Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: « Социальные процессы»




КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: “Социология как наука, ее предмет и методы”

Человек зачастую сталкивается с большим количеством сложных противоречивых ситуаций, в результате которых необходимо делать собственные выводы,принимать оптимальные решения.

Это невозможно без знания основных социологических понятий, принципов и тенденций общественного развития.

Социология – наука, изучающая общество и процессы в нем происходящие, от древнегреческого «социо» - общество, «логос» - наука.

Предмет социологии:

общество, социальные процессы, индивид, социальные институты, социальные взаимодействия и социальные движения…

Значение знаний по социологии:

1. Помощь специалистам, ориентированным на взаимодействие с различными социальными группами и индивидами.

2. Помощь в управлении поведением людей, разрешении конфликтов, проведении реформ и инноваций на предприятии.

3. Изучение общественных явлений способствует умению применять власть, открытию новых альтернатив для принятия жизненноважных решений.

Социологический анализ необходим:

1. При оценке политических предпочтений.

2. При подборе и расстановке кадров.

3. При оценке эффективности рекламной компании…

Социология как наука возникла в 40-е-50-е г. XIX века в связи с развитием буржуазной формации и функционированием новых демократических органов власти (в первую очередь парламента).

Понадобилось изучение общественного мнения и специальные кадры социологов, работающих на научной основе.

Впервые термин социология появился в работе французского философа Огюста Конта «Курс позитивной философии» в 1842г.

Конт считал, что социология должна помогать эволюционному развитию общества, без потрясений и революций.

Он считал, что социология должна состоять из двух частей:

1. Социальная статика – это изучение общества в определенный момент.

2 .Социальная динамика – это изучение общества в развитии.

Принципы социологии:

1. Принцип всеобщности. Означает, что любой факт социальной действительности социология рассматривает как проявление всеобщей закономерности.

2. Принцип целостности. Любой факт рассматривается как часть целого процесса.

3. Принцип конкретности. Любой факт рассматривается в конкретном аспекте: региональном, национальном, половом, возрастном.

Методы социологии:

1. Анализ документов.

2. Наблюдение.

3. Опрос.

3.1. Интервьюирование.

3.2. Анкетирование

4. Эксперимент

Уровни социологического знания:

1. Эмпирический – это сбор фактов социальной действительности. (Фактография)

2. Теоретический – это осмысление фактографии.

Необходимо сочетание двух уровней, т.к. теория без практики «мертва», а практика без теории «слепа».

Общесоциологические теории:

1. Макросоциологическая – это изучение в первую очередь общества в целом,и лишь за тем индивида.

2. Микросоциологическая – это изучение индивида и межличностных отношений.

Необходимо сочетание двух теорий. Впервые заслуга сочетания принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу, создавшим теорию коммунистического общества.

Система исследовательских процедур:

1. Формирование гипотезы.

2. Формулирование цели и задач.

3. Использование методов.

4. Подготовка концепции решений.

5. Принятие решений.

 

. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

ТЕМА:Общество, как социокультурная система”

«?» Общество – обособившаяся от природы часть материала мира…

«?» Общество – это совокупность социальных групп, социальных институтов, индивидов.

 

Признаки общества:

1. «?» Территория, как географическое пространство.

2. «?» Устойчивость – это способность воспроизводить внутренние взаимосвязи.

3. «?» Социальная стабильность – развитие без кризисов, потрясений, глобальных конфликтов, гражданских войн…

Черты зрелого общества:

1. «?» Автономность – это способность создавать условия:

1.1. Для реализации разумных интересов и потребностей индивидов.

1.2. Для самоутверждения и профессиональной деятельности.

1.3. Для приобщения к материальным и духовым ценностям.

2. «?» Самодостаточность – это способность существовать без внешних воздействий.

3. «?» Интегрирующая сила – означает, что общество приобщает каждое новое поколение к правилам и нормам поведения.

4. «?» Достаточно высокий уровень экономического развития.

Классификация социальных систем:

1. Традиционное общество-

1.1. «?» Преимущественно аграрный тип хозяйства.

1.2. «?» Зачастую низкие темпы экономического развития.

1.3. «?» Низкая мобильность индивида.

1.4. «?» Традиции и обычаи подавляют индивида

2. Индустриальное общество-

2.1. «?» Наряду с сельским хозяйством развивается промышленность.

2.2. «?» Высокая мобильность индивида.

2.3. «?» Более высокие темпы экономического развития.

2.4. «?» Традиции и обычаи рационально сосчитаются с правом и свободой индивида.

3. Постиндустриальное общество-

3.1. «?» Технологическая революция с 70-х годов XX века (автоматизация производства, роботизация, появление различных систем связи, биогенетика и генная инженерная)

3.2. «?» Информационное общество.

3.3. «?» Вместе с тем существует опасность негативного влияния технократической элиты на гражданское общество. (Зомбирование, эффект 25 кадра…)

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Тема: «Социальные процессы»

Социальные процессы – это изменения, происходящие в обществе. (эволюция, революция, модернизация, модификация, трансформация …)

Типы социальных процессов:

«?» 1. Природные:

1.1. Истощение почв

1.2. Хищническое использование ресурсов

1.3. Загрязнение окружающей среды

1.4. Негативное влияние антропогенного и техногенного факторов на последствия природных катаклизмов.

«?» 2. Демографические:

2.1. Перенаселенность в отдельных государствах

2.2. Смертность превышает рождаемость в отдельных государствах

2.3. Нелегальная миграция

3. Социально-политические:

3.1. Конфликты

3.2. Войны мировые и локальные

3.3. Революции (вооруженное восстание, мирные)

«?» В целом процессы бывают либо стабилизационные, либо дестабилизационные.

 

Вопросы:

1. Почему в теме изучается

“Природные процессы”

2. Как понять п.п. 1.4.?

3. Какие примеры можно привести, аргументируя п.п.

1.2; 1.4; 2.1; 2.2?

4. В чем “негатив” нелегальной миграции?

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...