Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19 Организация Договора о коллективной безопасности




НАТО

Организация Североатлантического договора, называемая еще Североатлантическим Альянсом, — это международная военная организация, основанная в 1949 году по инициативе США с целью «защитить Европу от советского влияния». Тогда членство в НАТО получили 12 стран, сегодня их число выросло до 28. Помимо Соединенных Штатов, в НАТО входят Великобритания, Франция, Норвегия, Италия, Германия, Греция, Турция и др.

Интерпол

Международная организация уголовной полиции, объявившая своей целью борьбу с преступностью, была создана в 1923 г., и сегодня насчитывает в своем составе 190 государств, занимая по численности стран-членов второе место в мире после ООН. Штаб-квартира Интерпола расположена во Франции, в Лионе. Это объединение уникально, поскольку не имеет больше аналогов.

ВТО

Всемирная торговая организация была учреждена в 1995 году в качестве единого межгосударственного органа, контролирующего разработку и внедрение новых торговых отношений, в том числе снижения таможенных пошлин и упрощения правил внешней торговли. Сейчас в ее рядах насчитывается 161 государство, среди них — почти все страны постсоветского пространства.

МВФ

Международный валютный фонд, по сути, является не отдельной организацией, а одним из подразделений ООН, отвечающим за предоставление нуждающимся странам кредитов на развитие экономики. Средства выделяются исключительно на условиях выполнения страной-получателем кредита всех рекомендаций, выработанных специалистами фонда.

  

Практика показывает: заключения финансистов МВФ не всегда отражают реалии жизни, примером тому служит кризис в Греции и сложная экономическая ситуация в Украине.

ЮНЕСКО

Еще одно подразделение Организации Объединенных Наций, занимающееся вопросами науки, образования и культуры. Задача этого объединения — расширение сотрудничества между странами в сфере культуры и искусства, а также обеспечение свобод и прав человека. Представители ЮНЕСКО борются с безграмотностью, стимулируют развитие науки, решают вопросы равенства полов.

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считается крупнейшей в мире международной организацией, отвечающей за безопасность.

  

Ее представители присутствуют в зонах военных конфликтов в качестве наблюдателей, контролирующих соблюдение сторонами условий подписанных соглашений и договоренностей. Инициатива по созданию этого союза, который сегодня объединяет 57 стран, принадлежала СССР.

ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти говорит сама за себя: в ее состав вошли 12 государств, торгующих «жидким золотом» и контролирующих 2/3 всего мирового запаса нефти. Сегодня ОПЕК диктует цены на нефть всему миру, и не мудрено, ведь на долю стран-членов организации приходится почти половина экспорта этого энергоресурса.

ВОЗ

Основанная в 1948 году в Швейцарии Всемирная организация здравоохранения входит в состав ООН. Среди ее самых весомых достижений называют полное уничтожение вируса оспы. ВОЗ разрабатывает и внедряет единые стандарты медицинского обслуживания, предоставляет помощь в разработке и реализации государственных программ здравоохранения, выступает с инициативами, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Международные организации — признак глобализации мира. Формально они не вмешиваются во внутреннюю жизнь государств, однако на самом деле имеют эффективные рычаги давления на страны, входящие в состав этих объединений.

 

Геополитика США на рубеже XX — XXI вв представлена концепцией американского мирового господства, которая ставит перед политическим руководством страны стратегические задачи по недопущению появления глобального соперника, способного претендовать на территории, где имеются интересы Соединенных Штатов, а это, по сути, и есть все мировое пространство.

Рост военного и экономического потенциала в XX веке конкурентов Америки поставил перед Вашингтоном задачи по нейтрализации влияния на мировой арене и сдерживанию их развития. К таковым на сегодняшний день относятся Россия, Китай и частично объединённая Европа или Евросоюз.

Главной геополитической задачей Соединенных Штатов, в первую очередь, является недопущение создания коалиции между названными державами, поскольку в таком случае совокупный потенциал альянса даже двух из трёх, не говоря уже о тройственном союзе, превзойдет американский, что неизбежно приведет к потери США мировой гегемонии, а во вторую — создание тактического окружения военными базами, и недружественными государствами первых двух. Для России эту задачу выполняет блок НАТО и восточноевропейский «санитарный кордон», а также частично постсоветское пространство, для Китая — англосаксонское «боевое братство» AUUKUS и потенциально страны Юго-восточной Азии и Япония.

В этом ключе и развивается геополитика США, американская стратегия в XXI веке, а именно: препятствовать военно-политическому и экономическому сотрудничеству этих трех центров силы, создать всякого рода условия для изоляции их друг от друга, а в дальнейшем расчленения и уничтожения потенциала каждого из них.

