ТЕМА : «Социальное взаимодействие и социальные движения»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Социальное взаимодействие (интеракция) – это процесс воздействия субъектов друг на друга, который зависит от прежних отношений и ожидаемых результатов. Уровни взаимодействия: 1. Микроуровень – это общение в кругу друзей, в семье 2. Макроуровень – это общение в рамках социального института и общества в целом Виды взаимодействия: 1. Вербальное (речевое, словесное) 2. Невербальное (жесты, мимика) 3. Физическое (рукопожатие, похлопывание, поцелуй) По типам взаимодействие бывает: 1. Экономическое 2. Политическое 3. Религиозное 4. Семейное… В целом взаимодействие бывает либо непосредственным (лицом к лицу), либо опосредованным ( телефон, Интернет). Когда взаимодействие в обществе нарушено, то возникает потребность в социальном движении. Социальное движение – это коллективная попытка достичь каких-либо целей через коллективные действия. Типы социальных движений: 1. Реформаторские – выступают за постепенные и прогрессивные изменения в обществе 2. Революционные – выступают за резкие и радикальные изменения в обществе 3. Утопические – выступают за построение идеального общества 4. Регрессивные – выступают за частичный или полный возврат к старым порядкам
К РАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Социальные конфликты и способы их разрешения” Социальный конфликт – противостояние (от лат. “столкновение”)
Анатомия конфликта: Потребности – духовные, материальные, физиологические…
Блокада - ситуация, когда невозможно реализовать потребности Фрустрация – переживание по поводу блокады
Агрессия – желание наступления для преодоления блокады
конфликт Типы конфликтов: 1. «?» Внутриличностный – это конфликт, связанный с какой-либо зависимостью или ролевой напряженностью.
2. «?» Межличностный – конфликт двух индивидов. 3. «?» Межгрупповой - конфликт, связанный с привлечением сторонников для облегчения действий в конфликте. 4. «?» Конфликт принадлежностей – это ситуация, когда индивид принадлежит двум враждующим сторонам конфликта. 5. «?» Конфликт с внешней средой – это ситуация с беглым, дезертиром, ситуация бойкота. Характеристики конфликтов: 1. Причины конфликтов 1.1. «?» Социальное и экономическое неравенство 1.2. «?» Политические и идеологические противостояния 1.3. «?» Противоречия на межнациональной и межрелигиозной почве 2. Длительность конфликта: 2.1. «?» Зависит от остроты конфликта и глубины причин 2.2. «?» Зависит от нежелания или неумения разрешать конфликт 3. Последствия конфликта: 3.1. «?» Интегративные последствия - положительные, когда достигается социальная справедливость. 3.2. «?» Дезинтегративные – это негативные последствия, когда разрушается социальная структура Способы разрешения конфликта: 1. Уклонение – это стремление уйти от конфликтной ситуации (“не будем спорить”, ”здравствуйте”, улыбка, добрый взгляд). 2. Сглаживание – поведение, основное на убеждении, что не стоит сердиться. 3. Принуждение – это когда одна сторона заставляет принять свою точку зрения другую сторону. 4. Компромисс – стороны идут на взаимные уступки. 5. Решения проблем – когда причина и повод конфликта устранены.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Социальная политика государства” Задачи социальной политики: 1. «?» Расширенное воспроизводство населения 2. «?» Социальная стабильность 3. «?» Гражданский мир и социальное согласие Негативные тенденции в России: 1. Смертность превышает рождаемость 2. Ухудшение здоровья населения 3. Рост численности негативных явлений · Преступность
· Наркомания · Проституция и т.д. Фундаментальные принципы социальной политики цивилизованного государства: 1. Социальные гарантии: 1. «?» На жилье 2. «?» На работу 3. «?» На доступное образование 4. «?» На доступное медицинское обслуживание 2. Социальная справедливость: 1. «?» Равные стартовые возможности 2. «?» Равная плата за равный труд 3. «?» Помощь малообеспеченным и нетрудоспособным (Пенсионеры, инвалиды, дети – сироты, многодетные семьи, родители – одиночки, студенты…)
