Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В античной и русской поэзии




ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 (2 часа)

Античная мифология

План

1. Понятия «миф» и «мифология». Мифологическое мировоз­зрение.

2. Сюжеты и образы греческой и римской мифологии.

3. Мифология и религия. Мифология и литература. Мифоло­гия и искусство.

 

Задание:

1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М., 1990, или Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М, 1975.

2. В соответствии с вопросами плана практического занятия сделай­те выписки и конспекты из указанных ниже научных и справочных изданий.

3. Составьте в читательском дневнике таблицу «Олимпийские боги», в которую занесите сведения о четырнадцати богах, называвшихся у древних греков олимпийскими: укажите их греческие и римские имена, перечислите их функции, постоянные эпитеты, атрибуты, назовите их священных животных и растения, занесите сведения о характере божеств и укажите основные мифы, связанные с ними.

4. Составьте в тетради собственный «Мифологический слова­рик», в котором укажите:

1) основных героев и их подвиги;

2) фразеологизмы, происхождение которых связано с греческими мифами; объясните значение фразеологизмов и укажите (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию.

Тексты и литература

Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975.

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»).

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992.

Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.

 

Занятие № 2 (2 часа)

Идейно-художественные особенности

Поэмы Гомера «Илиада»

План

1. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изо­бражения троянской войны и композиция поэмы Гомера.

2. Единство действия и эпизодичность в «Илиаде». Осо­бенности эпического действия и стиля.

3. Система образов поэмы: боги, троянские и греческие герои, женские образы. Особенности их характеристики. Эпический идеал человека.

4. Идейное содержание поэмы. Общечеловеческое, «вечное» в со­держании поэмы.

Задание:

1. Прочитайте Мифы о Троянской войне по книге Куна Н.А. Немировского А. И. или Нейхардта А. А. (см. литературу к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и выпишите в читательский дневник:

- постоянные эпитеты, характеризующие основных героев поэмы;

- их портретные характеристики;

- детальные описания;

3. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады», покажите, что поэма написана гекзаметром.

4. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр и эпопея. Воспользуйтесь для этого учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И. М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой на с. 449-451) или Словарем литературоведческих терминов.

5. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сде­лайте выписки в соответствии с вопросами плана:

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл.3-5. 9, 11. 14.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотвор­ный размер», «Эпический идеал человека...», «Индивидуальная эпическая характеристика», «Эпическое действие», «Словесное вы­ражение»).

6. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Го­мера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сде­лайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Раз­деление поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т.З. С. 296-304, 317-220).

7. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, связанные с мифами о Троянской войне, объясните их значение и расскажите, к какой мифологиче­ской ситуации они относятся (напр., «яб­локо раздора», «суд Париса», «бойтесь да­найцев, и дары приносящих» и др.)

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне.

Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст.

Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии.

Учебники и учебные пособия по античной литературе.

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Бе­линский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991.

Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.

Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

 

Занятие № 3 (2 часа)

Поэма Гомера «Одиссея»

План

1. Особенности сюжета

2. Особенности композиции.

3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности.

4. Образы мифологических персонажей в поэме.

 

Задание:

1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского.

2. Определите особенности композиции поэмы.

3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики.

4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера).

5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.

 

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне

Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Ком­ментарий. М., 1996.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

 

Занятие № 4 (2 - 4 часа)

Античная лирика.

Традиция литературного «памятника»

в античной и русской поэзии

План

1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в грече­ском обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа.

2. Виды и жанры античной лирики.

3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений).

4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной лите­ратуре: Солон - Гораций - Овидий.

5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломо­носов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.

 

Задание:

1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов.

2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов.

3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения.

4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать допол­нения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе.

5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»:

• Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»);

• Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского;

• Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского;

• Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»;

• Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, веч­ный...»;

• Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте пись­менные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы:

• Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворе­нии? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Со­лона?

• Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона?

• Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции.

• Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Ови­дий использовал идею «Памятника» Горация, опублико­ванного в 23 г. до н.э.

• В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе?

6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.

 

Тексты и литература

· Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо,

Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида.

· Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV.

Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V.

Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI.

Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V.

Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:

Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265.

Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающих­ся произведениях русской литературы. М., 1978.

Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

Занятие № 5 (2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...