Виды административно-правовых норм
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям. 1. В зависимости от юридического назначения. Материальные административно-правовые нормы устанавливают правовое положение участников управленческих правоотношений: права, обязанности, ответственность и т.д. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления. Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности и т.д., предусмотренных материальными административно-правовыми нормами. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают гарантией реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами. При этом до сих пор проблема административного процесса относится к числу дискуссионных, так как не решен вопрос о выделении в структуре административного права самостоятельной части, а именно: административно-процессуального права. 2. По характеру диспозиции. Императивные нормы — это нормы, содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов. Диспозитивные нормы — это позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения. 3. По степени общности. Общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей), регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти.
Межотраслевые — регламентируют те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Отраслевые — регламентируют те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции. 4. По юридическому содержанию. Обязывающая норма — предписание субъектам действовать в условиях, предусмотренных в норме определенным образом Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой. Запреты могут носить общин характер (запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения), либо специальный характер. Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению. Здесь отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь режиму, обозначенному в данной норме. Гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления. Для субъектов публичной власти предписание может включать обязанность избрать тот или иной вариант поведения. Стимулирующая норма содержит предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их поведения. Обычно они связаны с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических методов управления. Это различные меры поощрения, применение налоговых льгот и т.д.
Рекомендательная норма, содержит правила возможного поведения, наиболее целесообразных действий. Эти нормы своеобразны, так как рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. В связи с этим они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти. 5. По целевому назначению. Различают нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, а также нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения и, таким образом, нацеленные на развитие указанных процессов. 6. По юридической силе. Выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. 7. По действию в пространстве. Выделяются общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа в его внутренних пределах. 8. По действию во времени. Административно-правовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, т.е. до официальной отмены компетентным органом. 9. В зависимости от государственного устройства. Различают нормы общефедерального значения, республиканские, региональные и местные. 10. В зависимости от адресата. а) административно-правовой статус граждан; б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления; в) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата; г) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений; д) административно-правовой статус общественных объединений; е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.
- 3 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|