Общие моменты, характерные для творчества
Хотя творчество в разных областях деятельности протекает по-разному, оно всегда характеризуется наличием единых общих моментов. Прежде всего никакой творческий подход невозможен без глубоких знаний в данной области, без накопления большого багажа, без огромной предварительной работы, обдумывания, вынашивания идеи и т. п. Творческое решение любой задачи требует большого подготовительного этапа работы. Известно, как много, долго большие артисты, художники копят материал, из которого потом создаются высокохудожественные образы, замечательные картины, скульптуры. Творчество невозможно без подготовительного этапа, во время которого накапливается материал для будущей работы. Поэтому работа певца над каким-либо образом или художественным произведением начинается с ознакомления с различными материалами об эпохе, данном персонаже, о данном произведении, композиторе, авторе текста. Все это обогащает фантазию, будит мысли, рождает замыслы, заставляет брать из запаса жизненных наблюдений те, которые смогут служить кирпичами для будущего здания. Творчество всегда предполагает не только сбор материала, но и значительные интеллектуальные усилия. Человек творческий постоянно сосредоточен своим вниманием, своим сознанием на предмете творчества. Это входит у него в привычку и постепенно начинает совершаться почти автоматически. Певец, занятый другим делом, ловит себя н'а мысли, что он внутри все время что-то поет, ищет какие-то интонации, повторяет какие-то привязавшиеся музыкальные фразы из того или иного произведения и т. п. Поэт постоянно мысленно рифмует, пишет стихи, а композитор оперирует музыкальным материалом. i
Однако эта привычная занятость любимым делом, принимающая характер автоматизма, на этой стадии подсознательной деятельности останавливается. Найденные находки затем с полным включением сознания обрабатываются, переделываются, шлифуются и, в зависимости от общей идеи замысла, входят или не входят в окончательный вариант. Ф. М. Достоевский писал: «Когда пишу что-нибудь, то думаю об этом' и когда обедаю, и когда сплю, и когда с кем-нибудь разговариваю» 1. П. И. Чайковский в письме к фон Мекк от 24 июня 1878 года пишет: «Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама,собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, происходит в той области головы моей, которая отдана музыке. Иногда это бывает какая-то подготовительная работа, то есть отделываются подробности голосоведения какого-нибудь перед тем проектированного кусочка, а в другой 1 Цит. по учебнику «Психология». Учпедгиз. М., 1962, стр. 343. раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль, и стараешься поудержать ее в памяти» *. Творчество — это всегда огромный труд, труд сознательный, обычно связанный с большим волевым усилием. Только через постоянный, целеустремленный труд создаются значительные явления во всех областях человеческой деятельности. Замечательно сказал о важности труда для творчества П. И. Чайковский. «Работать нужно всегда,— пишет он, — и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься — я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы»2.
То же говорил и Ф. И. Шаляпин, на которого любят ссылаться некоторые молодые певцы как на пример человека вдохновения, замечательного таланта, которому все давалось просто и легко. «Я вообще, — пишет он, — не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески... Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог и работал»3. О важности огромного всепоглощающего труда на всех этапах творчества говорят все выдающиеся представители искусства и науки. Вдохновение является особым состоянием, во время которого человек с чрезвычайной полнотой погружается в процесс творчества как своим сознанием, так и своими чувствами. Писатели, художники и музыканты в состоянии вдохновения ярко переживают все эмоциональные состояния, через которые проводят своих персонажей. Известно, что П. И. Чайковский плакал, когда писал сцену гибели Германа в опере «Пиковая дама», а Флобер ощущал во рту вкус мышьяка, когда писал сцену отравления мадам Бовари. Общеизвестны елова А. С. Пушкина «...над вымыслом слезами обольюсь». Однако глубокое эмоциональное переживание отнюдь не исключает сознательности. Наоборот, сознание в состоянии вдохновения 1 П. И. Чайковский. О композиторском творчестве и мастерстве. М., 2 Цит. по учебнику; Б. М. Теп л о в. Психология. М., Учпедгиз, 1953, 3 «Ф. И. Шаляпин». Двухтомник, т. I, стр. 253—254. максимально обострено, внимание собрано, мысли кристально чисты, память активна, ясна. Вдохновение харктери-эуется высочайшей активностью нервной деятельности, где содружественно работают и интеллектульная и эмоциональная сферы. Однако это состояние вдохновения, в котором родились многие замечательные страницы книг, высокохудожественные полотна живописцев, блестящие озарения ученых, открывавших новые законы и т. п., хотя и характерно для творческого процесса, но не обнимает его в целом. Творчество не сводится к состоянию вдохновения. Творчество — это прежде всего труд, постоянная целеустремленная работа, озаряемая вспышками вдохновения. Как мы уже говорили, само вдохновение рождается из труда. Нельзя пассивно ждать вдохновения. Чем интереснее для человека творческая задача, чем больше он влюблен в свое дело и отдается ему целиком, тем скорее и чаще это состояние возникает.
