326 Rondo Andante В. Моцарт. Соната № 18, финал
326 Rondo Andante В. Моцарт. Соната № 18, финал
327 Scherzo Assai vivace Л. Бетховен. Соната № 29, ч. II
_B-dur______g-moll____Es-dur__ 328 Lento assai H. P. -Корсаков. Оп. «Кащей бессмертный», к. 3, Колыбельная царевны
по м. 3 верх ___________cis- dur________________ E-dur____
_______________________________G-dur ____________
§ 112. Значение секвенций Секвенции являются одним из самых ярких средств развития музыкального материала и широко используются композиторами, особенно в разделах разработочного характера, для нагнетания (или, наоборот, спада) напряжения, подхода к кульминации и т. д. Само направление секвентного движения имеет существенное значение. Так, восходящие секвенции нередко сопровождаются также усилением звучности, убыстрением темпа и приводят к значительному возрастанию напряжения музыки. Напротив, для нисходящих секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения. Впрочем, иногда бывает и наоборот. Встречаются еще (хотя и значительно реже) так называемые сложные секвенции, то есть такие, в которых каждое из звеньев уже само по себе является небольшой секвенцией: 329 Andante non tanto П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV
Глава XIV. НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ И МЕЛИЗМЫ. ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА § 113. Неаккордовые звуки Сочетания мелодии и аккомпанемента могут быть самыми различными в зависимости от типа фактуры (см. главу XI). В том виде гомофонной фактуры, где ритм мелодии и голосов совпадает, каждый звук мелодии оказывается связанным со «своим» аккордом, другими словами — каждый звук мелодической линии оказывается принадлежащим тому или иному аккорду. Например:
330 Allegro П. Чайковский. Симфония № 4, ч. III
Однако гармонизация каждого звука мелодии отдельным аккордом не столь часто встречается. Гораздо характернее такая гармонизация, при которой аккорды приходятся не на все звуки мелодии, а лишь на опорные, которые и входят в состав аккордов сопровождения, тогда как другие звуки оказываются вне аккордов, как, например: 331 Andantino quasi allegretto Н. Р. -Корсаков. Шехеразада, ч. III Здесь в первом такте звуки ре, си и соль являются аккордовыми, так как совпадают со звуками аккорда (тонического трезвучия соль мажора), а звуки ми и ля — оказываются неаккордовыми. Во втором такте звук си — аккордовый, а до — неаккордовый, и так далее. Неаккордовыми звуками называются такие, которые звучат на фоне данного аккорда, но не входят в него (то есть в его терцовую структуру). Различают четыре вида неаккордовых звуков: задержания, проходящие звуки, вспомогательные звуки и предъёмы.
Задержания Задержаниями называются неаккордовые звуки на сильных или относительно сильных долях, возникающие одновременно с аккордом и разрешающиеся ходом на ступень вниз или вверх в аккордовый звук: 332 Allegro assai В. Моцарт. Соната c-moll, ч. IV
В приведенном образце звездочками отмечены задержания; наиболее ярко они выражены в 4, 6, 7-м и 8-м тактах. В 8-м такте, кроме задержания в верхнем голосе, одновременно использовано задержание и в среднем, в результате чего образовалось так называемое двойное задержание.
Проходящие звуки Проходящими называются те неаккордовые звуки, которые на слабых долях заполняют поступенным движением интервалы ме жду аккордовыми звуками. Так, в 1-м такте приведенного выше примера 331 (из «Шехеразады» Н. Римского-Корсакова) между аккордовыми звуками си и соль находится проходящий звук ля, а в 7-м такте того же примера между принадлежащими аккорду ми и соль — проходящий звук фа-диез.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|