Общий уровень развития мыслительных операций
Высокий уровень – 65 - 59 баллов. Выше среднего - 58 - 46 баллов. Средний уровень - 45 - 32 балла. Ниже среднего - 31 - 19 баллов. Низкий уровень - 18 и меньше баллов. Качественная обработка Дается краткое описание каждого уровня развития операций мышления.
Субтест 1. Синтез. Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность к мысленному воссоединению целого из частей Выше среднего – ребенок способен к мысленному воссоединению целого из частей. Средний уровень – в простых вариантах ребенок выполняет задание, однако в сложных вариантах у ребенка возникают трудности при мысленном воссоединении целого из частей, Ниже среднего – у ребенка всегда возникают трудности при мысленном воссоединении целого из частей. Низкий уровень – у ребенка не сформирована способность к мысленному воссоединению целого из частей.
Субтест 2. Классификация. Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность логически мыслить и устанавливать существенные связи между предметами и явлениями. Выше среднего – ребенок способен логически мыслить, но у него возникают некоторые затруднения в установлении сложных существенных связей между предметами и явлениями. Средний уровень – ребенок не всегда устанавливает существенные связи между предметами и явлениями. Ниже среднего – у ребенка всегда возникают трудности в установлении существенных связей между предметами и явлениями. Низкий уровень – ребенку трудно логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.
Субтест 3. Аналогии. Высокий уровень – ребенок осуществляет логический выбор связей между понятиями, последовательно выявляет существенные признаки для установления простых и сложных аналогий.
Выше среднего – ребенок способен осуществлять логический выбор связей между понятиями, последовательно выявлять существенные признаки для установления простых аналогий. Возникают некоторые затруднения при выявлении существенных признаков для установления сложных аналогий. Средний уровень – ребенок осуществляет логический выбор связей между понятиями, последовательно выявляет существенные признаки для установления простых аналогий, однако, возникают затруднения в сложных вариантах. Ниже среднего – ребенку трудно устанавливать связи между понятиями, выявлять существенные признаки для установления простых аналогий. Не способен выявлять существенные признаки для установления сложных аналогий. Низкий уровень – ребенок достаточно трудно устанавливать логические связи между понятиями, выявлять существенные признаки для установления простых и сложных аналогий.
Субтест 4. Обобщение. Высокий уровень – ребенок легко формулирует понятия на основе анализа нескольких примеров, запоминает схемы рассуждения. Выше среднего – ребенок способен формулировать понятия на основе анализа нескольких примеров, запоминать схемы рассуждения, однако, возникают некоторые затруднения при выполнении сложных вариантов. Средний уровень – в сложных вариантах ребенок испытывает затруднения при формулировании понятия на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения. Ниже среднего – ребенок испытывает затруднения при формулировании понятия на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения, как в простых, так и в сложных вариантах. Низкий уровень – ребенку достаточно трудно формулировать понятия на основе анализа нескольких примеров, запоминать схемы рассуждения.
Субтест 5. Математическая систематизация. Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность использовать существенные признаки предметов для построения системы. Выше среднего – у ребенка возникают незначительные затруднения при использовании существенных признаков предметов для построения системы. Средний уровень – ребенок способен использовать существенные признаки предметов для построения системы в простых вариантах, однако, испытывает трудности в сложных. Ниже среднего – ребенок испытывает трудности в использовании существенных признаков предметов для построения системы как в простых вариантах, так и в сложных вариантах. Низкий уровень – ребенку достаточно трудно использовать существенные признаки предметов для построения системы.
Субтест 6. Гибкость – инертность мышления. Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую. Выше среднего – ребенок способен осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую, испытывает некоторые затруднения в выполнении сложных вариантов. Средний уровень – у ребенка возникает некоторые затруднения при переходе от прямого способа действия к обратному, переводе из одной формы в другую. Ниже среднего – ребенок испытывает трудности при переходе от прямого способа действия к обратному, переходе из одной формы в другую. Низкий уровень – ребенку достаточно трудно осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую.
Бланк фиксации результатов Исследования умственного развития Класс__________________________________________________________________ Классный руководитель__________________________________________________ Дата проведения_________________________________________________________
Ф.И.О. ученика |
Кол-во набранных баллов по субтестам |
Общее Кол-во баллов |
Уровень | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||
16. | |||||||||||||||||
17. | |||||||||||||||||
18. | |||||||||||||||||
19. | |||||||||||||||||
20. | |||||||||||||||||
Средний показатель по каждому субтесту (общее количество набранных баллов делится на количество учеников) |
педагог-психолог _____________________________________________________
|
|
С в о д н а я т а б л и ц а
|
|