Тема 4. Морфологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Задание 2. Являются ли данные слова родовыми вариантами или это разные слова? Определите их значение по словарю.
З адание 3. Различаются ли по значению данные формы слов? Объясните.
Задание 4. Сопоставьте данные ниже формы множественного числа существительных. Можно ли сказать, что одна из форм является нарушением нормы? Объясните.
Задание 5. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа множественного числа существительных. Выделите существительные, допускающие вариантные формы множественного числа (проверьте по словарю). Диспетчер – диспетчеры – диспетчера крейсер – крейсера – крейсеры офицер – офицеры – офицера почерк – почерки – почерка торт – торта – торты лектор – лектора – лекторы ректор – ректора – ректоры слесарь – слесаря – слесари джемпер – джемперы – джемпера договор – договора – договоры катер – катера – катеры ветер – ветра – ветры вымпел – вымпелы – вымпела конструктор – конструктора – конструкторы доктор – доктора – докторы повар – повара – повары профессор – профессора – профессоры корректор – корректора – корректоры инженер – инженера – инженеры
шофер – шофера – шоферы
Задание 6. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа единственного числа существительных. Отметьте слова, допускающие вариантные формы. Валенки – валенок – валенка Туфли – туфель – туфля Ботинки – ботинок – ботинка Тапки – тапок – тапка Ласты – ласт – ласта Тапочки – тапочек - тапочка Катакомбы – катакомб – катакомба Унты – унт – унта Сандалии – сандалий – сандалия Сандалеты – сандалет - сандалета
Задание 7. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных. 1. Трое юношей и трое девушек нашего факультета приняли участие в конкурсе бальных танцев. 2. Библиотека института ежегодно пополняется тремстами - четеремстами книгами. 3. Олимпиада в Сочи состоится в двух тысяча четырнадцатом году.
4. На нашем факультете учатся около пятьсот сорок два студента. 5. Засеяно около семьсот пятьдесят четырех гектаров земли. 6. До начала экзаменов оставалось около полтора учебного месяца. 7. По обоим сторонам реки были непроходимые леса. 8. Не хватает около сто девяносто тысяч подписей в поддержку кандидата. 9. Великая Отечественная война закончилась в мае тысячу девятисот сорок пятого года.
Задание 8. Зачеркните глагольные формы, не соответствующие литературной норме. Какие глаголы допускают двоякую форму? Хныкает – хнычет машет - махает щипает – щиплет исчез – исчезнул мяукает – мяучит кудахтает-кудахчет езжай – ехай кладу – ложу полощет – полоскает намок – намокнул Задание 9. Определите причину отклонения от морфологических норм.
Самостоятельная работа Задание 1. Определите по словарю значение и родовую принадлежность данных слов. Согласуйте с ними прилагательное.
Задание 2. Проверим грамотность! Вставьте вместо точек Ы или И.
Без…мянный, сверх…нтересный, с…грать, без…дейный, без…нициативный, без…сходность, меж…нститутский, пан…сламизм, раз…скать, из…сканность, от…грать. Задание 3. Поработаем со словарем! Установите соответствие между словом и его значением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|