Напутствие. «Каковы обязанности отца по отношению к сыну? Он обязан обрезать его, выкупить (если он первенец), преподать ему Тору, научить его ремеслу и женить его; некоторые говорят: он обязан также научить его плавать. Раби Иегуда говорит: кто не научил
Напутствие Многие родители считают, что ребёнку не стоит в таком возрасте давать работать, потому что этих трудностей итак в жизни будет очень много, и он ещё успеет «наработаться». И они правы в одном – трудностей действительно будет много, но не от всех вы сможете уберечь своего ребенка. Зато уже сейчас вы можете его подготовить к различным жизненным ситуациям – дав ему знания и опыт, которые позволят легче жить, и добиваться своих целей.
«Каковы обязанности отца по отношению к сыну? Он обязан обрезать его, выкупить (если он первенец), преподать ему Тору, научить его ремеслу и женить его; некоторые говорят: он обязан также научить его плавать. Раби Иегуда говорит: кто не научил сына своего ремеслу, научил его разбою». «Талмуд», перевод Н. Переферковича
Не решать за ребенка, научить самостоятельности
Еврейская мама никогда не будет делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Это тоже закон, применяемый в еврейских семьях. Не решать проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Ведь жить за ребенка – то же самое, что решать за него все домашние задания до выпускного экзамена. Можно помочь ребенку найти самостоятельное решение, но не принимать решение вместо него. Гибкость ума в поиске вариантов решения проблемы можно тренировать, и умные родители постоянно делают это, а не дают готовые решения. Еврейский отец дает детям не рыбу, а удочку. Второй момент – дать ребенку выбор, всегда задавать ему вопросы – что он будет делать в ближайшие несколько часов, как это сделать иначе, более эффективно, чтобы сделать счастливыми других людей, удобно, легко, интересно. Тренировка бесконечного подбора вариантов решения вопроса – огромное подспорье для человека, который уже выбрал свой путь и «осуществляет тактическое планирование».
Почему важно приучать детей к самостоятельности? – Дело в том, что такие, казалось бы, простые действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, являются сильнейшими стимулами для развития коры головного мозга за счет тренировки мелкой моторики рук, – объясняет психолог Наталья Керц. – Люди, которых с детства приучили к тому, что есть вещи, которые никто не станет делать за них, во взрослой жизни также склонны рассчитывать лишь на свои собственные силы. Кроме того, они более аккуратны и организованы.
Ребенок, который обращается к родителям за помощью по малейшему поводу, став взрослым, едва ли будет способен принимать решения самостоятельно. А вот необходимость справляться с определенным кругом задач без внешнего вмешательства развивает ответственность, уверенность в себе, а также инициативность.
С какого же возраста следует к приучать к самостоятельности? По словам психологов, в два года ребенок уже всерьез интересуется тем, что делают взрослые, и стремится повторить их действия. К трем годам он начинает осознавать себя как личность и желает показать свою независимость от мамы и папы. Ребенок пока что неловок, и родители не всегда обращают внимание на его порывы, рассудив, что толку от его попыток мало, да и маленький еще. Однако позже интерес ослабевает, и научить ребенка некоторым вещам становится уже сложнее. По этой причине следует начинать это делать как можно раньше. К понятию самостоятельности относится владение двумя группами навыков: способность справляться с повседневными бытовыми делами и умение решать определенный ряд проблем без посторонней помощи. Стоит прививать детям не только навыки самообслуживания, но и заботы о тех вещах, которые их окружают. К самообслуживанию относится умение одеваться, раздеваться, чистить зубы, причесываться, убирать за собой посуду и прочее. К уходу за окружающей средой относятся подметание пола, мытье посуды, поливка горшечных растений, в общем, все то, что не относится лично к ребенку, но также необходимо делать. Выполняя манипуляции с предметами общего пользования, малыш приобщается к жизни в обществе. Очень важно при этом, чтобы он имел дело с настоящими предметами быта, а не с игрушками.
Сначала лучше всего сделать нужное действие вместе с ребенком, а как только он начнет справляться сам, дать ему возможность погрузиться в самостоятельную работу. Так он сможет построить свою собственную модель поведения с предметами быта, а не копировать вас. Для того чтобы развить в ребенке самостоятельность другого плана, советуйтесь с ним по поводу вопросов, напрямую связанных с ним. Например, утром можно спросить, что он хочет сегодня надеть, и предложить 2–3 варианта на выбор. Таким образом, вы будете поощрять малыша к формированию своего собственного мнения, а также дадите ему почувствовать, что с ним считаются и его уважают. Это в свою очередь будет способствовать воспитанию независимости и уверенности в себе.
Когда ребенок занят решением какой‑ либо задачи, не стремитесь подсказать ему ответ. Если он уже привык к вашей помощи, следует спокойно объяснить, почему вы хотите, чтобы он справился сам.
Чего не стоит делать, уча ребенка самостоятельности? Во‑ первых, не поправляйте ребенка без необходимости. Пожалуй, самая распространенная ошибка, которую совершают взрослые, – это постоянные исправления. Детям не дают возможности найти решение самим, рядом все время оказывается кто‑ то, кто комментирует и оценивает каждый шаг. «Нет, неправильно, делай так! » Что же удивляться, если после нескольких таких наставлений ребенок либо теряет интерес к начатому делу, либо начинает нуждаться в одобрении и проверке. Есть много разных способов добиться одного и того же, позвольте ребенку найти свой. Во‑ вторых, не отбирайте у малыша инициативу. Бывает и так, что ребенок, к примеру, пытается починить сломанную игрушку‑ конструктор и спрашивает, как это можно сделать. Сначала ему терпеливо объясняют, что нужно соединить впадинку и выступ. Когда же у малыша ничего не выходит, предмет вырывается у него из рук. «Я сам! Я сам! » – протестует ребенок. «Смотри, теперь игрушка целая, все в порядке! » – отвечает родитель, думая, что тот должен быть рад. На самом деле малыша только что лишили возможности сделать что‑ то самому.
В‑ третьих, не торопите ребенка. Дети живут в более медленном ритме, чем взрослые. Постоянное поторапливание может привести к нервозности и нежеланию делать что‑ либо самому. Давление со стороны здесь не поможет, когда придет время, малыш перестроится сам. Кроме того, во многих случаях адаптироваться под потребности ребенка совсем не сложно. Например, если утром он долго одевается, просто разбудите его пораньше. И, в‑ четвертых, не стойте у него над душой. Такие занятия, как зажигание плиты, глажка одежды, поход в магазин за хлебом, могут казаться довольно опасными. Иногда необходимо подождать, пока ребенок будет постарше. Однако сколько бы вашему чаду ни было лет, всегда будет соблазн не поручать ему таких дел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|