Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Эмпирические исследования




Материалы и методы исследования

Для проведения исследованияя воспользовалась несколькими методиками.

1. С целью выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка использовалась методика «Рисунок семьи». Анализ результатов данного исследования был направлен на изучение личности ребенка, а также его эмоциональной сферы.

При анализе результатов тестирования учитывались следующие показатели:

- состав изображаемой семьи;

- взаиморасположение членов семьи по отношению друг к другу;

- особенности изображения отдельных членов семьи

Цель применения теста: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Дается следующая инструкция:

«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие».

Материал: для работы необходимо использовать стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

2. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Стимульный материал представлен в приложении 6.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

3. Метод опроса. Опрос проходил в форме беседы. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям.

В роли испытуемых я взяла группу детей от 5 до 6 лет.Всего 32 человека.Из них 14 из неполных семей.

Результаты исследования

Рисунок семьи»

Сравнив рисунки детей из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:

в неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше, чем их сверстники в полных семьях;

в 22% рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

различное отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в полных семьях;

дети из неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

в полных семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%);

потребность в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных – она вообще отсутствует;

нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10%;

в неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в полных семьях в среднем на 10-15%;

в 20% рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от пола, в неполных семьях этот показатель ниже – 10%;

в группе детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из неполных семей – низкая самооценка (35%).

В большинстве случаев дети не включали себя в состав семьи на рисунке (Ян И., Андрей Е., Аня Ф., Тереза Л., Костя Д., Эльдар С.). По словам педагога-психолога дошкольного учреждения, это указывает на отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие). Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или рисует ее, позабыв нарисовать себя.Кроме того, такая ситуация может указывать на конфликтную ситуацию в семье. Известно, что чем младше и чувствительней ребенок, тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего ребенок "забывает" нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт.
Когда ребенок при конфликтах "забывает" вдруг нарисовать себя, то этим как бы он наказывает самого себя.

Анализируя рисунки сестер Кати Ф. и Ани Ф. можно сделать вывод о том, что мама является для них авторитетом. Ее значение для девочек больше, чем папы, так как фигура мамы значительно больше по величине, чем фигуры остальных родственников.

Анализируя рисунок Олега Т. необходимо отметить привязанность ребенка к матери, их близкий эмоциональный контакт. Олег Т. изобразил маму дважды на одном рисунке, рядом со вторым изображением себя. Мама и Олег Т. держатся за руки. Комментируя рисунок, педагог-психолог рассказал о том, что маме Олега Т. в сентябре 2008 года были возвращены родительские права на ребенка и Олег, до этого живший с отцом стал проживать с матерью. Видимо данная ситуация имеет для ребенка особое значение и отношение к ней он предал в рисунке.

Следует отметить рисунок Жени Д., который с особой тщательностью прорисовывал детали рисунка, комментируя его рассказом о своей маме. На рисунке Женя изобразил себя рядом с мамой, они держать за руки. По словам педагога-психолога это отражает эмоциональную привязанность Жени Д. к маме. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда ребенок пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая ребенку своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Что можно увидеть на рисунке Жени Д..

Методика Рене Жиля.

По результатам данной методики,можем увидеть,что только у 5% детей из полных семей преобладает отношение к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% - полное игнорирование отца.Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).

По отношению к родительской чете в полных семьях доминирует средняя оценка (60%), в неполных – средняя и низкая оценки (по 35%) и в 20% - игнорирование. Результаты приведены в приложении 5, таблице 4.

Получив данные об отношении детей к каждому члену семьи, можно представить отношение детей ко всей своей семье.

Отношение к матери у детей из полных семей выше на 6%, чем у их сверстников из неполных семей.

Особенно большое различие между группами детей в отношении к матери и отцу как родительской чете – в полных семьях (51%) и в неполных семьях (30%). Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в отношении к братьям и сестрам – 41% и 35% соответственно.

Одинаковое отношение к бабушкам и дедушкам в обеих группах детей – 25% и 24%.

Выявлены различия в признаках, характеризующих самого ребенка: любознательность, доминантность, общительность.

Большие различия наблюдаются в группах детей между признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их одноклассники из неполных семей.

Установлены различия в показателях признака отношение к матери в зависимости от количества детей в семье. В полных семьях средний показатель отношения к матери уменьшается в зависимости от количества детей в семье – с 13,7 до 11,3. В неполных семьях наблюдаются изменения этого показателя: в семьях, где один ребенок отношение к матери выше (14,2), чем в полных семьях с одним ребенком (13,7). В неполных семьях с 2 детьми отношение к маме резко снижается до 10,4; затем значение матери увеличивается в семье, где 3-е детей (13). Но в многодетных семьях с 4 детьми показатель отношения к матери снова снижается до 10. Уменьшение данного показателя объясняется тем, что помимо отношения с матерью развиваются и отношения с братьями и сестрами, увеличивается число контактов с окружающими.

В обеих группах детей отношение к бабушке различное. Используя полученные данные в результате опроса и методики Рене Жиля, можно утверждать, что в неполных семьях бабушка живет с внуками в 50%, а в полных этот показатель ниже (35%), соответственно в 65% бабушка живет отдельно. В связи с этим выявлены различия по признаку отношения к бабушке в зависимости от того, проживает она совместно с детьми или же отдельно. В неполных семьях, где бабушка живет с внуками, отношение к ней выше (5,2), чем в полных семьях (4,7) – в неполных семьях более тесное общение с бабушкой. В случае, если бабушка живет отдельно в обеих группах семей наблюдается снижение показателей: в полных семьях до 3,2; в неполных до 2,1.

