§5. Чувства и эмоциональные состояния
Психологическое введение. Существует практически всеобщее согласие относительно того, что мы называем ощущением, восприятием, представлением. мышлением, а также, возможно, инстинктивным влечением и волевым актом. Что касается термина и понятия «чувство», то здесь все еще царит неясность. Мы все еще не можем быть вполне уверены, что имеется в виду под словом «чувство» в каждом отдельном случае. Обычно термином «чувство» обозначается любое событие психической жизни, которое явно не может быть отождествлено с осознанием объективной реальности, инстинктивным побуждением или волевым актом. Существует тенденция называть «чувствами» любые неразвитые. неопределенные психические проявления – все то, что неосязаемо и неуловимо, не поддается анализу, для чего мы не можем подобрать другого названия. Можно чувствовать безразличие; можно чувствовать, что где‑ то допущена ошибка. Можно чувствовать, что комната слишком мала; что все понятно, можно чувствовать себя не в своей тарелке и т. п. Весь этот разнородный набор данных. которые мы называем «чувствами», до сих пор не был удовлетворительно проанализирован с психологической точки зрения. Мы не знаем, в чем именно состоит базовый элемент (или набор элементов) чувства, и мы не умеем их классифицировать – при том, что для ощущений базовые элементы хорошо изучены и систематизированы. Существует очень мало научных исследований, посвященных чувствам; они будут упомянуты ниже. С другой стороны, существует обширная литература по патологическим феноменам, относящимся к осознанию объектов внешнего мира, а также по извращениям в сфере влечений. Не вполне понятно, с чего следует начинать разработку данной проблематики. Тем не менее психологи уже заложили определенную основу для анализа чувств, и ведущие школы могут обеспечить нам определенную ориентацию и методологию для оценки того, что уже удалось установить. Подробный анализ разнообразных типов чувств приведет лишь к массе банальностей. Поэтому прежде всего мы рассмотрим различные подходы к классификации чувств.
1. Феноменологическая к. лассификация согласно различным способам существования чувств. Различаются: (а) Чувства, представляющие собой аспекты сознательной личности и определяющие «Я»: они противопоставляются чувствам, окрашивающим наше осознание объектов внешнего мири (например, моя собственная тоска, противопоставленная тоскливому облику пейзажа) (Гайгер [Geiger]). (б) Чувства, которые до известной степени могут быть сгруппированы в пары противоположностей. Например, Вунлт различает удовольствие и неудовольствие, напряженность и расслабленность, возбуждение и покой. Есть и другие противоположности: глубокие и поверхностные чувства (Lipps): возвышенное чувство, потрясение, глубокая скорбь и досада, чувство комического. (в) Чувство либо не имеет объекта и является просто лишенным содержания состоянием, либо направлено на какой‑ либо объект и в этом случае соответствующим образом классифицируется. 2. Классификация согласно объекту чувства (Meinong, Witasek). Противопоставляются воображаемые чувства, направленные на нечто предполагаемое, и действительные чувства, направленные на реально существующие объекты. Чувства, связанные с качественной оценкой, могут быть направлены на самого чувствующего или на другого человека; они могут быть положительными или отрицательными (гордость – смирение, любовь – ненависть). Любая классификация по содержанию (общественные, патриотические, семейные, религиозные чувства и т. д. ) ведет не столько к систематизации самих чувств, сколько к систематизации бесчисленных элементов содержания, к которым могут относиться чувства, связанные с качественной оценкой. В распоряжении языка есть бесчисленные возможности для данной цели, но они приспособлены скорее для конкретного описания, а не для общего феноменологического анализа.
