Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит»




План

1. Трагедия Еврипида «Медея». Особенности сюжета.

2. Главный конфликт трагедии.

3. Образ Ясона в мифах об аргонавтах и в трагедии Еврипида, его особенности и идейный смысл.

4. Образ Медеи в мифах и в трагедии Еврипида, его идейное значение.

5. Особенности идейного содержания трагедии «Медея».

6. Трагедия «Ипполит». Особенности сюжета и образной системы в трагедии.

7. Образы богов в трагедии и их смысл.

8. «Снижение» героических и божественных образов в трагедиях Еврипида и его смысл.

9. Особенности женских образов в трагедиях Еврипида.

 

Задание:

1. Прочитайте мифы об аргонавтах по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (См. список литературы к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте трагедию Еврипида «Медея».

3. Сделайте выписки в читательский дневник, характеризующие главных героев трагедии – Ясона и Медею. Сделайте вывод о характере героев, ответив на следующие вопросы: Каковы особенности этих образов? Что в них общего? В чем различие? В чем проявляется «снижение» образа Ясона по сравнению с мифами? Каков смысл этого «снижения»? Каково идейное значение образов Ясона и Медеи»? Выразите собственное отношение к этим образам.

4. Прочитайте трагедию Еврипида «Ипполит». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие Афродиту и Артемиду, Ипполита и Федру. Сделайте вывод.

5. Проанализируйте идейное содержание трагедии, ответив при этом на вопросы: Для чего вводит Еврипид в трагедию божественные образы? В чем их смысл? Сравните образы Ипполита и Ясона, Медеи и Федры.

6. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже монографий.

Тексты и литература

Мифы об аргонавтах.

Еврипид. Медея. Ипполит. - Полные тексты.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Трагическое в «Ифигении в Авлиде». Там же. Гл. II.

Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.. 1990.

Боннар А. Упадок и искания. Трагедия Еврипида «Медея» // Греческая цивилизация. М., 1995. Т.III. Гл. I.

 

Занятие № 8 (2-4 часа)

Греческая комедия

План

1. Идейные и художественные особенности комедий Аристофана.

2. Комедия «Облака». Особенности названия комедии.

3. Характеристика основных образов.

4. Изображение Сократа и софистов в комедии.

5. Особенности идейного содержания комедии.

6. Приемы комического в комедии.

7. Особенности новой аттической комедии. Комедия Менандра «Брюзга». Особенности построения характеров. Идейное содержание комедии.

 

Задание:

Прочитайте комедию Аристофана «Облака».

1. Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедии: Сократа, Стрепсиада, Федиппида.

2. Определите, какие приемы комического использует Аристофан при создании образов. Сделайте в читательский дневник соответствующие выписки.

3. Законспектируйте главу «Загадка Сократа» из монографии А. Боннара «Греческая цивилизация» (Т. II, гл. X). Опираясь на материалы данной главы, а также на соответствующие статьи Словаря античности или Философского словаря, ответьте на следующие вопросы: Кем был Сократ как историческая личность? Каким он был? Чем он прославился? Был ли он софистом? Что известно о его жизни и о его смерти? Кто такие софисты? Был ли Сократ софистом? Чем отличается литературный образ, созданный Аристофаном, от реального исторического образа Сократа? Что именно и с какой целью домыслил или переосмыслил Аристофан в образе Сократа? Как это связано с идейным содержанием комедии? Какие черты личности Сократа Аристофан изобразил правдиво? Почему?

4. Прочитайте комедию Менандра «Брюзга». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедий. Определите принципы построения характеров в комедии.

5. Сделайте выводы об особенностях проблематики и идейного содержания комедий Менандра и Аристофана, об основных принципах построения характеров у обоих авторов. В чем заключаются различия? В чем вы видите причину этих различий?

 

Тексты и литература

Аристофан. Облака.

Менандр. Брюзга (Угрюмец).

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Смех Аристофана / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. VIII.

Боннар А. Загадка Сократа / Там же. Гл. X.

Боннар А. Царство книг. Александрия. Библиотека и Мусейон / Там же. Т. III. Гл. XI.

Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1988.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

 

Занятие № 9

Античный роман (2-4 часа)

План

1. «Греческое возрождение» в античной литературе II в. н.э.

