«У него есть чувство юмора!». «Мы внесли его в список ожидания сразу после зачатия!». Альтернативный взгляд. Воспитание по‑еврейски: «Наши дети любят свою маму»
Ю
Юмор «У него есть чувство юмора! »
Родители обожают, когда их ребенок не обделен чувством юмора. Умение смеяться в трудных ситуациях – важный защитный механизм. Отцы особо любят шутить над вещами, которые кажутся матерям слишком серьезными, чтобы над ними смеяться. Как ни странно, ребенку полезно видеть подобные различия его родителей во взглядах на жизнь.
Мой совет. Чувство юмора – важное качество человека, которое нужно развивать. Но сразу же объясните ребенку разницу между шутками и насмешками, иначе рискуете серьезно натерпеться с маленьким юмористом.
Я
Ясли «Мы внесли его в список ожидания сразу после зачатия! »
Ясли пользуются огромным спросом у родителей, поскольку такая опека гарантирует, что ребенок находится под наблюдением профессионалов. Но дело не только в надежности учреждений, но и в обеспечении необходимых условий для раннего развития социальных навыков малыша. Ясли видятся настолько важным этапом в развитии малыша, что любая мать, не сумевшая отдать ребенка в ясли, чувствует себя предательницей, из‑ за который ее ребенок не сможет «нормально» подготовиться к школе.
Альтернативный взгляд
Я росла в окружении соломенных хижин, начинала врачебную практику в Океании. И передо мной всегда были дети, которые прекрасно играли перед своими домиками под наблюдением взрослых.
Мой совет. Государство и органы местного самоуправления вкладывают много сил и средств, чтобы детские сады во Франции были не только доступными, но и обладали всем необходимым для развития ребенка и поддержки родителей. В каждом этом государственном учреждении есть свой врач и свой психолог. К тому же, многие детские сады пользуются услугами частных нянь: если вам не хватило места в яслях, прибегните к помощи этого специалиста.
* * *
Плохо воспитанные? Дети, которые вызывают зависть у родителей из других стран? Которые рано становятся самостоятельными, чтобы их родители могли работать? Которые задирают отцов, даже если боятся их? Которые умеют жить на два дома? И уживаться со сводными братьями‑ сестрами? Нет, это хорошо воспитанные дети, которых не приходится «дрессировать». Чьи родители умеют находить золотую середину между терпением и строгостью. Правила и принципы не всегда слепо соблюдаются детьми ваших соседей? Они не здороваются с вами? А вы сами приветливо смотрите на них? Придерживаете дверь своей матери или помогаете донести тяжелые сумки? Или у вас холодный и строгий взгляд, который заставляет их немного побаиваться странного дядю или тетю? Мы показали ворчунам, которые считают «плохо воспитанных» детей (чужих, разумеется) чудом французской системы воспитания. Чудо, которое стало возможным благодаря матерям, которые решаются заводить больше детей, чем другие европейки, несмотря на самую активную заботу о собственной карьере и внешности. Которые больше всех знают о психологии ребенка и находят время на домашнее обучение. Чудо, которое стало возможным благодаря смешению убеждений и принципов предков, и обычных людей, и королей, и придворных, и мыслителей, и ученых, и психоаналитиков, и распространенных мнений, и семейных традиций. Главная заслуга родителей заключается в умении ежедневно, ежечасно сохранять их собственные принципы воспитания, обогащая их лучшими традициями из других культур и не давая семейным проблемам пошатнуть их. На этом строится французское общество, которое умело выстраивает прочный фундамент вечных ценностей, составляющих основу счастливой совместной жизни, к которой позднее приобщится ваш «хорошо воспитанный» ребенок, а затем и взрослый человек. Государство, со своей стороны, финансово и законодательно помогает матерям совмещать профессиональную и семейную жизнь. И это огромный успех Франции: самые красивые и самые работящие матери воспитывают самое большое количество детей!
И это заслуживает того, чтобы мы анализировали не рецепты, которых нет, но базовые принципы. Потому что «хорошо воспитанный» ребенок в будущем станет опорой своего государства, которое защищает всех своих детей.