I. Kлассификация согласно источнику. Эта классификация проводится согласно различным уровням психической жизни: различаются локализованные чувства‑ ощущения, чувства, испытываемые телом в целом (витальные чувства, Vitalgefiihie), душевные чувства (грусть, радость и т. д. ), духовные чувства (блаженство и т. д. ) (Шелер [Scheler], Курт Шнайдер). 4. Классификация сог. ласно биологической цели, то есть жизненной значимости чувства: например, приятные чувства выражают успех, тогда как неприятные – неудачу в достижении биологических целей. 5. Частные чувства, направленные на отдельные объекты или частные аспекты целого, отличаются от всеобъемлющих чувств, в которых отдельные элементы сливаются в некие временные целостности, называемые состоянилии чувств (Gefiihizustande). Эти состояния чувств характеризуются по‑ разному; например. существуют состояния раздражения, состояния обостренной чувствительности. состояния повышенной или пониженной возбудимости. Чувство «полноты жизни» возникает на основе органических ощущений как выражение вигального состояния, стремлений, потребностей, склонностей и органической предрасположенности в целом. 6. Старая и полезная классификация чувств, аффектов и настроений основывается на различиях в интенсивности и длительности. Чувства – это единичные. особенные, радикальные душевные движения. Аффекты – это мгновенные и многосоставные эмоциональные процессы высокой степени интенсивности. сопровождаемые заметными проявлениями в сфере соматического и оказывающие продолжительное воздействие на соматические функции. Настроения – это длительные душевные состояния или расположения духа. придающие эмоциональную окраску всей психической жизни. 7. Чувства отличаются от ощущений. Чувства – это состояния «Я» (печальные или радостные): ощущения – это элементы восприятия окружающей действительности и собственного тела (зрительные, слуховые, температурные, органные ощущения). Существует обширная шкала ощущений: от чисто объективных до чисто субъективных. Зрение и слух всецело связаны с объектами внешнего мира, тогда как органические ощущения, витальные ощущения, ощущения положения в пространстве и равновесия относятся преимущественно к субъективным физическим состояниям. Между этими двумя полюсами мы обнаруживаем ощущения, относящиеся одновременно и к физическим состояниям, и к объектам внешнего мира: осязательные, вкусовые, обонятельные. Голод. жажда, усталость и половое возбуждение представляют собой ощущения (элементы телесных восприятий) и одновременно чувства (в форме удовольствия или неудовольствия). Следовательно, можно говорить о чувствах‑ ощущениях l Gefuhlsempfindungen) (Stumpf). Физические ощущения, подобно чувствам, входят в состав инстинктивных влечений: так, голод побуждает к еде, усталость – к отдыху, сексуальное возбуждение – к контакту. Таким образом, ощущение, чувство, аффект и влечение составляют единство.
Классифицируя аномальные состояния чувств, мы должны прежде всего различать: (1) аномально преувеличенные и специфически окрашенные эмоциональные состояния, понятным образом проистекающие из определенного переживания; (2) эндогенные аффективные состояния. недоступные нашему пониманию и являющиеся нам в качестве самодостаточной, нередуцируемои психологической реальности. Попытки объяснения таких состояний в лучшем случае указывают на источники вне сознания (соматические процессы, фазы, периоды и т. п. ). Это может помочь нам отличить, к примеру, нормальную тоску по дому от преувеличенной, но понятной тоски по дому (которая у девушек, впервые покинувших родительский дом, иногда приводит к вспышкам бессмысленной ярости), а обе эти разновидности – от депрессии, не обусловленной какой‑ либо внешней причиной, но субъективно интерпретируемой как тоска по дому. Аномальные всеобъемлющие состояния чувств представлены богатой терминологией, в которую входят печаль, тоска, веселость, радость, «мировая скорбь» и т. п. Известно также несколько типичных состояний: бьющая через край веселость при гипомании, тоскливое настроение при депрессии, эйфория и самодовольная безмятежность при прогрессивном параличе, бессмысленное, экзальтированное веселье при гебефрении. Оставляя в стороне множество тривиальных состояний чувств, мы считаем своим долгом указать лишь на наиболее типичные и интересные феномены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|