24. Специализированные учреждения ООН.
24. Специализированные учреждения ООН. По своей юридической природе они являются межправительственными организациями универсального характера, имеющими специальную компетенцию и поставленными в правовую связь с ООН, проявляющуюся в том, что они координируют свою деятельность в торговой, экономической, социальной областях, сотрудничают при реализации компетенции в этих сферах, выступают с докладами на заседаниях ЭКОСОС, по которым принимаются общие резолюции, предлагают проекты конвенций по экономическим и социальным вопросам, которым дается оценка и затем они передаются на обсуждение Генеральной Ассамблеи.
Признаки Специализированных учреждений ООН:
1) межправительственная организация;
2) широкая ответственность в рамках учредительных актов;
3) сотрудничество в специальных областях (экономической, социальной, культурной, гуманитарной);
4) Связь с ООН.
В настоящее время имеется 17 Специализированных учреждений ООН. Правовая связь их с ООН оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОСом с ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей. Связь Специализированных Учреждений с ООН направлена на обеспечение деятельности этих организаций в соответствии с целями и принципами ООН, Специализированные учреждения ООН можно разделить на следующие 7 групп:
1) организации социального характера (МОТ, ВОЗ);
2) организации культурного характера (ЮНЕСКО, ВОИС);
3) экономические организации (ЮНИДО);
4) финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК);
5) организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД);
6) организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);
7) организации в области метеорологии (ВМО).
25. Источники международного права. Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников международного права, по этому вопросу существует соглашение, участниками которого является большинство государств мира. Это – Статут Международного суда ООН, ст. 38 которого, гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяют:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
Все источники международного публичного права разделяют на две основные группы: основные и вспомогательные.
К первой группе относятся: международный договор и международный обычай, ко второй: некоторые решения международных организаций, решения международных судов, арбитражей, судебные прецеденты.
Итак, главный источник международного права – международный договор. Международный договор – правовая форма сотрудничества между государствами, соглашение между ними, закрепляющее предмет договора, права и обязанности сторон обязательства их по отношению друг к другу и по отношению к третьей стороне, а также гарантии соблюдения этих обязательств, способы защиты интересов сторон и меры ответственности за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение обязательств.
Договор может закреплять любые формы сотрудничества в различных сферах. Международный договор – это всегда соглашение сторон (кроме Джентльменских соглашений). Главным источником среди действующих источников является Устав ООН 1945 г. Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения международного договора, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях. Следующий источник
международный обычай – это молчаливо признанное, сложившееся в результате длительного применения правило поведения субъектов международного права, возникшее в сфере международных отношений и признанное или санкционированное государством.
Признаки международного обычая:
1) норма устная и неписаная;
2) складывается в результате длительного применения;
3) правило, которое формируется только между субъектами международного права;
4) правило должно быть в рамках предмета правового регулирования международного права;
5) должно быть признано и санкционировано государством (может выражаться в односторонних действиях государства, в ноте, заявлении и т. д. ).
В прошлом международное право долгое время существовало почти полностью как обычное право и только позже стали разрабатываться договорные нормы. На сегодняшний день дипломатический протокол и этикет полностью действует как обычные нормы международного права, при этом они соблюдаются более надежно, чем договорные нормы (важен авторитет и статус государства). Также много обычаев в международном морском праве ( салют иностранного судна при мирном проходе в случае национального праздника в стране). Основания повышения роли международных обычаев как источников международного права в современных условиях:
1)в условиях, когда существует так много государств, очень сложно собрать их представителей на международную конференцию для разработки и заключения договоров;
2) поскольку у государств имеются самые разные национальные интересы, очень трудно выработать единую позицию;
3) для экономически отсталых стран часто невозможно найти средства для финансирования и обеспечения работы своих представителей;
4) договоры проходят ряд официальных стадий и этапов в процессе заключения (а это требует затрат времени и средств);
5) многие договоры вступают в силу с опозданием или вообще не вступают.
Источником международного права являются решения некоторых межправительственных организаций, в частности ООН. Обязательными к исполнению всеми государствами членами ООН являются революции Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся бюджетно-финансовых вопросов ООН и её структуры. Нормативный характер имеют и резолюции Совета безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Такие резолюции обязательны к соблюдению как для членов, так и для не членов ООН. В нормотворческом процессе участвуют и специализированные учреждения ООН (Международная организация труда, Международная морская организация), разрабатывающие конвенции, технические правила, нормы и стандарты, которые после их надлежащего вступления в силу становятся источником международного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|