Отсюда следует объяснение характера внешнеполитического американского курса и действий Вашингтона на Постсоветском пространстве, на Европейском континенте и в Китае. В первом случае американцы создают проблемы для России, прежде всего, в этнически родственных ей и единоверных (православных) республиках бывшего Советского Союза (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия и Армения), с целью отрыва этих территорий от России и превращения их во враждебные ей государства.

Во втором — создание в Европе обособленной восточной её части, пояса государств (Вышеградская группа, Бухарестская девятка), абсолютно подчиняющихся воли Вашингтона, из которого Америка планирует построить железный занавес между Европой и Россией, с одной стороны, и Европой и Китаем с другой (препятствие для Шёлкового пути).

В отношении третьего конкурента, Китая, Штаты используют противоречия его материковой части с островом Тайвань и, конечно же, религиозно-этнические проблемы в Синьцзян-Уйгурском ар и в Тибете для раскачки внутренней стабильности Китая и подрыва его экономической мощи, которая на сегодняшний день уже может сравниться с американской. В этом же ключе американцы действует в центральной и юго-восточной Азии, пытаясь создать здесь азиатский железный занавес для Пекина с целью препятствия развитию торговых (шёлковых) путей из Китая в разные точки мира.

Для решения поставленных задач США создали военные и цивилизационные альянсы НАТО и AUUKUS. Первый действует против России, второй против Китая. Против интересов Европы успешно функционирует ее восточная оппозиционная часть во главе с Польшей, причём содержащаяся на средства Европы Западной. Данные задачи решаются в рамкахгеополти тратегии ирового господства, являющейся для Соединенных Штатов путеводной звездой в международных отношениях.

01: 06 16. 09. 2021

 

19 Организация Договора о коллективной безопасности

 

Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил, что его страна не рассматривает возможности вступления в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

При этом он добавил, что официально его страну в ОДКБ никто не звал. " Их (приглашений) нет и не может быть потому, что у нас достаточно четкая внеблоковая позиция", - цитирует министра газета " 2000".

Кроме того, Грищенко объявил, что этот военный союз не подходит Украине и по географическим соображениям: " ОДКБ - это слишком далеко от нас, центр этого образования находится где-то на юге, в Центральной Азии".

Министр также отметил, что Украина не будет вступать ни в ОДКБ, ни в НАТО еще долгое время. " Что за горизонтом, никто сказать не может, но горизонт для нас в этой сфере достаточно отдаленный - это многие и многие годы", - пояснил он.

Грищенко дал понять, что его страна будет занимать максимально нейтральную позицию на международной арене. В частности, по его словам, Киев не будет признавать независимость ни Косово, ни Южной Осетии и Абхазии. " Для нас же совершенно очевидно: если мы не признаем независимость Косово, то, естественно, не можем признать и независимость Абхазии и Южной Осетии", - сказал он.

Днем ранее украинский министр объявил, что Киев снял с повестки дня вопрос о членстве в НАТО. По мнению Грищенко, идея вступления в альянс не пользуется поддержкой большинства украинцев и негативно влияет на эффективность внешней политики его страны.

Как сообщалось ранее, президент РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Киев 18 мая заявил, что Россия была бы счастлива видеть Украину в составе стран ОДКБ, однако решение этого вопроса - исключительная прерогатива украинского народа и руководства.

ОДКБ была создана в 1992 году. В организацию входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

 

Договор коллекитвной безопасности

 

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года сроком на пять лет.

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).

14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В июне 2006 года было принято решение " О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ", однако в декабре 2012 года членство этой страны было приостановлено. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

7 октября 2002 года был принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. Председателем совета является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия, если совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии совета. Если председатель не может выполнять свои функции, то на оставшийся период избирается новый председатель.

В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, генеральный секретарь организации и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год.

В 2021 году в ОДКБ председательствует Таджикистан. Очередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ пройдет 16 сентября 2021 года в Душанбе.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности. Заседания данных органов проводятся не реже двух раз в год.

В период между сессиями СКБ координация реализации решений органов ОДКБ возлагается на постоянный совет, который состоит из полномочных представителей государств-членов.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются секретариат и объединенный штаб, высшее административное должностное лицо ОДКБ – генеральный секретарь. С 1 января 2020 года этот пост занимает Станислав Зась.

Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ) является органом межпарламентского сотрудничества организации. С ноября 2016 года должность председателя ПА ОДКБ занимает председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин.

Статус наблюдателей при ПА ОДКБ имеют парламентское собрание Союза Беларуси и России, Народная скупщина Сербии, нижняя палата Национальной ассамблеи Афганистана.

