Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Интеграционные проекты в Евразии




1. Институциональные проекты. Уникальность интеграционного процессана постсоветском пространстве заключалась в том, что начало ему положил распад СССР, а развитие протекало параллельно со становлением государственности в странах-участницах СНГ. Результат – возникновение интеграционных объединений различного характера: Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, ОДКБ, которые практически все «пробуксовывают» под воздействием накопившихся нерешенных проблем. Центростремительные и центробежные тенденции. Появление к началу 1993 г. тенденции к субрегионализации пространства СНГ с точки зрения интеграции:

проектсоюзного государства России и Белоруссии. История развития проекта, характер решаемых проблем, просчеты и достиежния;

– российско-белорусская интеграция как ядро, вокруг которого образуется ЕврАзЭС. История возникновения этой интеграционной структуры. Проблемы, достижения и перспективы развития ЕврАзЭС;

– ЕврАзЭС и ОДКБ как два «столпа» в каркасе российскоцентричной интеграции стран-участниц СНГ;

– Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины как новая (2003 г.) попытка реинтеграционных начинаний на постсоветском пространстве. ЕЭП планировалось на основе «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

– от ЕЭП к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстан (2010 г.), ставшего первым этапом формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

– экономические параметры выдвинутого В.В. Путиным проекта Евразийского союза.

Два условия успешной интеграции на постсоветском пространстве: 1) наличие принципиального консенсуса сторон относительно безальтернативности реализации интеграционного сценария; 2) формирование эффективного механизма согласования интересов участников интеграции и нивелировки издержек, связанных с согласованием экономической политики в различных сферах (в случае выполнения первого условия). По существу, для большинства государств СНГ речь идет о выборе: остаться на периферии мощных экономических центров – ЕС, США, Китая – или создать собственное ядро глобализации вокруг России, став полноценным игроком в мировом экономическом процессе. Между тем рядом стран СНГ эта задача до конца не решена по настоящее время.

Литература

Головнин М.Ю., Либман А.М., Ушкалова Д.И. Перспективы развития интеграционной группировки ЕврАзЭС. Научные доклады Института экономики РАН. М., 2007.

Гринберг Р.С. постсоветское пространство: возможности и пределы консолидации // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. №2.

Гринберг Р.С. Проблемы и перспективы взаимодействия стран СНГ. Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. М., 2003.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.). Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 7.

Зевин Л.З. Регионы в глобальном мире // Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ. Материалы круглого стола М., 2005.

Осипова О., Пухов С. Опыт международной интеграции и сценарии развития ЕврАзЭС // Экономическое обозрение ЕврАзЭС+. 2007. № 3 (11).

Путин В. В формировании Таможенного союза могут принимать участие партнеры из постсоветского пространства // Информационное агентство Союзного государства Беларуси и России «Союз-инфо». 2010. 15 октября. http://www.soyuzinfo.ru/ru/in_focus/day_opinion/index.php?id4=145268

Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. М., 2003.

Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001.

 

2. Пространственные и секторальные проекты. Приграничное сотрудничество. Оно является не только способом развития непосредственно прилегающих к государственным границам территорий тех или иных стран, но и средством активизации интеграционных процессов между странами. В 1995 г. было заключено российско-украинское соглашение о сотрудничестве приграничных областей. С этого момента начинается заключение соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с приграничными территориями других стран-участниц СНГ.

В 2008 г. в Бишкеке была подписана Конвенция о приграничном сотрудничестве стран СНГ. Особенности приграничного взаимодействия государств на постсоветском пространстве:

– новизна межгосударственных границ и отсутствие опыт приграничного сотрудничества;

– высокий уровень развития приграничных с Россией территорий;

– разрыв связей, существовавших между предприятиями до 1990-го года;

– этническая и культурная общность населения граничащих областей.

