Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву и В.В. Никандрову)




Тема 1. Психологическое исследование: методология, методы и методики. Основные понятия.

 

Уровни методологического анализа.

 

 

Исследование — специально организованный процесс научного познания с целью выявления новых фактов, закономерностей;

- практические процедуры с целью установки диагноза или разработки рекомендаций.

Методология — (с греч. методос — путь познания, исследования) — учение о научном методе познания и совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологического анализа включают:

- Общую методологию — общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Производится мировоззренческое обобщение полученных результатов.

- Частную специальную методологию — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний. Помогает выделить структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте.

- Совокупность конкретных методов и методик исследования — связан с практикой исследования. Методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией.

 

Виды психологического исследования.

1. Теоретическое:

Цель — получение обобщенного знания о каком-либо психическом явлении.

Результат — гипотеза, концепция или теория.

Методы — работа с публикациями, классификация, систематизация.

Пример, теория Фрейда о роли бессознательного в поведении.

2. Эмпирическое:

Цель — получение фактического материала.

Методы — наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, моделирование.

3. Прикладное:

Получение практического эффекта в конкретных ситуациях, обычно по заказу в различных сферах. Конечный результат — рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому эффекту.

 

Этапы психологического исследования.

 

1. Подготовительный этап:

1.1. Постановка проблемы.

1.2. Выдвижение гипотезы.

1.3. Планирование исследования.

2. Основной этап:

Сбор данных

3. Заключительный этап:

3.1. Обработка данных с помощью количественного и качественного анализа

3.2. Интерпретация данных:

установление правильности или ошибочности гипотезы исследования.

3.3. Выводы и включение результатов в систему знаний.

 

Теперь рассмотрим этапы подробнее.

 

Постановка проблемы

 

Проблема — теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Недостаточность знаний, противоречивость научных представлений в общественной практике создают условия для появления и формулировки научной проблемы. Это противоречивая ситуация, требующая разрешения. На границе известного и неизвестного.

В соответствии с общими функциями науки могут рассматриваться

1. проблема доказательства существования какого-либо явления,

2. проблема его описания,

3. проблема выявления закономерностей его развития,

4. проблема объяснения,

5. проблема предсказания новых свойств этого явления и т.п.

Постановка проблемы предполагает обнаружение дефицита информации, осознание потребности в устранении дефицита, описание проблемной ситуации на естественном языке и в научных категориях. Что предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией (знакомство с публикациями на тему, обмен информацией с коллегами). Литературный обзор.

 

Библиографическая подготовка — ознакомиться с определениями основных понятий, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы. Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью систематического каталога. Выпуски реферативного журнала ВИНИТИ Раздел 04П. Психология. Работу начинают с последних выпусков. Справочные, библиографические издания.

Кол-во публикаций по интересующей теме, об интересе ученых к данной проблеме. Конспектирование ускоряет система сокращений. Простейший способ — пропуск гласных букв.

 

Постановка проблемы сопровождается определением объекта и предмета исследования.

Объект — фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия. То, на что направлен процесс познания.

 

Предмет — определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования.

1 подход: через испытуемых.

В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики — человек, социальные группы. Кто исследуется — индивид, группа, общность, например — учитель.

Предметом ПИ выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления. Предмет — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Например, психические особенности оценочной деятельности учителей.

2 подход: через отношение общего и частного (целого и частей).

Объект исследования — процесс (явление), порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения. Например, межличностное общение.

Предмет — то, что находится на границе объекта. Например, роль и функция визуальных знаков внешнего облика в общении.

Выдвижение гипотезы

Опираясь на какую-либо концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации.

Гипотеза — это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности.

 

Принятая гипотеза при соответствующих доказательствах преобразовывается в теорию.

Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза называется рабочей или исследовательской. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы.

Гипотеза считается хорошей (плодотворной), если она адекватна проблеме, правдоподобна и проверяема (П. Фресс)

В качестве гипотезы может выступать предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления.

