Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система и виды экологического контроля в Российской Федерации




 

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан охранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Данная функция государственного управления в сфере экологии осуществляется в форме системы государственных, муниципальных, ведомственных, общественных мероприятий, направленных на проверку соблюдения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, гражданами планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Различают:

1. Информационный контроль - сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;

. Предупредительный контроль - предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;

. Карательный контроль - применение мер государственного принуждения к нарушителям.

Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения. Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ. Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и общественный.

. Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст.65 Закона). Под государственным контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Государственный экологический контроль проводится в предупредительной и текущей формах. Предупредительный контроль осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий - реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Названный контроль осуществляется в отношении соответствующих объектов:

в области использования и охраны земель (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993г. №1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель);

в области использования и охраны недр (постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998г. №132 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр");

в области обеспечения карантина растений на территории - в форме государственного фитосанитарного контроля (Федеральный закон РФ от 15 июля 2000г. "О карантине растений");

в области использования и охраны водных ресурсов;

в лесном хозяйстве;

в сфере охраны атмосферного воздуха (постановление Правительства РФ от 24 ноября 1999г. №1292 "О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха");

в сфере охраны животного мира.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (ст.70), они имеют право:

принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;

налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;

предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;

выдавать разрешения на природопользование, устанавливать государственную экологическую экспертизу.

. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством (ст.67 Закона).

. Муниципальный контроль, т.е. контроль за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, осуществляется, например:

Минсельхозом России (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998г. №1090);

ФПС России (Указ Президента РФ от 2 марта 1995г. №232);

Минздравом России (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997г. №659);

МВД России (Указ Президента РФ от 18 июля 1996г. №1039);

Государственным таможенным комитетом (Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994г. №2014);

Госгортехнадзором (Указ Президента РФ от 18 февраля 1993г. №234);

Госстандартом и др.

. Общественный контроль. Осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (ст.68 Закона). Еще в 1988г. в "Меморандуме в защиту природы" группой известных ученых, писателей и деятелей искусств высказывалось убеждение, что "делу спасения Отечества от экологической катастрофы может помочь великое народное движение за сохранение природы на каждой пяди нашей земли…"

Основными формами общественного экологического контроля являются:

выяснение мнения граждан путем участия их в референдумах, собраниях, сходах (вопросы по отводу земель, строительстве и др.);

общественные слушания;

затребование информации о природоохранной деятельности и состоянии охраны окружающей природной среды;

обжалование в судах незаконных действий в сфере экологии.

Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т.д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т.д.

Кроме этого, можно выделить ведомственный контроль, который осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. Предупредительное государственное воздействие на экологических правонарушителей при условиях, определенных законодательством, "перерастает" в правоохранительную форму. Это выражается в применении общих правовых (административных, уголовных, гражданских) и специальных мер (предупреждение, приостановление, закрытие) государственного экологического воздействия. К соответствующим мерам следует отнести: платежи за незаконную деятельность в области добычи природных ресурсов, их изъятие сверх лимитов, сверхнормативное загрязнение любого вида; ограничение, приостановление и прекращение любого вида хозяйственной и иной деятельности; применение мер эколого-правовой ответственности; специальные меры, обеспечивающие ограничительный и запретительный режим особо охраняемых природных территорий, объектов, зон; меры защиты особо охраняемых видов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...