в пространстве.

Выделяются общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутри­системные нормы, регулирующие отношения между управ­ленческими звеньями системы данного органа в его внутрен­них пределах.

8. По действию во времени.

Административно-правовые нормы бывают: срочные, для ко­торых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, т.е. до официальной отмены ком­петентным органом.

9. В зависимости от государственного устройства.

Различают нормы общефедерального значения, республи­канские, региональные и местные.

10. В зависимости от адресата.

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государ­ственных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объеди­нений;

е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.

 

- 3 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...