В античной и русской поэзии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие № 1 (2 часа) Античная мифология План 1. Понятия «миф» и «мифология». Мифологическое мировоззрение. 2. Сюжеты и образы греческой и римской мифологии. 3. Мифология и религия. Мифология и литература. Мифология и искусство.
Задание: 1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М., 1990, или Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М, 1975. 2. В соответствии с вопросами плана практического занятия сделайте выписки и конспекты из указанных ниже научных и справочных изданий. 3. Составьте в читательском дневнике таблицу «Олимпийские боги», в которую занесите сведения о четырнадцати богах, называвшихся у древних греков олимпийскими: укажите их греческие и римские имена, перечислите их функции, постоянные эпитеты, атрибуты, назовите их священных животных и растения, занесите сведения о характере божеств и укажите основные мифы, связанные с ними. 4. Составьте в тетради собственный «Мифологический словарик», в котором укажите: 1) основных героев и их подвиги; 2) фразеологизмы, происхождение которых связано с греческими мифами; объясните значение фразеологизмов и укажите (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию. Тексты и литература Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»). Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992. Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.
Занятие № 2 (2 часа) Идейно-художественные особенности Поэмы Гомера «Илиада» План 1. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изображения троянской войны и композиция поэмы Гомера. 2. Единство действия и эпизодичность в «Илиаде». Особенности эпического действия и стиля. 3. Система образов поэмы: боги, троянские и греческие герои, женские образы. Особенности их характеристики. Эпический идеал человека. 4. Идейное содержание поэмы. Общечеловеческое, «вечное» в содержании поэмы. Задание: 1. Прочитайте Мифы о Троянской войне по книге Куна Н.А. Немировского А. И. или Нейхардта А. А. (см. литературу к практическому занятию № 1). 2. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и выпишите в читательский дневник: - постоянные эпитеты, характеризующие основных героев поэмы; - их портретные характеристики; - детальные описания; 3. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады», покажите, что поэма написана гекзаметром. 4. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр и эпопея. Воспользуйтесь для этого учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И. М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой на с. 449-451) или Словарем литературоведческих терминов. 5. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сделайте выписки в соответствии с вопросами плана: • Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл.3-5. 9, 11. 14. • Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотворный размер», «Эпический идеал человека...», «Индивидуальная эпическая характеристика», «Эпическое действие», «Словесное выражение»). 6. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Гомера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сделайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т.З. С. 296-304, 317-220).
7. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, связанные с мифами о Троянской войне, объясните их значение и расскажите, к какой мифологической ситуации они относятся (напр., «яблоко раздора», «суд Париса», «бойтесь данайцев, и дары приносящих» и др.) Тексты и литература Мифы о Троянской войне. Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст. Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии. Учебники и учебные пособия по античной литературе. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера. Гомеровы гимны. М., 1995. Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996. Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
Занятие № 3 (2 часа) Поэма Гомера «Одиссея» План 1. Особенности сюжета 2. Особенности композиции. 3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности. 4. Образы мифологических персонажей в поэме.
Задание: 1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского. 2. Определите особенности композиции поэмы. 3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики. 4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера). 5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.
Тексты и литература Мифы о Троянской войне Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст. Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Комментарий. М., 1996. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983
Занятие № 4 (2 - 4 часа) Античная лирика. Традиция литературного «памятника» в античной и русской поэзии План 1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в греческом обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа. 2. Виды и жанры античной лирики. 3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений). 4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной литературе: Солон - Гораций - Овидий. 5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломоносов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.
Задание: 1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов. 2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов. 3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения. 4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать дополнения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе. 5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»: • Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»); • Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского; • Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского;
• Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; • Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...»; • Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте письменные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы: • Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворении? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Солона? • Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона? • Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции. • Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Овидий использовал идею «Памятника» Горация, опубликованного в 23 г. до н.э. • В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе? 6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.
Тексты и литература · Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида. · Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание. Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV. Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V. Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI. Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V. Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии: Творческий поиск Пиндара. М., 1990. Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989. Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265. Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978. Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963. Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. Занятие № 5 (2 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|