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Предмет политологии” Предметом политологии является политика. «?» Политика – (от др.греческого polis – город, государство) это государственные или общественные дела, связанные с отношениями между классами и нациями (внешняя, внутренняя). «?» Главные вопрос политики: 1. Завоевание власти 2. Удержание власти 3. Использование власти Основы политики: Экономическая – собственность на средство производство, означает, что осуществляется в интересах собственников и власть имущих. Политическая – государство, означает, что в государство при помощи 3-х ветвей власти поддерживает порядок, выгодный собственникам и властьимущим «?» Идеологическая – идеи, означает, что в сознание людей внедряются идеи о том, что именно существующий порядок выгоден народу. Три главных политических режима: Демократия
Авторитаризм – режим, во главе, которого находится авторитетный лидер. · Господство исполнительной ветви власти · Одна партия, одна идеология · Если парламент сохраняется, то зачастую не избирается, а назначается и решающего голоса не имеет. · Основные методы руководства: приказы и команды · «?» Цензура Тоталитаризм – (от лат. Total – весь, полный, целый…) во главе государства вождь, лидер, фюрер …. · Полный контроль над обществом и личностью · Репрессии против собственного народа · Милитаризация государства (гонка вооружений)
· Цензура · Одна партия, одна идеология Задачи политологии: 1. Проникновение в суть и тайны политики 2. Анализ политических явлений 3. «?» Политическое образование – условие превращения общества из объекта манипуляции властей в коллективный субъект политики.
Составные части науки: 1. История политической науки 2. Политическая философия – изучает закономерности политических явлений 3. Политическая антропология и политическая психология – изучает поведение человека в политике 4. Политическая социология – изучает взаимодействие общества и политики Методы политологии: 1. Системный – изучает взаимосвязь политики с внешней средой: экономической, социальной, духовной сферами. 2. Диалектический – изучает все политические явления во взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. 3. Формализационный - сравнительно-сопоставительный. 4. Применяются общесоциологические методы + метод семиотики (знаковых систем) – графики, диаграммы…
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Субъекты политики” «?» Субъекты политики – это индивиды или объединение индивидов оказывающих постоянное влияние на объекты (в данном случае на политические реалии) Типы субъектов: 1. «?» Индивиды – это политические лидеры и политическая элита 2. «?» Государство 3. «?» Нация 4. «?» Политические партии и движения Характерные черты политического лидера: 1. «?» Наличие ясной политической программы 2. «?» Организаторские способности 3. «?» Ораторский талант 4. «?» Политическая интуиция 5. «?» Острый ум 6. «?» Высокий образовательный уровень Меры, направленные против деградации элиты: 1. «?» Работа средств СМИ 2. «?» Плюрализм 3. «?» Существование реальной оппозиции 4. «?» Разделение властей
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Политическая система общества (ПСО)” ПСО – это упорядоченная, на основе права, совокупность политических институтов и политических отношений. Структура ПСО: 1. «?» Политические институты-партии, движения, объединения 2. «?» Политическое сознание (активное, пассивное, индивидуальное, массовое)
3. «?» Политико – правовые нормы 4. «?» Политическая практика Системообразующей категорией в ПСО является политическая власть. Функции политической системы: 1. «?» Обеспечение власти и методов властвования (насильственные и ненасильственные, демократические, антидемократические) 2. «?» Политическая социализация (понимание, ориентирование и реализация индивида в политике) 3. «?» Интеграция общества и подавление конфликтов. Типология политических систем: 1. «?» В зависимости от исторического опыта и традиций 1.1.Командные ПСО с принудительных методов руководства 1.2. «?» Соревновательные, т.е. системы, в которой политическая жизнь строится в условиях борьбы двух, трёх ведущих партий. 1.3. «?» Социо-примирительные – направлены на гражданский мир и социальное согласие. 2. «?» В зависимости от характера господствующего политического режима 2.1. Демократические; 2.2. «?» Авторитарные; 2.3. «?» Тоталитарные. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ТЕМА: “ Власть и властные отношения” Власть – это особый тип отношений, характеризующийся способностями: 1. «?» Способностью одного субъекта оказывать влияние на другого, независимо от сопротивления последнего 2. Способность менять отношение людей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|