Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Антиинфляционная политика: основные методы и инструменты





Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг .

Прямые методы.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;



б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

В течение кризисного периода следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

В последнее время отчетливо проявилось то обстоятельство, что консервация промышленной и институциональной структур (в особенности, отсутствие прогресса в формировании конкурентной среды) является важным самостоятельным фактором инфляции. Действие этого фактора проявляется в монополизме, односторонней эластичности цен, постоянном давлении издержек и т. п. Исходя из того, что в настоящее время на большинстве товарных рынков сложилась ситуация превышения предложения над платежеспособным спросом, а темпы роста цен продолжают упорно держаться на уровне около 4% в месяц, вклад «структурной составляющей» в инфляцию можно оценить в размере около 4% ежемесячно. Г. Явлинский считает, что «структурно-институциональный фон» инфляции составляет как минимум 8 -9% в месяц, объясняя это тем, что относительно низкие темпы обесценения денег в середине прошлого года были достигнуты за счет таких специфических мер, как невыполнение бюджетом своих финансовых обязательств, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутреннего долга и т. п.

Все это приводит к выводу, что ограничение темпов инфляции методами финансовых и денежных рестрикций имеет свои объективные пределы, а при определенных условиях жесткая антиинфляционная политика может превращаться в свою противоположность, поддерживая в экономике постоянный «инфляционный фон». Это, в свою очередь, позволяет предположить, что на определенных этапах переходного периода становится целесообразным перенесение акцентов в хозяйственной политике со стабилизаций на реструктуризацию и стимулирование инвестиционной активности (при сохранении рестриктивного в целом монетарного курса).

Основания для такого предположения дает то обстоятельство, что расширение производственных инвестиций, как отмечалось выше, способствует ускорению инфляции лишь в краткосрочном плане, тогда как в средне- и долгосрочном плане оно оказывает скорее дефляционное воздействие. Кроме того, значительная недогрузка производственных мощностей в целом ряде отраслей и кризисное финансовое состояние предприятий позволяют рассчитывать на то, что и краткосрочные последствия стимулирования инвестиционной деятельности не перечеркнут результаты проводившейся ранее антиинфляционной политики. Следует также отметить, что политика поощрения инвестиций отнюдь не должна означать отказа от жесткой монетарной политики; напротив, льготы инвесторам должны носить строго целевой характер, а использование ими финансовых ресурсов должно строго контролироваться.

В условиях, которые сложились сейчас в России, без целенаправленной государственной политики стимулирования трудно рассчитывать в обозримом будущем на активизацию инвестиционной деятельности предприятий, испытывающих огромные финансовые трудности. В стремлении компенсировать колоссальную нехватку оборотных средств, предприятия не инвестируют, а «проедают» основную часть прибыли и амортизационных отчислений. Многие предприятия фактически приостановили инвестиционную деятельность.

В сложившихся условиях потенциально весьма значительную роль в оживлении инвестиционной активности могут сыграть банки. Как показывает мировой опыт, при дефиците ресурсов на первый план в финансировании инвестиций, как правило, выступает кредит. В последние месяцы в условиях сокращения возможностей получения прибыли за счет «коротких денег» (валютных операций и межбанковских кредитов) отмечается повышение интереса банков к долгосрочным вложениям. Отмечается активизация деятельности финансово-промышленных групп, в состав которых в качестве центрального звена входят банки и которые ставят в качестве одной из своих целей развитие производства предприятий -членов.

В то же время пока преобладает действие факторов, препятствующих развитию долгосрочного кредитования. Большинство российских банков в настоящее время не располагает достаточной финансовой базой для крупных операций, особенно инвестиционного характера. В инвестициях крупных банков и финансово-промышленных групп значительный удельный вес занимают финансовые активы, что свидетельствует о том, что их деятельность направлена пока скорее на захват и передел сфер влияния, чем на развитие реального производства. Наконец, львиная доля банковских ресурсов поглощается рынком государственных обязательств, доходность которых пока существенно превышает доходность инвестиционных проектов.

Важным источником ресурсов для инвестирования могли бы стать сбережения населения, размеры свободных средств которого сейчас оцениваются в размере 25-30 млрд. долл. и 30-40 трлн руб. Однако значительная часть этих средств (по оценкам, около 75% их объема) является очень неустойчивым ресурсом, подверженным значительным колебаниям в зависимости от изменений хозяйственной конъюнктуры и различных спекулятивных моментов, а потому может служить лишь источником краткосрочного кредитования. Кроме того, банковский кризис, разразившийся в конце августа 1995 г., подорвал доверие населения к банкам. Привлечение и размещение средств населения на долгосрочной основе предполагает как создание соответствующих макроэкономических предпосылок, так и восстановление доверия к коммерческим банкам, для чего, в свою очередь, необходимо оздоровление банковской системы, создание систем страхования депозитов и других механизмов, «обкатка» которых потребует немалого времени.

В качестве паллиативной меры, призванной «запустить» механизм льготного финансирования инвестиций, возможно использование способности эмиссионного банка «создавать кредиты» (подобно тому, как это делалось в послевоенной Японии). Этот путь предполагает создание государственного инвестиционного банка, исключительной задачей которого являлось бы льготное кредитование инвесторов и который рефинансировался бы в том числе путем продажи своих облигаций Центральному банку, направляя полученные средства непосредственно инвесторам. Для тех же целей можно использовать и сеть территориальных управлений самого Центрального банка. Предпосылкой успеха таких мер является жесткий контроль за целевым использованием средств путем их зачисления на специальный (инвестиционный) счет и списания только по мере фактического выполнения определенных этапов работ.

При этом льготные кредиты могут предоставляться только инвесторам, которые осуществляют капиталовложения в развитие материального производства и проекты которых получили «аттестат качества» соответствующих государственных инстанций (например, Министерства экономики). Монетарный же курс в целом должен оставаться рестриктивным. Создание такой «двухуровневой» системы позволит сочетать антиинфляционную направленность кредитно-денежной политики с политикой стимулирования капиталовложений.

Панацея от недугов постсоциалистического развития вряд ли существует. Приемлемое разрешение экономических проблем переходного периода, скорее всего, может быть найдено на путях накопления практического опыта в использовании всего арсенала средств воздействия на хозяйственное развитие.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.