2. Плутарх (ок. 45 – после 120 гг. до н.э.) – греческий писатель периода «греческого возрождения». «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: особенности жанра, мастерство художественной биографии, монументальность и психологизм в создании образов. Морализм Плутарха.

3. Греческий роман II в. н.э. Мифологизм в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Отражение сознания эпохи в романе.

4. Луций Апулей (ок. 125 – ок. 180 гг. до н.э.). Особенности личности и мировоззрения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел»: проблематика и образы, своеобразие жанра, аллегорический смысл сюжета, поэтика контрастов. Отражение кризиса идеологии периода римской античности в романе.

Задание:

1. Прочитайте из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха: Солон («Солон и Попликола»), «Демосфен и Цицерон», Перикл («Перикл и Фабий Максим»). В соответствии с вопросами плана сделайте соответствующие выписки из текста и научной литературы.

2. Прочитайте роман Лонга «Дафнис и Хлоя» – полный текст.

3. Законспектируйте главу из книги А. Боннара «Греческая цивилизация (Т. III, гл. XVII).

4. Прочитайте роман Апулея «Метаморфозы» - полный текст. В соответствии с вопросами плана сделайте в читательский дневник выписки из текста и научной литературы.

 

Тексты и литература

Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел».

* * *

Учебники, энциклопедии и словари по античной литературе.

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.

Античный роман. М., 1969.

Боннар А. Иные способы бегства от жизни. Город и реалистический мим. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» / Греческая цивилизация. Т. III. Гл. XVII. М., 1995.

Джонс А. Гибель античного мира / Пер. с англ. Т. Горяйновой. Ростов-на-Дону. М., 1997.

Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М, 1988.

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Учебники и учебные пособия

 

Античная литература / Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. М.,1986.

Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. Са­ратов, 1982.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т.1.«Литература европейской античности».

Лапидус Н И. Античная литература. Минск, 1986.

Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М., 1997.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1972.

 

Хрестоматии

 

Античная литература: Греция: Антология: В 2 т. / Сост. Федоров Н.А., В.И. Мирошенкова. М., 1989.

Античная литература: Рим: Антология / Сост. Федоров Н.А.,

Мирошенкова В.И. М., 1988.

Полонская К. П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней рим­ской литературе. М.,1984.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература:

Рим: Хрестоматия. М., 1999.

Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. Т. I: Греция. Т. II: Рим / Под ред. Н. Ф. Дератани. М., 1965.

Эллиника: Хрестоматия поэтических комментированных текстов древнегреческих авторов. М., 1994.

 

Исследования

 

Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белин­ский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 296-304,317-320.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1995.

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк: Поэзия и время. Саратов, 1992.

Вулих Н.В. Овидий. М., 1996.

Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

Гончарова Т. В. Еврипид. М., 1986.

Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М, 1966.

Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1988.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Петрова Н.В. Круглый стол «Античный миф и пути его изучения» // Филологические науки. 1997. № 5. С. 121-124.

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Пронин В.А. Катулл. М., 1993.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М. 1989.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология ху­дожественного мышления и образ человека. М., 1977.

Шталь И.В Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

 

Справочная литература

Античная культура: Словарь-справочник. М., 1995.

Античность: Словарь-справочник / Под общей ред. В.Н. Ярхо. Дубна, 1998.

Античные писатели: Словарь / Пер. с польск. СПб., 1999.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь / Пер. с чеш. М., 1994.

Зурабова К.А., Сухачева В.В. Мифы и предания. Античность и библейский мир: Популярный энциклопедический словарь. М., 1993.

Иллюстрированный мифологический словарь / Ботвинник М.Н., Коган Б. М. и др. СПб., 1994.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1976.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. А.А.Нейхардт. М., 1990.

Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Минск, 1997.

Литературный энциклопедический словарь, М., 1987.

Мифологический словарь / Ботвинник М.Н., Коган Б. М. и др.М., 1994.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского.М., 1992. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1987, 1988.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996.

Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992.

Словарь античности / Пер с нем. М., 1994.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира. М., 1996.

 

Издания памятников античной литературы

 

Гомер. Илиада / Пер. А. Гнедича. Л., 1990.

Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. М., 1983.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Эллинские поэты / В пер. В.В. Вересаева. М., 1963.

