Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема занятия: Традиции моей семьи (просмотр видеозаписи занятия)




Цель: расширение представлений студентов о родословной, семейных традициях, реликвиях.

Вопросы и задание:

· Что такое термины и свойства родства?

· Что такое семейные реликвии, семейные узы?

· Какие средства использовал педагог на занятии?

· Продумать тест по поставленным вопросам.

Виды и формы работы:

· Работа в малых подгруппах,

· Анализ и моделирование просмотренного занятия,

· Изготовление модели Родословного древа,

· Пополнение картотеки пословиц, загадок и поговорок по теме.

Литература:

1. Белов В. Повседневная жизнь русского севера /В. Белов. – М., 2002.

2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.

 

Практическое занятие-практикум – 4 часа

Тема занятия: «Своя хатка – родная матка»

Цель: Формирование представлений студентов о воспитании у детей любви к родному дому.

Вопросы для обсуждения:

· Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома.

· Воспитание бережного отношения к родному дому.

· Педагогические условия воспитания у детей привязанности и любви к родному дому.

· Какие средства народной культуры можно использовать для воспитания любви к родному дому?

Виды и формы работы:

· Подбор народной или авторской сказки, воспитывающей любовь и уважение к матери или отцу (дедушке, бабушке, брату, сестре, другу).

· Разработка содержания консультации для родителей на тему «Как подготовить и провести Именины ребенка».

· Разработка содержания проекта «Родной дом».

· Составление конспекта занятия, направленного на воспитание у детей любви к родному дому, к малой или большой Родине.

Литература:

1. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь,

2. Любимова Л.В. Человек и природа в народной культуре: Методические рекомендации к программе «Поэтика народной культуры»
/Л.В. Любимова. – Пермь, 2004.

 

Практическое занятие-практикум – 2 часа

Тема занятия: Народы Прикамья «Вместе – дружная семья»

Цель: Формирование у студентов целостного представления о культуре народов Прикамья: ее богатстве, разнообразии и красоте.

Вопросы и задания:

· Какие народы проживают на территории нашего края?

· Культура и быт народов Прикамья:

- планировка жилища,

- одежда,

- еда,

- народный язык орнамента,

· Праздничная культура народов Прикамья.

· Семья и семейные обряды.

· Составить картотеку календарных праздников народов Прикамья.

Литература:

1. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в ХIХ-ХХ вв. /Г.Н. Чагин, А.В. Черных. – Пермь, 2002.

2. Князева Н.А. Маленький пермяк. /Н.А. Князева. – Пермь, 2000. – Кн.4.

Лабораторные работы

 

Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом

 

7.Тематика контрольных работ, рефератов

и методические указания по их выполнению

 

Темы контрольных работ

· Гражданское воспитание дошкольников средствами народной культуры.

· Детский музей как особая образовательная среда.

· Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством народной культуры.

· Использование малых фольклорных форм в процессе формирования знаний об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста.

· Истоки календарных обрядов, их роль в формировании мировоззрения ребенка.

· Отечественные и зарубежные исследователи о социально-педагогической сущности народной игры.

· Педагогические условия использования сказки в правовом воспитании старших дошкольников.

· Русская сказка в нравственном воспитании дошкольников.

· Фольклор как средство в процессе приобщения дошкольников к социальной действительности.

· Формирование нравственных качеств личности старшего дошкольника через восприятие русской народной сказки.

Содержание и организация работы студентов:

Задачи:

В процессе выполнения работ студенты овладевают психолого-педагогическими методами исследования: учатся анализировать концептуальные основы изучаемой проблемы в научной литературе и интерпретировать фактический материал, проектировать образовательный процесс.

Требования к содержанию:

Студенту необходимо провести работу с каталогом, изучить монографическую и периодическую научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования, сделать анализ альтернативных программ, анализ передового педагогического опыта по изучаемой теме.

Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, в которой раскрывается теоретическое и практическое содержание работы, заключения, библиографического списка, приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, указываются источники, определяющие ее значимость, обосновывается недостаточность знаний в науке и неразработанность в педагогической практике данной проблемы. Основная часть работы – теоретическое освещение состояния проблемы, анализ литературы по данной теме. Заключение содержит основные выводы. Требования к библиографическому списку стандартные.

Рефераты

· Возрождение национального самосознания как актуальная проблема современного общества.

· Воспитание детей в семьях, утративших связи с культурной средой, с национальной и региональной культурой.

· Детская народная культура как наследница и хранительница тайн народной культуры взрослых.

· Детская среда и ее функции.

· Игры детей как педагогическое явление.

· Игры моего детства и детства моих предков.

· Идеи народного воспитания в трудах Г.Н. Волкова.

· Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.

· Легенды и их нравственно-воспитательный характер.

· Народные игры как основа знакомства и приобщения подрастающего поколения к духовной культуре.

· Народные приметы и поверья.

· Освоение домашнего пространства в действия и фантазиях.

· Отечественные педагоги о значении народной культуры для развития и воспитания личности.

· Педагогическое окружение детей и его роль в воспитании.

· Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике.

· Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей.

· Связь детей со взрослыми как свидетельство нравственной связи поколений.

· Становление отечественной этнологической школы.

· Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики.

· Этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Список литературы

Основная:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

Дополнительная

2. Аникин В.П. Русский фольклор. Учеб. пособие. /В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 1987.

3. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб., 2003.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

5. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6. Кукушин В.С. Этнопедагогика /В.С. Кукушин. – М., 2002.

7. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Н.Б. Мечковская – М.: Агентство «ФАИР», 1998.

8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред.
Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999.

9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие для студентов вузов /А.В. Юдин. – М.: Высш. школа, 1999.

Дополнительно рекомендуемая:

10. Андреева Г.М. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии //Педагогика. – 2003. – № 6.

11. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа /К.Ш. Ахияров. – Уфа, 2000.

12. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория //Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 2.

13. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом – человек //Народное образование. – 1997. – № 5, С.78-82.

14. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство //Педагогика. – 2003. – № 10.

15. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды /Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144 с.

16. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор /Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб., 2004.

17. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры /Г.В. Лунина. – М., 2004.

18. Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение /М.Ю. Мартынова. – М., 2004.

19. Русские обычаи и обряды /Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006.

20. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики /Р.А. Сахипов. – М., 2005.

21. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях/Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис-пресс, 2003.

22. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – Избр. пед. соч. – М., 1953. – Ч.1.

23. Этнопедагогика и этнопсихология: Предупреждение образовательной депривации. – СПб., 2004.

24. Ясвин В.Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.Я. Ясвин. – М., 2001.

 

Справочно-информационная литература:

25. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А. – М.: Айрис-пресс, 2005.

26. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь /М. Власова. – СПб.: Азбука, 1998.

27. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005.

28. Этнопсихологический словарь /Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

 

 

8.2. Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплин

Для успешного освоения материала в процессе учебной деятельности используются:

- компьютерное и мультимедийное оборудование;

- пакет прикладных обучающих программ;

- видео- и аудиовизуальные средства обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...