На основе вышеизложенного подхода можно предложить следующую системную классификацию больших многомерных пространств:
Центрированные (имперские) на основе идеократии (идеи-силы).
Центрированные на основе теократии, веры в Бога. Когда сохраняется вера (центр в душе), государство может успешно трансформироваться в результате геополитического распада. В бездуховном пространстве, пронизанном радиацией воинствующего атеизма, более вероятен переход к хаосу.
Эксцентрированные, открытые к внешнему миру. Древняя Греция (центр везде, периферия — нигде). Природная структура Мирового океана.
Расколотые (разорванные) пространства. Например, когда элита ориентируется на западные ценности, а народ сохраняет устоявшийся культурно-генетический код.
Периферийные (разбегающиеся) пространства. Отсутствие веры (центра в душе). Большие экономические пустыни.
Рубежные пространства с неустойчивым культурно-генетическим кодом, в том числе трансформирующиеся, взрывающиеся, деградирующие и наступающие пространства.
Поглощенные пространства.
Большие многомерные пространства мировых цивилизаций характеризуются устойчивыми культурно-генетическими кодами и архетипами, доминирующей ролью менталитета и нравственных ценностей в противостоянии внешним Вызовам. Для того, чтобы исследовать многомерность требуется выделить функциональные типы Больших пространств, часть которых нашла отражение в геополитических концепциях:
Большие пространства «от моря до моря» (Семенов-Тян-Шанский) преодолевают ограниченность традиционного геополитического подхода к противостоянию Моря и Континента. Эффективность этой модели особенно наглядно демонстрируют Соединенные Штаты Америки, создавшие два полюса экономического и технологического развития на атлантическом и тихоокеансокм побережьях. Российская/Советская империя не смогла создать эффективное геоэкономическое пространство «от моря до моря».
Большие пространства между мировыми цивилизациями, как свидетельствует история, рождались в результате политической воли великих полководцев. Эти большие пространства выполняли роль преференциальных трансконтинентальных коридоров для товаров, идей и информации. Например, Великий шелковый путь и Великая Евразийская степь между мировыми цивилизациями.
«Экономическая автаркия больших пространств» Фридриха Листа включает несколько государств, объеденных общей протекционистской политикой в отношении отечественного производителя и таможенным союзом. Трансформация национального хозяйства в мировой рынок наиболее эффективна через промежуточный этап (таможенный союз).
Большое Пространство Карла Шмитта объединяет несколько держав в единый стратегический блок. Это упорядоченное пространство (Номос) является прообразом многомерного коммуникационного пространства, однако лишенного представлений о созидательной рубежной энергетике. В основу Большого пространства положен принцип имперской интеграции на основе идеи-силы. В современных международных отношениях идяя Шмитта прослеживается в тенденции создании государств-цивилизаций с доминирующей либерально-демократической или конфуцианской идеей (Американская цивилизация, Объединенная Европа, Большой Китай).
«Общий рынок» — единое экономическое пространство нескольких государств со свободным без ограничений перемещением товаров между странами-участниками объединения. Эту модель большого пространства демонстрирует Европейский Союз.
«Большие пространства» этнического предпринимательства становятся сопоставимыми по своему воздействию на мировой рынок с национальными экономиками. Формируются глобальные этнические торговые системы. Большой Китай, включающий диаспору, под девизом «Китайцы всех стран, соединяйтесь!» превращается в одного из крупнейших игрока на мировом рынке.
«Большие пространства» криминальной экономики (торговля наркотиками, крадеными автомобилями, древними ценностями и живым товаром). Здесь роль транскорпорационных отношений выполняем международная мафия, среди которой выделяются китайские триады.
Большие конфессиональные пространства мировых религий.
Большие демографические пространства с огромным внутренним рынком. К ним относятся самодостаточные Китай и Индия. Если эти государства станут мировыми державами, придется пересмотреть многие теории международного разделения труда.
Большое пространство американской массовой культуры оказывает большое влияние на мировой социум. Массовая культура не требует определенного образовательного уровня и рассчитана в основном на зрительное и слуховое восприятие путем воздействия на подсознание человека. Это все больше отделяет эмоциональное восприятие от морального и информационного и в конце концов представляет угрозу для культурно-генетического кода других цивилизаций.
В отличие от «Больших пространств» традиционной и новой геополитики (военно-политического и экономического), теория БМП акцентирует внимание на цивилизационное или «имперское» идеократическое пространство с селективной открытостью к внешнему миру. Теория БМП способствует преодолению географического и экономического детерминизма традиционной и новой геополитики за счет набора базисных факторов, создающих рубежную энергетику эффективного геопространства.