В формате ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В 2001 году были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона (КСБР ЦАР).

В 2009 году созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), предназначенные для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств-членов ОДКБ.

В 2007 году было принято решение о создании миротворческих сил ОДКБ, в 2014 году – Коллективных авиационных сил ОДКБ.

Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

С 2006 года работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ.

В 2005 году был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН).

С 2003 года на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция " Канал" (с 2008 года преобразована в постоянно действующую).

В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ).

С 2008 года с целью выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства проводятся оперативно-профилактические мероприятия " Нелегал". С 2018 года " Нелегалу" придан статус постоянно действующей операции.

В 2007 году был создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям ОДКБ (КСЧС ОДКБ).

В 2014 году был образован консультационный Координационный центр ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты (ККЦ ОДКБ). В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция " ПРОКСИ".

В области внешнеполитической координации традиционный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на " полях" крупных международных форумов для выработки согласованных позиций.

Договорно-правовая база ОДКБ помимо уставных документов насчитывает порядка 50 различных соглашений и протоколов. ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.

 

 

Нынешнюю ситуацию на Украине необходимо рассматривать вместе с процессами, которые происходили в североатлантическом альянсе (НАТО) в плане расширения своего влияния и увеличения территории присутствии.

Изменение численности НАТО в Европе

Условно НАТО можно разделить на 5 конфигураций.

 Этапов

Этап первый

Первая включала в себя страны-основательницы. От Европы это были Португалия, Франция, Великобритания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Исландия, Италия, Люксембург.

Этап второй

Вторая конфигурация собиралась в период с 1952 по 1982. В этот период в состав НАТО вошла ФРГ (затем в 1991 году и ГДР), Греция, Испания, Турция,

Этап третий

Третья сборка/ сборка произошла в 1999 году. Тогда же произошёл " марш-бросок" НАТО в сторону российский границ, присоединив сразу 3 страны из " Варшавского договора", которые когда-то были союзниками СССР: Венгрию, Польшу, Чехию, Тогда же впервые НАТО вплотную подошло к границам России (Польша граничит с Калининградской областью).

 Этапи четвертый

На четвертом этапе НАТО расширилось с 2004 по 2009 в территории за счёт Албании, Болгарии, Латвии, Литвы, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Эстония. Это самый массовый приём новых участников военного блока.

Этап пятый

Ну и 5 волна расширения с 2017-2020. Новыми членами НАТО стали Северная Македония и Черногория.

Жёлтым цветом выделена Украина и Босния и Герцеговина, которые выразили желание присоединиться к НАТО.

Белыми пятнами выделены страны, которые не входят в эту организацию: Ирландия, Швейцария, Австрия (что несколько удивило), Сербия, Молдова, Беларусь, Швеция и Норвегия( до 2022) г.

 

Для визуализации, сравнение территории НАТО в 1998 и 2022 годах (страны, входящие в военный альянс, выделены красным). Продвижение на восток более чем очевидно.

Date Enlargement Country

 

18 February 1952

First

Греция
Турция
9 May 1955 Second Западная Гемния
30 May 1982 Third Испания
3 October 1990

 German reunification ( Объединеная Германия )

12 March 1999

Fourth

Чешская ресублика
Hungary
Poland

29 March 2004

Fifth

Bulgaria
Estonia
Latvia
Lithuania
Romania
Slovakia
Slovenia

1 April 2009

Sixth

Albania
Croatia
5 June 2017 Seventh Montenegro
27 March 2020 Eighth North Macedonia

 

Мировой опыт подтверждает: успеха достигают лишь те страны, которые правильно самоопределились. Такие же, которые, будучи одними, считают себя совсем другими, никогда не будут иметь успеха. Вот в чем, по моему мнению, и заключается драматизм нашей сегодняшней ситуации: Украина не просто находится в льду идентификации, ведь кризис - это явление, из которого есть механизмы выхода. Мы переживаем хаос идентификации, когда левое полушарие не знает, что думает права, и наоборот. С одной стороны, мы считаем себя самобытной цивилизацией, а со второго - стремимся быть, как все, что и было продемонстрировано за прошлые 10 годов

Мы избрали западную экономическую модель, непригодность которой для нашей страны была очевидной. Больше того, прогнозировалось, что модель, за которой проводились наши реформы, будет работать против нас, что она для нас разрушительная. И хотя вопрос об этом относилось, не было осуществлено ни одной попытки осмыслить, или приемлемая для нас эта модель. И еще одно: мы признаем себя славянами, тем не менее в Украине идея славянства будто бы и не воспринимается. Видимся себе какими-то не очень явными западными европейцами. Это прямо не утверждается, но раз по раз прозирае в средствах массовой информации