Далее формулируется цель исследования — образ будущего результата, к которому должно привести исследование.

В психологических исследованиях чаще всего ставятся следующие цели:

- Описание нового факта, эффекта.

- Определение характеристик психического явления.

- Выявление взаимосвязи психических явлений (тесноты, направленности, устойчивости, структуры связей).

- Изучение развития явлений.

- Обобщение научных представлений (выделение наиболее существенного в совокупности явлений).

- Систематизация (упорядочивание знаний — классификация предполагает поиск и обоснование ее критериев, периодизация).

- Разработка и совершенствование исследовательских методов и методик. Новые методики имеют ценность, если они могут повысить точность измерения, надежность, дать более полную или дифференцированную характеристику качеств, сократить время обследования, расширить контингент испытуемых, облегчить обработку результатов. Адаптация психодиагностической методики.

 

Задачи — цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели; выбор путей и средств достижения цели.

 

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности ПИ чаще всего могут быть следующие:

1. необходимость дополнения теоретических построений,

2. потребность в новых фактах,

3. потребность в более эффективных исследовательских методах,

4. потребность в дополнении и переработке психологических теорий, рекомендаций.

 

Планирование исследования:

 

последовательность действий, методический и технический арсенал, выборка, варианты стимуляции.

Составляется план исследования.

 

Выборка для эмпирического исследования:

основные требования к выборке:

Репрезентативность — представительность, соответствие характеристик, полученных в результате выборочного обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом. Позволяет распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Адекватной считается выборка достаточного объема для того, чтобы в количественных характеристиках был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Уравнивание групп по возрасту и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в обеих группах.

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но тем не менее хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.

При факторном анализе надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если кол-во испытуемых в выборке не менее чем в 3 раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ.

В выпускной работе студента, получающего в университете диплом специалиста, необходима выборка не менее 70 человек.

 

Уравновешенность выборки по возрасту. По стажу.

Периодизация профессионального становления человека:

по В.А. Бодрову, 9 стадий:

1. от рождения до лет — стадия предыгры — создаются предпосылки для включения в игровую деятельность.

2. От 3 до 6-8 лет — стадия игры — ребенок овладевает основными смыслами деятельности.

3. От 6-8 до 11-12лет — овладение учебной деятельностью — моделируются элементы трудовой деятельности.

4. От 13-14 до 16-18 лет стадия оптации — подготовка к труду, формирование основ профессиональной направленности.

5. 15-16 — 17-23 г. профессиональное обучение.

6. От 19-21- 24-27 лет — профессиональная адаптация.

7. 21-27 — 45-50 — стадия развития профессионала.

8. 45-50 — 60-65 — стадия реализации профессионала.

9. От 61-66 — стадия спада.

 

Выбор методов и методик:

Метод — способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки и анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика — форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

Основания для выбора методики: Методика — рабочий инструмент исследователя. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации. Методика должна пройти психометрическую проверку.

Определение набора методик: при составлении набора методик руководствуются принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Желательно чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом.

В любом психическом явлении представлен компонент каждой из 3 основных сфер психики — познавательный, эмоциональный, поведенческий.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, методике могут быть подтверждены данными, полученными по другим.

При увеличении числа регистрируемых параметров увеличивается стоимость — время обследования, материалы, время обработки. Организационный момент — длительные эксперименты утомляют испытуемого. Может увеличиться кол-во ответов, которые даны без достаточного продумыания.

Сбор данных:

 

Вся совокупность сведений об объекте называется первичными данными.

Данные можно классифицировать по разным основаниям:

- По научному обоснованию — научные — ненаучные.

- По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы — решающие, не-значительные.

- По области и характеру источников информации — социологические, психологические, педагогические и т. д.

- По методам исследования — данные наблюдения, опроса, экспериментальные данные.

- По методам в сочетании с источниками (классификация Р. Кеттелла):

L — данные — сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни, данные наблюдения за повседневной жизнью человека, группы.