Античная басня / Пер. и предисл. М. Гаспарова. М., 1991.

Античная лирика / Под ред. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Ред. Ф. Петровского. М.,1980.

Древнегреческая элегия / Коммент., вступ. ст. Н.А. Чистяковой. СПб., 1996.

Античная драма / Под ред. С. Апта. М., 1970.

Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1971.

Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф. Зелинского. М., 1990.

Еврипид. Трагедии: В 2 т./ Пер. И. Анненского. М., 1999.

Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1983.

Басни Эзопа / Пер. М. Гаспарова. М., 1968.

Менандр. Комедии. М., 1964.

Плавт. Избранные комедии. М., 1968.

Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1993.

Лукреций Кир. О природе вещей / Пер. Ф.Петровского. М., 1983.

Катулл. Книга стихотворений. М., 1986.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.

Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С. Шервинского. М., 1983.

Овидий. Собрание сочинений: В 2 т./ Вступ. ст. В. Дурова. СПб., 1994.

Сенека. Трагедии / Под ред. М. Гаспарова. М., 1983.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. / Изд. 2. М.,1994.

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. Кузмина и С. Маркиша. М., 1993.

Античный роман / Под ред. М. Грабарь-Пассек. М., 1969.

РЕФЕРАТЫ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Эпический идеал человека в поэме Гомера «Илиада».

2. Эпический идеал человека в поэме Гомера «Одиссея».

3. Дидактический эпос. Басни Эзопа. «Труды и дни» Гесиода.

4. Развитие декламационной лирики в творчестве Архилоха, Тиртея, Солона, Феогнида.

5. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта. Русская анакреонтика XVIII-XIX вв.

6. Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара. Судьба пиндарической лирики в позднейшей литературе.

7. Проблема рока и справедливости в трилогии Эсхила «Орестея».

8. Трагедия Софокла «Эдип-царь». Анализ образа царя Эдипа. Сравнительная характеристика трагедии Софокла и Сенеки («Эдип»).

9. Образ Антигоны в трагедии Софокла «Антигона» и его смысл. Сравнительная характеристика образов Антигоны и Исмены.

10. Женские образы в трагедиях Еврипида («Алкестида», «Медея», «Ифигения в Авлиде»).

11. Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Выражение полисного патриотизма в трагедии. Образ Ифигении.

12. Трагедия Еврипида «Медея», раскрытие в ней борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Образы Медеи и Ясона.

13. Драматургия Сенеки. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки. Сравнительный анализ трагедий.

14. Аристофан как «отец комедии». Подробный анализ поэтики и проблематики одной из комедий («Лягушки», «Лисистрата» «Облака»).

15. Александрийская поэзия. Творчество Феокрита.

16. Катулл и кружок поэтов-неотериков. Поэзия Катулла ее темы, художественное своеобразие.

17. Раннее творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики», их связь с произведениями Феокрита и Гесиода.

18. «Энеида» Вергилия как поэма, прославляющая римскую державу и род Августа. Связь с поэмами Гомера и отличие от них.

19. «Энеида» Вергилия. Образ Энея как идеал римской доблести.

20. Ранние произведения Горация «Эподы» и «Сатиры», их идейно-художественное своеобразие.

21. Гораций как римский классицист. «Оды»и «Послания» Горация.

22. Традиция литературного «памятника» в античной и русской поэзии (Солон, Гораций, Овидий – Ломоносов, Делжавин, Пушкин).

23. Творческий путь Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. А.С. Пушкин об Овидии (стихотворение «К Овидию», отрывки об Овидии из I-ой главы «Евгения Онегина» и поэмы «Цыгане»).

24. Эзоповские сюжеты в баснях И.А. Крылова.

25. Римское ораторское искусство II-I вв. до н.э. Роль Цицерона в истории римской литературы (речи Цицерона – по хрестоматии).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Основные этапы развития зарубежной литературы. Литература древнего мира. Понятие об античной литературе. Ее значение в развитии мировой литературы.

2. Понятие о мифе и мифологии. Типы и циклы мифов. Космогоническая мифология. Мифы о богах и героях. Основные сюжеты и образы (знание книги Н.А. Куна и А.А. Нейхардт «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).

3. Гомер и «гомеровский вопрос» в науке. Современное состояние этого вопроса. Мифы о Троянской войне и особенности ее изображения в «Илиаде» Гомера. Гуманистический смысл поэмы.