Воспитание по‑ еврейски: «Наши дети любят свою маму»
Причина успеха евреев – интеллект, упорство и трудолюбие
– Еврейская мама – это легенда, – уверяет писатель, автор монографии «Секреты еврейского воспитания» Петр Скорук. – Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50 лет, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого – позвонила мама – на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт: «Бизнес‑ партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять! » Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь. … Во всем мире на протяжении многих веков к евреям относились неоднозначно, из‑ за чего люди этой национальности перенесли много страданий и бед. Существуют легенды об их чрезмерной хитрости и ловкости, которая помогает им жить и добиваться успеха, но никто не сможет опровергнуть тот факт, что, благодаря одной лишь хитрости можно одержать разовый триумф, а систематические победы требуют проявления интеллекта, упорства и трудолюбия. В чем же секрет таких успешных в жизни евреев? Наверное, нужно искать истоки в воспитании, ведь личностные качества, необходимые для достижения целей, в основном, закладываются с самого детства. Конечно, человек может сам работать над собой, совершенствуя свой характер и способности, но на это способны только единицы волевых людей, поэтому проще не переделывать, а сразу закладывать в ребенке все необходимые качества для успешной и счастливой жизни.
«Любовь имеет в воспитании большее значение, чем дисциплина, – писал раби Шимон бен Эльазар. – Власть строится только на основе любви». (Учителей Торы мы будем часто цитировать на страницах этой книги, потому что воспитание евреев по большей части основывается на религии. – Авт. ) Поэтому еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И очень важно, что раннее воспитание ребенка находится в большей степени в руках матери, чем отца. Дети зовут мать – «мамэ», но у еврея – в отличие от всех прочих смертных – не просто «мамэ», а «а идише мамэ», то есть такая заботливая и любящая мама, что и когда сыну лет пятьдесят, она не забудет позвонить и напомнить, что сегодня холодно и надо надеть пальто. Наверное, один из главных секретов воспитания иудеев заключается в том, что еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям: «Вы евреи – значит, вы должны быть лучше всех! » Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они так живут! Известно, что кнут и пряник – это вечный родительский выбор. Но самое главное – это не инструменты «дрессировщика», а умение выстроить отношения с воспитуемым, а уж потом выбирать, с помощью чего на него воздействовать. Например, у многих детей на всю жизнь формируется устойчивое отвращение (условный рефлекс) на те занятия, которые были им навязаны родителями. Отвращение к обучению, к образованию, которое заканчивается навсегда с получением «корочки» – знакомая ситуация? Без желания самого ребенка любое действие превращается в «пустые хлопоты», не участвующее в построении его будущего. Поэтому в еврейских семьях правильным воспитанием называют то, которое формирует не автоматическое действие, а мотивацию хороших поступков, усиливающееся и развивающееся с годами.
Чему не стоит обучать ребенка? Что развивать? Что хорошие родители должны дать детям? Ответ на эти вопросы очевиден: самостоятельность, трудолюбие, ответственность, совестливость, желание учиться и т. д. Но в еврейской семье главное – это воспитать в ребенке стремление к успеху и очень многого добиться в жизни. Успех по‑ еврейски – это самосовершенствование и развитие ребенка после выхода из родительского дома. Успех – это умение прожить жизнь, используя все свои таланты и возможности. Кроме того, родители‑ евреи готовят свое чадо к выполнению мицвот (предписания и запреты еврейской религии. – Авт. ), среди которых не менее важны такие установки: радоваться жизни, быть добрым, довольным тем, что имеешь, и т. п. И ребенок приобретает эти черты, может быть, не всегда сознательно участвуя в этом процессе, так как внедрение и закрепление желаемых моделей поведения происходит независимо от его сознания. Родители могут даже и сами не замечать воздействия, которое их поведение оказывает на развитие эмоций и интеллекта их детей. Но воздействие тем не менее существует. В еврейской семье, в отличие от других, даже на самых шумных и непоседливых детей никогда не посмотрят, как на разнузданных существ. Родители, осознавая и помня, что на самом деле ребенок совершает вполне нормальный и естественный для его возраста поступок, воспринимают ситуацию невозмутимо, как бы со стороны, и сдержанно реагируют на детские «провокации». Вот лишь неполный перечень детских поведенческих проблем, свойственных разным возрастным периодам, к которым еврейская мама относится совершенно спокойно: – закатывает скандалы – обманывает – грызет ногти – мочится в постель – ворчлив и вечно недоволен – ленив – спит «на ходу» – не слышит, когда к нему обращаются – плохо спит – не слушается – боится ходить в школу – ссорится с братьями и сестрами – не ладит с учителями – хнычет и жалуется – заикается – страдает необъяснимыми страхами – ворует – неряшлив – всегда опаздывает – невнимателен – плохо ест – страдает ночными кошмарами – недостаточно быстро развивается – сосет палец – не ладит со сверстниками – слабо успевает в школе Однако тот факт, что эти проблемы свойственны нормальным детям, не означает, что они исчезнут сами собой. Некоторые из них требуют вмешательства специалистов. Однако во многих случаях родители могут самостоятельно справиться с задачей. И сами по себе эти особенности поведения редко указывают на психические отклонения.
Однажды на международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал: «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|