Метод опроса.

В обеих группах семей преобладает потребность и теплое отношение к матери («с мамой», «моя мама»).

В полных семьях отношение к отцу формальное («с мамой или папой», «с мамой, папой, бабушкой»), а в неполных семьях – отстраненное. В полных семьях имеется положительное отношение к родительской чете («с папой и мамой», «с родителями»), в неполных семьях – в меньшей степени выражено, более неопределенно («с семьей»).

Отношение к братьям и сестрам в обеих группах различное («пойду с братом», «не будет играть с сестрой»).

Отношение к бабушке в неполных семьях различное («с бабушкой»,), в полных – отстраненное.

В неполных семьях дедушка иногда упоминается («с бабушкой и дедушкой»), в полных семьях – вообще отсутствует.

В группе неполных семей также доминирует потребность в дружбе, друзьях («с другом», «с лучшими подругами»), в полных семьях эта потребность менее выражена («с родителями и другом»).

 

Выводы:

Для выявления особенностей отношения к семье у каждого ребенка, мною были проведены несколько методик, направленных на исследования взаимоотношений ребенка с родителем,как в полных так и в неполных семьях.

Для детей из неполных семей характерны низкая самооценка, высокая степень импульсивности, закрытость, ощущение свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени проявляется агрессия по отношению к окружающим;

Для детей из полных семей характерны более высокая самооценка, любознательность, стремление к общению, лидерству;

В неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и стремятся ускорить развитие своего ребенка;

В полных семьях родители проявляют большую уверенность, стабильность в воспитании детей, полагаясь не только на себя, но и на супруга.

Заключение

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.

В общении со взрослыми у ребенка формируется оценка себя и других, и появляется способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. С благоприятных взаимоотношений ребенка со взрослым начинается ориентация ребенка на других.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности.

Семьи вырабатывают свою собственную идентичность и модели воспитания детей в результате взаимодействия исторического контекста, в котором они находятся, формирующих их культурных контекстов и меняющихся стадий развития их членов. Форма и функция семьи обусловлены социокультурными требованиями. Изменение требований приводит к трансформации семьи, позволяющей адаптироваться ей к новым условиям.

Высокий процент браков заканчивается разводом. Повышается число женщин, рожающих ребенка и не состоящих при этом в браке. Стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Это негативно влияет на развитие ребенка, формирование его личности, создание отношений с противоположным полом, полноценной жизни в обществе.

Целью данной работы являлось исследовать особенности восприятия семьи детьми из полных и неполных семей. Для этого было сформировано 2 группы детей из полных и неполных семей. В группе из полных семей было 18 детей,из неполных 14,в возрасте 5-6 лет, воспитывающихся в детском саду «Дельфин».

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1)Рисуноксемьи;

2)Методика Рене Жиля;

3)Метод опроса.

По результатам исследования с помощью опроса и кинетического рисунка семьи видно, что независимо от состава семьи, дети испытывают большую потребность в матери.

По результатам исследования с помощью методики Р. Жиля отношение к отцу в группах детей отличается: в полных семьях – 51%, в неполных – 30%. Отмечается различное отношение детей к бабушке и дедушке, хотя в неполных семьях, где живет бабушка, отношение к ней выше, проявляется большая привязанность, чем у детей из полных семей. Это объясняется тем, что бабушка в неполной семье играет более активную роль в воспитании внуков, чем бабушка в полной семье, где, в основном, воспитанием занимаются родители.

Дети из полных семей проявляют более высокую степень общительности, любознательности, а также их показатели доминирования выше, чем у детей из неполных семей. В полных семьях дети обладают большим энтузиазмом, потребностью в общении.

Отмечается более высокий уровень закрытости, отгороженности у детей из неполных семей.

Выдвинута гипотеза о том, что восприятие семьи дошкольниками из неполных семей ниже, чем их сверстников из полных семей.

В ходе проведения методик,гипотеза подтвердилась.

 

 

Список использованной литературы

1.. Андриенко Е.В. Социальная психология.//Е.В. Андриенко,// под ред. В.А. Сластенина. – М.-Академия, 2000.-264 с.

2.Бокум Д., Крайг Г. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. //Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.-2-е изд. Стереотип.- М.: Академия, 2000.-440 с.

4.Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. СПБ:Речь,2001

5.Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной семьи / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - 2 часть. - М.: 2005. - 360 с.

6.Литвинова А.В. Родители и дети// Роль образов родителей в становлении личности ребенка. - М.: 2004.

7.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Уч. для вузов. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

8. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 и 3. – М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2003. - 319 с.

10. Пралеска: программа дошкольного образования. // Е.А. Панько – Мн., Аверсэв, 2007.-320 с.

11. Психологические тесты. - М.: ЭКСМО, 2004

12. Сохранная Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.

13.Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. - М.: Апрель Пресс, 2002

14. Фромм Э. Искусство любить /Под ред. Д.А. Леонтьева. - 2-е изд. - СПб: 2001. - 224 с.

15. Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. - СПб: Питер, 2002. - 480 с.

 

16 Целуйко В.М. Неполная семья. - Волгоград, 2000.

17.Целуйко Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. – 132 с.

18. Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). – М, 2003.

19.www.mytests.ru – статьи по психологии, тесты.

20.www.mytests.ru – статьи по психологии, тесты.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...