Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрытие понятия «семья». Причины неполных семей




ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ,ЕГО ВЛИЯНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.

1.1.Раскрытие понятия «семья». Причины неполных семей

1.2.Психологическая характеристика дошкольного возраста

1.3.Отношения детей с родителями в полных и неполных семьях

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Материалы и методы исследования

2.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Введение

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной.

Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношении родителей к нему. И.В. Дубровина в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.

Наблюдения по данной работе проводилось с детьми дошкольного возраста. Для этого было сформировано 2 группы детей из полных и неполных семей. В группе из полных семей было 18 детей,из неполных 14,в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду «Дельфин».

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1)Рисунок семьи;

2)Методика Рене Жиля;

3)Метод опроса.

Актуальность темы о рассмотрении отношения к семье детей из неполных семей, влияющих на становление личности ребенка в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим я решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности отношения детей из неполных семей к семье в целом;

Объект исследования -отношения детей из неполных семей к семье в целом;

Предмет исследования- особенности отношения к семье у дошкольников из неполных семей;

Выдвинута гипотеза о том, что восприятие семьи дошкольниками из неполных семей ниже, чем их сверстников из полных семей.

ГЛАВА 1. ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ,ЕГО ВЛИЯНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.

Раскрытие понятия «семья». Причины неполных семей

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

К причинам неполный семей можно отнести современные тенденции развития семьи и к большому сожалению они включают в себя увеличение числа людей, не стремящихся иметь полноценную семью, а также резкое падение количества заключаемых браков и увеличение разводов, с рождением внебрачного ребенка. Но еще грустнее, когда неполная семья возникает в связи с вдовством родителя. Такие типы неполных семей особо нуждаются в понимании и поддержке общества.

Сегодня довольно часто молодые родители в порыве эмоционального состояния сразу бегут разводиться, то-есть думая лишь о себе о своей гордости, но не задумываются о том, как будет расти и чувствовать себя их ребенок и какие психологические особенности неполной семьи отразятся на его психологическом состоянии.

Исследования психологических особенностей неполных семей свидетельствуют, что дети из таких семей обладают более низкой успеваемостью в школе, у них проявляются склонности к невротическим нарушениям, у них в большей степени проявляется инфантильность, а также они ощущают тягостное чувство отличия от сверстников и обладают заниженной самооценкой. Как правило, дети с неполных семей постоянно находятся в поисках значимого взрослого. Следовательно поддержка неполных семей является особой и деликатной задачей общества. Но к психологическим особенностям неполных семей нужно отнести и то, несмотря на ряд объективных трудностей, они в большинстве случаев обладают достаточным потенциалом для нормального полноценного воспитания детей.

Психологические особенности неполной семьи, в первую очередь, зависят от родителя, который должен окружить ребенка двойной любовью, двойным пониманием, двойной заботой. Если ребенок будет постоянно ощущать себя очень нужным, любимым и очень значимым для своего родителя, у него не появятся ощущения, что он чего-то не до получает (любви и заботы второго родителя), у него не будет возникать ощущения, что он как-то отличается от своих сверстников. Следовательно, у него будет полноценное счастливое детство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...