Тем не менее наша система ценностей не просто отличается от западной - она во многом прямо ей противоположная. На Западе один тип индивидуализма, в нас совсем другой. Если там благодаря рационализму и жесткому утилитаризму происходит затухание эмоциональной сферы, то у нас, наоборот, эмоциональная сфера очень богатая, а она - тоже способ познания мира. Мы шарахаемся в разные стороны, так и не знавая, кто мы такие. И это не такое уже и невинное явление. По крайней мере сегодня мы имели бы проводить реформы, адекватные собственной природе

Нашей стране на нынешнем этапе угрожает не только отношение к ней как к неполноценному государству, а и много других бедствий. После мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. стало понятно, что хорошо бывает до тех пор, пока все хорошо. И едва лишь начинается кризис, как выясняется, что выживать могут лишь огромные сообщества. Ведь от кризиса надо как-то защититься, надо, чтобы территория была самодовлеющей. Это касается даже Китая. Он дивом выстоял во время кризиса, а когда она прошлая, осознал необходимость экономического объединения с другими странами для создания большого общего самодовлеющего пространства. И он вместе с Японией и Южной Кореей присоединился к странам АСЕАН, выработав политику защиты против спекулянтов, которые вызывают кризис, и договорившись о взаимодействии и даже введении в случае необходимости для всего региона своей валюты

Мы же рассчитываем на Запад, хотя никогда не будем в Западной Европе в том статусе, в котором нам хотелось б. Мы или не войдем в ЕС, или попадем туда как маргинали, как меншовартисна, гонимая страна, которая имеет обязанности, но не имеет никаких прав. И это становится очевидным именно теперь, когда в Европе усиливается евроскепсис. Европейцы все более громче поднимают голос против приема новых членов к ЕС. Они не спешат принимать даже тех, кого уже наметили. При этом не желают давать денег для поддержания отстающих областей этих стран и стремятся сделать так, чтобы оттуда к ним не приезжали эмигранты

Не случайно Квасневский заявил в свое время: «Или мы вступим сейчас, или никогда». И это сказано президентом страны, которая искусственно была вылеплена Западом как витрина для нас. Даже там возникали сомнения относительно целесообразности вхождения в ЕС. Например, крестьяне в Польши уверены, что они перестанут быть бывшими крестьянами, так как землю скучат немцы, а их превратят в нанимаемых работников. Представители мелкого и среднего бизнеса в Польши уверены, что он не сможет конкурировать с бизнесом западных стран, не будет защищенным. А это порождает опасение, что Польша, которая уже потеряла свой динамизм прошлых годов, может стать в Европе маргинальной страной

Европейцы понимают, что прием новых членов - это удар по их конкурентоспособности. Ведь ЕС было создано как структуру, которая благодаря одинаково высокому уровню развития всех своих членов имеет возможность на огромном пространстве ввести единые механизмы регулирования, единые стандарты и благодаря этому повысить собственную конкурентоспособность. Даже вхождение Испании и Португалии покачнуло много достигнутых преимуществ, и страны сообщества еще долго ощущали асимметрические шоки. Принятие к ЕС такой страны, как Украина, и об этом пишут прямо, уничтожило бы Европейское сообщество. Ведь на то, чтобы экономически подтянуть земли бывшей НДР, было израсходовано почти триллион долларов. Европа уже найжачилася. Она не хочет уступать своими преимуществами. Составляется ситуация, когда идти в один сторону мы не хотим, а в другого нас не пускают. Украина не потерпевшая от кризиса 1997-1998 гг. лишь с одной причины: она изолирована от мира. В нас не развитый фондовый рынок, а если бы он был развит, то мы бы понесли очень серьезный урон. Чем видчутниших успехов мы достигнем, тем большей будет опасность, которое очередное экономическое потрясение в мире станет для нас катастрофическим - именно потому, что мы одинокие. Вот почему проблема самоидентификации, проблема правильного выбора векторов - это чрезвычайно важная проблема

Кажется, Вацлав Гавел как-то сказал: «Мы сидели в зоопарке и хотели свободы. Нас выпустили, и мы оказались в джунглях. Теперь проблема заключается в том, как нам выжить в этих джунглях». Я согласный с мысленным взором, который современный мировой цивилизация имеет концентрическую структуру. В центре - ядро, семерка найрозвинениших стран, есть полупериферия и есть периферия. Найрозвинениши не впускают никого к контролируемой ими центральной зоны. Они еще могут терпеть военную конкуренцию, как США терпели военную конкуренцию со стороны СССР, но не износят экономической конкуренции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...