Творчество певца У людей разных специальностей творческий процесс протекает по-разному, но указанные общие моменты в тех или иных вариантах присутствуют всегда. Искусство певца действенно и впечатляет только тогда, когда ясна идея, замысел и когда она воплощена в яркой эмоциональной и технически совершенной художественной форме. Таким образом, певец всегда должен сочетать в | своем исполнении рациональное и эмоциональное начало — I мысль и эмоцию. Д. Дидро в «Парадоксе об актере» так говорит об этом: «Ак '' Как мы видим, для того чтобы быть совершенным артистом»! необходимо развивать и рациональную, и эмоциональную сферы! и в совершенстве владеть техникой. Для этого певец должен! приучить себя как к постоянному накоплению материала для|| 1 Д. Дидро. Парадокс об актере, т. V, «Academia», 1938, стр. 21. а 2 В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VIII, изд. АН|1 творчества, так и к постоянному труду в этой области. Развитие наблюдательности, запоминания явлений, фактов, эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи, развитие интеллектуальных способностей обязательны для певца. Приобретение широкого кругозора, выработка ясного мировоззрения, и отсюда эстетических взглядов, — также необходимы певцу. Ведь сознание в процессе творчества будет отбирать материал для будущих образов исходя из отношения певца к действительности, из его 'мировоззрения, эстетического вкуса. Творческая фантазия не есть фантазирование вообще. Работа воображения в процессе творчества направляется сознанием, которое в свою очередь действует согласно эстетическим взглядам художника, согласно его мировоззрению.
Именно идейность делает творчество глубоким, значительным. Советский исполнитель-певец в своей творческой деятельности исходит из материалистического, марксистско-ленинского понимания жизни общества, природы, людей. Поэтому в отборе материала для создания образа, в средствах для его выполнения он естественно выделит то, что социально значимо, что показывает данное явление как выражение определенных общественных отношений. Например, образы Онегина, царя Бориса, князя Игоря для советского артиста, режиссера, дирижера не могут быть просто абстрактными фигурами пресыщенного, скучающего барина, преступника-царя или благородного князя. Они обязательно будут трактоваться как порождение определенных общественно-исторических условий |жизни людей, с рельефным показом тех сторон образа, в которых эта общественная обусловленность особенно ярко проявляется. Глубокая идейная насыщенность, глубокое проникновение в стиль, в замысел композитора И яркое воплощение — все это характеризует наших выдающихся отечественных музыкантов-исполнителей и приносит им заслуженные лавры на международных конкурсах. Когда певец знакомится с произведением, с ролью, у него еще нет ясного исполнительского замысла, идеи, плана. По мере развития творческого воображения, на основе предыдущего опыта и в соответствии с эстетическим мировоззрением, замысел возникает вначале в очень общем виде. Затем он перерабатывается сознанием, изменяется, дополняется различными наблюдениями, деталями и догадками. Такой аналитический период работы над образом, где один вариант исполнения борется с другим, где возникают новые идеи, где в равной мере работает сознание, воображение и интуиция, — обязателен для работы над произведением. В результате большой умственной творческой работы от первичного замысла остается лишь то, что было в нем действительно ценного, остальное же лишнее, мало характерное и ложное отбрасывается. Затем замысел дополняется нужными и важ-
ными деталями, иногда вовсе перерабатывается и принимает, наконец, законченный вид. У исполнителя этот процесс является не только поиском интеллектуальным— здесь работает не только память и воображение, но и поиском выразительных средств, т. е. действенным поиском. Варианты динамики, темпа, строение фраз, интонации, акценты, игра тембров, слово — все это требует своего нахождения для наиболее полного воплощения замысла. Поэтому аналитический период включает в себя многочисленные пробы исполнения, где певец отбирает нужное и отбрасывает ■ложное или менее характерное и наконец приходит к окончательному варианту. Но замысел исполнения и те образы, которые при этом возникают у творческого человека, меняются, в соответствии с этим поиск выразительных средств бывает бесконечным. У творца поиск лучшего часто длится всю жизнь. Известно, например, что Ф. И. Шаляпин всю жизнь искал наиболее совершенного воплощения Мефистофеля в «Фаусте» Гуно и, хотя создал незабываемый образ, всегда был им неудовлетворен. Он признавался, что это одна из самых больших неудовлетво-ренностей в его жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|