Тема: « Социальные процессы»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “Социология как наука, ее предмет и методы” Человек зачастую сталкивается с большим количеством сложных противоречивых ситуаций, в результате которых необходимо делать собственные выводы,принимать оптимальные решения. Это невозможно без знания основных социологических понятий, принципов и тенденций общественного развития. Социология – наука, изучающая общество и процессы в нем происходящие, от древнегреческого «социо» - общество, «логос» - наука. Предмет социологии: общество, социальные процессы, индивид, социальные институты, социальные взаимодействия и социальные движения… Значение знаний по социологии: 1. Помощь специалистам, ориентированным на взаимодействие с различными социальными группами и индивидами. 2. Помощь в управлении поведением людей, разрешении конфликтов, проведении реформ и инноваций на предприятии. 3. Изучение общественных явлений способствует умению применять власть, открытию новых альтернатив для принятия жизненноважных решений. Социологический анализ необходим: 1. При оценке политических предпочтений. 2. При подборе и расстановке кадров. 3. При оценке эффективности рекламной компании… Социология как наука возникла в 40-е-50-е г. XIX века в связи с развитием буржуазной формации и функционированием новых демократических органов власти (в первую очередь парламента). Понадобилось изучение общественного мнения и специальные кадры социологов, работающих на научной основе. Впервые термин социология появился в работе французского философа Огюста Конта «Курс позитивной философии» в 1842г. Конт считал, что социология должна помогать эволюционному развитию общества, без потрясений и революций.
Он считал, что социология должна состоять из двух частей: 1. Социальная статика – это изучение общества в определенный момент. 2 .Социальная динамика – это изучение общества в развитии. Принципы социологии: 1. Принцип всеобщности. Означает, что любой факт социальной действительности социология рассматривает как проявление всеобщей закономерности. 2. Принцип целостности. Любой факт рассматривается как часть целого процесса. 3. Принцип конкретности. Любой факт рассматривается в конкретном аспекте: региональном, национальном, половом, возрастном. Методы социологии: 1. Анализ документов. 2. Наблюдение. 3. Опрос. 3.1. Интервьюирование. 3.2. Анкетирование 4. Эксперимент Уровни социологического знания: 1. Эмпирический – это сбор фактов социальной действительности. (Фактография) 2. Теоретический – это осмысление фактографии. Необходимо сочетание двух уровней, т.к. теория без практики «мертва», а практика без теории «слепа». Общесоциологические теории: 1. Макросоциологическая – это изучение в первую очередь общества в целом,и лишь за тем индивида. 2. Микросоциологическая – это изучение индивида и межличностных отношений. Необходимо сочетание двух теорий. Впервые заслуга сочетания принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу, создавшим теорию коммунистического общества. Система исследовательских процедур: 1. Формирование гипотезы. 2. Формулирование цели и задач. 3. Использование методов. 4. Подготовка концепции решений. 5. Принятие решений.
. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Общество, как социокультурная система” «?» Общество – обособившаяся от природы часть материала мира… «?» Общество – это совокупность социальных групп, социальных институтов, индивидов.
Признаки общества: 1. «?» Территория, как географическое пространство. 2. «?» Устойчивость – это способность воспроизводить внутренние взаимосвязи.
3. «?» Социальная стабильность – развитие без кризисов, потрясений, глобальных конфликтов, гражданских войн… Черты зрелого общества: 1. «?» Автономность – это способность создавать условия: 1.1. Для реализации разумных интересов и потребностей индивидов. 1.2. Для самоутверждения и профессиональной деятельности. 1.3. Для приобщения к материальным и духовым ценностям. 2. «?» Самодостаточность – это способность существовать без внешних воздействий. 3. «?» Интегрирующая сила – означает, что общество приобщает каждое новое поколение к правилам и нормам поведения. 4. «?» Достаточно высокий уровень экономического развития. Классификация социальных систем: 1. Традиционное общество- 1.1. «?» Преимущественно аграрный тип хозяйства. 1.2. «?» Зачастую низкие темпы экономического развития. 1.3. «?» Низкая мобильность индивида. 1.4. «?» Традиции и обычаи подавляют индивида 2. Индустриальное общество- 2.1. «?» Наряду с сельским хозяйством развивается промышленность. 2.2. «?» Высокая мобильность индивида. 2.3. «?» Более высокие темпы экономического развития. 2.4. «?» Традиции и обычаи рационально сосчитаются с правом и свободой индивида. 3. Постиндустриальное общество- 3.1. «?» Технологическая революция с 70-х годов XX века (автоматизация производства, роботизация, появление различных систем связи, биогенетика и генная инженерная) 3.2. «?» Информационное общество. 3.3. «?» Вместе с тем существует опасность негативного влияния технократической элиты на гражданское общество. (Зомбирование, эффект 25 кадра…)
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ Тема: «Социальные процессы» Социальные процессы – это изменения, происходящие в обществе. (эволюция, революция, модернизация, модификация, трансформация …) Типы социальных процессов: «?» 1. Природные: 1.1. Истощение почв 1.2. Хищническое использование ресурсов 1.3. Загрязнение окружающей среды 1.4. Негативное влияние антропогенного и техногенного факторов на последствия природных катаклизмов. «?» 2. Демографические: 2.1. Перенаселенность в отдельных государствах 2.2. Смертность превышает рождаемость в отдельных государствах 2.3. Нелегальная миграция
3. Социально-политические: 3.1. Конфликты 3.2. Войны мировые и локальные 3.3. Революции (вооруженное восстание, мирные) «?» В целом процессы бывают либо стабилизационные, либо дестабилизационные.
Вопросы: 1. Почему в теме изучается “Природные процессы” 2. Как понять п.п. 1.4.? 3. Какие примеры можно привести, аргументируя п.п. 1.2; 1.4; 2.1; 2.2? 4. В чем “негатив” нелегальной миграции?
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|