Интеграция в сфере транспорта. Между Россией и странами СНГ заключено свыше 60 межправительственных и межведомственных транспортных соглашений. Основные каналы интеграции пространства СНГ – транспортные коридоры. Всего по территории СНГ проходят 4 МТК (2 по территории Украины и 2- по территориям Беларуси и России). Транссибирская магистраль выступает логическим развитием коридора «Восток-Запад», обеспечивая взаимодействие ЕС с Японией и Китаем. Дублирует этот коридор проект ТРАСЕКА – трасса Европа – Кавказ – Азия (Великий шелковый путь), идущий в обход России.

Электроэнергетика. Основной площадкой для регулирования электроэнергетического рынка является Электроэнергетический Совет СНГ, созданный в начале 90-х годов ХХ века. Сотрудничество в этой сфере регулируется рядом документов, в первую очередь «Концепцией формирования общего электроэнергетического рынка государств» СНГ 2005 г. 2009 г. был объявлен годом энергетики в СНГ. В декабре 2008 г. была подписана «Концепция формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС».

Финансовое взаимодействие на евразийском пространстве недостаточно развито. Не во всех странах региона были созданы эффективные финансовые системы. В этой сфере проявляются тенденции, развитие которых может привести к контролю иностранного капитала над ключевыми элементами финансовых систем ряда стран СНГ, в том числе и России. Вместе с тем ф финансовой сфере существует значительный потенциал для интеграционных начинаний, но лишь при выполнении ряда условий:

– в этом должны быть заинтересованы Россия и Казахстан;

– проекты не должны замыкаться в национальных рамках и носить общий для всех стран-участниц СНГ характер;

– необходим отход от заведомо невыполнимых целей, в том числе порожденных политическими амбициями.

 

Литература

 

Абалкина А.А. Банковское взаимодействие стран СНГ // Взаимодействие финансовых систем стран СНГ / Отв. ред. М.Ю. Головнин. СПб. 2010.

Абалкина А.А., Головнин М.Ю. Мировой опыт финансовой интеграции // Взаимодействие финансовых систем стран СНГ. СПб, 2010.

Головнин М.Ю. Перспективы финансовой интеграции в регионе СНГ // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН. 2008. № 1.

Евразийская экономическая интеграция. 2009. №2.

Материалы сайта Исполкома СНГ. www.cis.minsk.by

Общий электроэнергетический рынок СНГ. Отраслевой обзор // Евразийский банк развития. 2008. № 8.

Якушева А. Участие регионов Украины в приграничном взаимодействии // Федерализм. 2010. № 2 (58).

 

3. Интеграционный проект для Евразии В.В. Путина. ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана, стартовавший 1 января 2012 года – важная веха для всех государств на постсоветском пространстве. Начало пути – создание СНГ. Именно опыт СНГ позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию. Задача созданного в 2000-м году ЕврАзЭС – создание долгосрочной устойчивой модели интеграции. Таможенный союз трех стран (2011 г.) как результат движения по этому пути. От ТС – к Единому экономическому пространству: 165 млн потребителей, свободным передвижением товаров, услуг и рабочей силы. Становление ЕЭП учитывает опыт создания Евросоюза. Наличие наднациональных структур. Строительство ТС и ЕЭП закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Наиболее амбициозная задача – выйти на следующий, более высокий уровень интеграции – Евразийский союз. Его основные контуры:

– не воссоздание СССР, а моделирование мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов силы современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и АТР;

– Евразийский союз должен послужить своего рода центром дальнейших интеграционных процессов, то есть он будет формироваться путем слияния уже существующих на постсоветском пространстве структур;

– было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и СНГ. У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве;

– Евразийский союз – открытый проект. Союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы. Сбалансированная система партнерства Евразийского союза с Евросоюзом способна изменить к лучшему геополитической и геоэкономической конфигурации континента. Таможенный союз и переговоры с ЕАСТ о зоне свободной торговли;

– объединение усилий государств, входящих в Евразийский союз позволит им не только вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.

 

Литература

Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 ноября

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...