Q — данные — сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчётов.

T — данные, получаемые с помощью объективных тестов, физиологических измерений.

- По информативности:

неметрические: качественные, порядковые — не имеют единиц измерения;

метрические (количественные): интервальные, пропорциональные.

 

 

Важно фиксировать четко и точно все действия и получаемые сведения. Для этого ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации.

 

 

Обработка данных.

 

- упорядочивание материала, преобразование множества данных в систему сведений, на основе которых возможно дальнейшее описание и объяснение предмета;

- обнаружение и ликвидация ошибок, пробелов в сведениях;

- выявление связей, обнаружение новых фактов;

- выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных.

 

Результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий.

 

Процесс количественной обработки включает 2 фазы:

- первичную и вторичную.

Первичная обработка — сырые сведения заносятся в таблицы, для наглядности представления строятся диаграммы и графики.

Вторичная обработка — вычисление статистик.

 

 

Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву и В.В. Никандрову)

 

1. Организационные методы (подходы): способствуют организации получения психологической информации с помощью эмпирических методов и дают возможность ее преобразования в достоверное научное знание.

1.1. Сравнительный или метод поперечных срезов — сопоставление различных групп испытуемых, объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Преимущество метода в том, что можно быстро получать статистически достоверные данные о различиях. Недостаток — не учитываются индивидуальные особенности и не вскрывается сам процесс развития.

1.2. Лонгитюдный метод или метод продольных срезов — систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени. Преимущество — можно изучить динамику изучаемых объектов. Недостаток — длительные затраты времени и необходимость использовать много методик.

1.3. Комплексный метод — участие представителей разных наук и стран, изучающих один объект, но рассматривающих разные предметы.

2. Эмпирические:

2.1. Наблюдение и самонаблюдение.

2.2. Вербально-коммуникативные: беседа, опрос (интервью, анкетирование).

2.3. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий).

2.4. Психодиагностические методы (тестирование).

2.5. Психотерапевтические методы.

2.6. Методы изучения продуктов деятельности (реконструкция, изучение документов, графология).

2.7. Биографические методы.

2.8. Психофизиологические методы.

2.9. Праксиметрические методы (исследование отдельных движений и действий, трудовых операций и деятельности).

2.10. Моделирование.

2.11. Методы отраслевых психологических наук.

3. Методы обработки данных:

3.1. Качественный метод — описание случаев, дифференциация материала по группам. К качественным методам относят классификацию, типологизацию, систематизацию, периодизацию.

- Классификация — распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. Известное множество элементов по некоторому критерию делится на подмножества. Операция дедуктивная. Группировка происходит на основе различий.

- Типологизация — группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. Операция индуктивная. При выявлении типов границ между ними не устанавливается, задается структура типа. Группировка осуществляется на основе сходства. Тип — идеальный образец, на который похожи реальные объекты.

- Систематизация — упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов; структурирование элементов внутри систем разных уровней (систематика свойств, психических процессов, состояний).

- Периодизация — хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта, заключающееся в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды).

- Казуистика — описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности.

3.2. Количественный метод — статистика (методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, кривых распределения), методы вторичной обработки данных (корреляционный, дисперсионный, факторный, анализ, шкалирование и т.д.)

4. Интерпретационные:

4.1. Генетический — устанавливаются вертикальные связи между уровнями развития. Способ исследования и объяснения явлений, основанный на анализе их развития в онтогенетическом и филогенетическом планах. При этом требуется установление начальных условий возникновения явлений, этапов, основных тенденций его развития. Цель метода — выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.

4.2. Структурный — устанавливаются структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками. Для данного метода характерно углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов, выявление внутренне присущих им вневременных свойств, интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

4.3. Комплексный — объект исследования рассматривается как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью методов комплекса наук.

4.4. Системный — методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.

4.5. Функциональный — ориентирован на выявление и изучение функций объектов, связей объектов со средой.

 

Тема 2. Тестирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...