Тема 2. Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы.
З адание 1. Ответьте на вопросы.
Задание 2. Отметьте утверждения, не соответствующее действительности. 1. НОРМА – это… Ø Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка. Ø Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература. Ø Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность. Ø Для нормы характерны процессы нормализации и кодификации.
2. ВАРИАНТЫ – это… Ø Варианты - это формальные видоизменения одной и той же языковой единицы. Ø Варианты могут быть равноправными и неравноправными. Ø Равноправные варианты взаимозаменимы во всех ситуациях речи, независимо от стиля, времени и т.д. Ø Выделяют неравноправные варианты: стилистические, семантические, хронологические и абсолютные. Задание 3. Какая словарная статья говорит об императивных нормах, а какая – о диспозитивных? Выпишите из любых словарей по две словарные статьи на императивные и диспозитивные нормы.
1. Алфав И т (не алф А вит) 2. А вгустовский и август О вский 3. Лотер Е я (допуст. ТЭ), лотер Е и…, о лотер Е е. 4. Клипсы, -ов, ед. клипс, -а, муж. и кл И пса, -ы, жен. Род серег, прикрепляемых к мочке зажимом 5. Наверно и наверное. 1. наречие. Несомненно, верно, точно. 2. Вводное слово. По всей вероятности. 6. Отдыхать душой {сердцем}. Отдохнуть душой {сердцем}. Обретать душевный покой. 7. Шинель! 8. Дек А н (допуст. ДЭ), дек А на…, о дек А не. 9. Фьорд (фьё), -а, и фиорд, -а. Узкий, глубоко вдавшийся в берег морской залив со скалистыми берегами.
Императивные нормы:_____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Диспозитивные нормы:____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 4. Перечислите, какие пометы даются в различных словарях для указания на императивные или диспозитивные нормы. Императивные нормы ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Диспозитивные нормы______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Определите функцию ударения в данных парах слов. атл А с и А тлас __________________________________________________ О браза (Р.п. ед. числа сущ образ) и образ А (И.п. мн.числа)_______________ О зера и оз Ё ра ___________________________________________________ с О ли (Р.п. сущ. соль) и сол И (пов. накл. глаг.солить) ____________________ вод Ы и в О ды______________________________________________________ брон И ровать и брониров А ть ________________________________________ г О рода и город А __________________________________________________ И рис – ир И с ______________________________________________________ м О ря и мор Я ____________________________________________________ сел А (Р.п. ед. числа сущ. село) и с Е ла (от глаг. сесть) ____________________ Задание 6. Зачеркните слова с неправильным ударением. алфАвит – алфавИт, арАхис – арахИс, катАлог – кталОг, квАртал – квартАл, сАжень – сажЕнь, слИвовый – сливОвый, снАдобье – снадОбье, укрАинец – украИнец, дОговор – договОр, дОбыча – добЫча, диспАнсер – диспансЕр, дОсуг – досУг, докУмент – докумЕнт, жАлюзи – жалюзИ, Искра – искрА, фенОмен – феномЕн, щАвель – щавЕль, Эксперт – экспЕрт, ворожЕя – ворожеЯ, обеспЕчение – обеспечЕние, Оптовый – оптОвый.
Задание 7. Определите, в каких словах произносится ('Э), а в каких – ('О). Неправильный вариант зачеркните. В каких словах возможны оба варианта? Подчеркните их и запомните. Опека – опёка, афера – афёра, маневры – манёвры, пещера – пещёра, свекла - свёкла, недоуменный – недоумённый, нареченный – наречённый, белесый – белёсый, блеклый – блёклый, издевка – издёвка, желчь – жёлчь, береста – берёста, истекший – истёкший, издалека – издалёка, новорожденный – новорождённый, блеф - блёф. Задание 8. По орфоэпическому словарю проверьте произношение согласных перед Е в данных словах. В чем особенность? Запомните эти слова! Дезодорант, бизнесмен, лорнет, лотерея, маузер, маренго, менеджмент, новелла, сенбернар, сенсорный, сентенция, сессия, терапевт, стратегия, рейс. Задание 9. Подчеркните сочетания, в которых на месте ЧН невозможно фонетическое «ШН». Скучный день, вкусная яичница, старая перечница, удобный очечник, молочная кислота, круглый двоечник, сердечная мышца, сердечный друг, круглый отличник, коричневый цвет, устроить девичник, хорошая булочная, двуручная сумка, полуночница. Задание 10. Найдите слово, в котором написание и произношение согласных полностью совпадает. Праздник, лестница, сверстник, астма, солнце, лестный, страстный, честный, крестный, поздний, прелестница, костный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|