4. Система образов в поэме Гомера «Илиада». Образы ахейцев. Образы троянцев. Божественные образы в поэме. Женские образы в поэме.

5. Поэма Гомера. «Одиссея». Особенности композиции. Сюжет. Образ Одиссея как эпический идеал человека. Образы мифологических персонажей в поэме.

6. Периодизация развития древнегреческого эпоса. Творчество Гесиода. Поэма «Труды и дни» как образец дидактического эпоса.

7. Древнегреческая лирика. Ее происхождение, основные виды и представители. Развитие декламационной лирики в творчестве Архилоха, Тиртея, Солона, Феогнида. Чтение стихотворения наизусть (на выбор).

8. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта. Анакреонтика. Чтение стихотворений наизусть.

9. Развитие хоровой лирики. Творчество Пиндара.

10. Древнегреческий театр. Его происхождение, особенности организации театральных представлений в Афинском полисе, устройство и роль в жизни полиса. Возникновение и развитие античной драмы. Роль хора в античной трагедии.

11. Эсхил. Характеристика его эпохи, жизни, мировоззрения. Периодизация творчества. Трагедия «Персы».

12. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный».Идейное содержание трагедии. Особенности образной системы. Характеристика образов.

13. Особенности 3-го этапа творчества Эсхила. Трилогия «Орестея». Мифологическая основа сюжета. Образная система. Особенности идейного содержания.

14. Софокл. Характеристика его эпохи и мировоззрения. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета. Образная система. Образ царя Эдипа и его идейный смысл. Особенности идейного содержания трагедии.

15. Трагедия Софокла «Антигона».Сюжет, анализ образов, особенности идейного содержания трагедии.

16. Еврипид. Характеристика его эпохи и мировоззрения. Идейное и художественное своеобразие творчества. Анализ трагедии «Медея».

17. Трагедии Еврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлиде». Анализ по выбору.

18. Аристофан. Характеристика его эпохи и мировоззрения. Антивоенная тематика в творчестве Аристофана. Анализ одной из антивоенных комедий Аристофана по выбору. Анализ комедии «Облака».

19. Новоаттическая комедия. Творчество Менандра. Характеристика комедии «Брюзга». Отличие комедий Менандра от комедий Аристофана.

20. Александрийская поэзия. Идиллии Феокрита.

21. Зарождение римской литературы. Драматургия Плавта. Анализ комедий «Горшок», «Привидение» - по выбору.

22. Драматургия Теренция. Комедии «Свекровь» и «Самоистязатель» (анализ по выбору студента).

23. Политическая и литературная жизнь Рима в «век Августа». Кружок Мецената. Ранее творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики». Их связь с произведениями Феокрита и Гесиода. Поэма «Энеида» как римский национальный эпос. Ориентация на Гомера и отличие от него. Мифологическая основа сюжета. Образы Энея и Дидоны.

24. Ранние произведения Горация. «Эподы» и «Сатиры». Их идейное и художественное своеобразие. «Оды» Горация, их проблематика и своеобразие. Гораций как римский классицист.

25. «Послания» и «Наука поэзии» Горация. Его значение в литературе римского классицизма.

26. Тема бессмертия поэта в лирике Горация: оды «Вознесусь на крыльях…» (II, 20) и «Создал памятник я…» (III,30). Традиция литературного «памятника» в античной и русской поэзии (Солон, Гораций, Овидий – Ломоносов, Державин, Пушкин). Чтение «Памятника» Горация наизусть.

27. Жизнь и творчество Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. Поэма «Метаморфозы »: ее содержание, построение, стиль. «Печальные элегии» и «Послания с Понта».

28. Художественная проза в греческой литературе («греческий роман») I - IV вв. Лонг «Дафнис и Хлоя». Сюжет романа, стиль, поэтика.

29. Художественная роза в римской литературе («латинский роман») II в. н.э. Луций Апулей «Метаморфозы, илиЗолотой осел». Аллегорический смысл сюжета, своеобразие жанра, поэтика контрастов, особенности стиля.

30. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха («Солон», «Перикл», «Демосфен и Цицерон»): мастерство художественной биографии, морализм, психологизм и монументальность в изображении героев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...