Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психологических тестов




В 1950 году американский психолог Саул Розенцвейг предложил выделять три группы методов психодиагностики: субъективные, объективные и проективные методы.

Рассмотрим их подробнее.

1. Субъективные тесты:

К субъективным тестам относят опросники, автобиографии. Исследователь получает информацию на основе самооценки испытуемым своего поведения и личностных особенностей.

По принципу построения выделяют опросники и опросники — анкеты.

Опросник — это тест выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.

Опросник включает:

- инструкцию испытуемому;

- вопросник — совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемых в анкету или опросник при их конструировании;

- ключи для обработки получаемых данных;

- сведения по интерпретации результатов.

Опросники — анкеты — это опросники с элементами анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.

В зависимости от сферы применения выделяют опросники узкопрофильные и широкопрофильные. Узкопрофильные — опросники, разработанные для конкретной сферы применения, например, для сферы менеджмента и работы с персоналом. Широкопрофильные могут применяться в разных сферах, например, MMPI, миннесотский многопрофильный личностный опросник применяется в клинике, в отборе персонала.

В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое явление, выделяют опросники состояний (опросник САН), личностные и комплексные опросники (опросник Спилбергера-Ханина — шкала реактивной и личностной тревожности).

От степени охвата свойств опросники классифицируются на типологические и опросники, реализующие принцип черт. Цель тестирования с помощью типологического опросника — выявить близость обследуемого к типу. Тип описывается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя. Пример, методика Айзенка (интро-, экстраверсии и нейротизма), адаптированная Шмелевым для определения типа темперамента.

Опросники, построенные по принципу черт могут быть одномерными и многомерными. Одномерные выявляют наличие или степень выраженности одного свойства, например, шкала тревожности Тейлор, которая может применяться для отбора по какому-либо признаку, в данном случае — высоко или низко тревожных.

Многомерные опросники измеряют несколько свойств, например, 16- факторный опросник Кеттелла.

Личностные опросники в зависимости от исследуемой подструктуры личности могут измерять какую-либо подструктуру или личность как целое. Выделяют опросники:

- темперамента: методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Плюс этих методик в том, что они не требуют специального оборудования, много временных трат, можно опросить группу. Но недостаток в том, что они дают информацию о типичных формах реагирования испытуемого в ситуациях;

- характера,например, опросник Шмишека на определение акцентуаций характера;

- способностей, например, коммуникативных — опросник диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

- направленности личности, которые могут измерять направленность в целом, как опросник Басса (на себя, на дело, на взаимодействие), или отдельные компоненты: потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации.

Могут быть смешанные опросники (зарубежные), в которых не проводится граница между темпераментом и личностью.

2. Объективные тесты:

диагноз в таких тестах выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Данные показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию.

Среди объективных тестов выделяют:

1. Тесты личности:

выполнение ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур, в котором необходимо найти черно-белые фигуры внутри сложных цветных фигур. На основании результатов судят о перцептивном стиле личности.

2. Тесты интеллекта:

- вербальные (логические отношения, аналогии, классификация, обобщение);

- невербальные (с геометрическими фигурами, группировка графического материала), например, пиктограммы, прогрессивные матрицы Равена;

- комплексные, например, тест Амтхауэра, Векслера.

3. Тесты способностей:

направлены на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями, навыками общего и частного характера. В зависимости от задач исследования тесты способностей могут объединяться в батареи, иногда включаются в тесты интеллекта. Например, батарея тестов общих способностей GATB, разработанная американской службой занятости в 1957 году и включающая 12 субтестов: вербальных, математических, пространственных, моторики пальцев. Ее модификации разработаны для отдельных групп профессий.

4. Тесты креативности:

например, тест Гилфорда, Торренса.

5. Тесты достижений:

оценивают уровень овладения знаний, умений, навыков в какой-либо конкретной деятельности (в обучении, профотборе). По типу заданий могут быть представлены в виде тестов действий, устных, письменных тестов, в виде игр.

3. Проективные тесты:

основаны на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным материалом, который в силу слабой структурированности и неопределенности становится объектом проекции.

Понятие «проекции» для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 году, несмотря на попытки изменить его, стало общепринятым. Выделяют две трактовки этого понятия — психоаналитическое (как защитный механизм) и непсихоаналитическое (как проявление личности вовне). Люди действуют под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Каждое проявление активности (эмоциональное, речевое, двигательное) несет на себе отпечаток личности в целом.

Проективные тесты варьируют по своему содержанию, но можно выделить ряд общих особенностей:

- Используется неоднозначный, слабо структурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации, поэтому снижается сопротивление при раскрытии личных проблем.

- Для преодоления сопротивления инструкция дается без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования может проводиться в игровой форме.

- Используются на начальных этапах комплексного психологического тестирования личности, так как позволяет установить контакт и вызвать интерес к обследованию.

- Можно использовать и со взрослыми, и с детьми.

Проективные тесты можно поделить на виды. Ниже приводится классификация, предложенная Лоуренсом Франком, и используемая до сих пор:

1. Конститутивные тесты:

требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов. Например, тест Роршаха, включающий 10 стандартных таблиц с симметричными кляксами. По ответам судят о переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденции к беспокойству и тревожности.

2. Конструктивные:

конструирование из деталей осмысленного целого. Например, тест «Деревня» состоит из предметов — школы, больницы, мэрии, фигурок людей, животных и т.п. Предлагается по своему усмотрению построить деревню, в которой испытуемый хотел бы жить. Определяется подход к конструированию макета, реалистичность построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т.д.

3. Интерпретативные:

истолкование события, ситуации. Пример, тест тематической апперцепции ТАТ, состоящий из 30 черно-белых изображений с неопределенными сценами. Необходимо составить рассказ:

- что происходит на картинке;

- что переживают действующие лица;

- что этому предшествовало;

- чем ситуация закончится.

На основе ответов судят о переживаниях, потребностях, конфликтах и способах их разрешения испытуемыми.

4. Катартические:

игровая деятельность в специально организованных условиях. Стандартной процедуры проведения нет. К эти методам относят психодраму Морено.

5. Экспрессивные:

анализ рисунков на свободную или заданную тему. Например, тест «несуществующее животное», «мой жизненный путь».

6. Импрессивные:

выбор наиболее предпочтительных стимулов, их ранжирование. Например, тест цветового выбора, в котором необходимо проранжировать цвета в зависимости от их привлекательности. Результаты дают представление о функциональном состоянии, настроении, устойчивых чертах личности испытуемого.

7. Аддитивные:

произвольное завершение стимульного материала. В зависимости от характера завершений судят о потребностях, мотивах, отношении к работе, семье и т. д.

Приведенная классификация критикуется за описательность и смешение критериев. Никандров предлагает делить проективные методы на следующие группы:

1. По задействованной модальности:

с визуальной, аудиальной, тактильной стимуляцией.

2. По характеру стимульного материала:

вербальные и невербальные.

3. По типу реакции испытуемого:

ассоциированные, интерпретативные, манипулятивные, свободного выбора.

4. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа:

проективные и полупроективные (когда есть варианты выбора).

Компьютерные тесты:

С 70-х годов ХХ века началось развитие компьютерной диагностики. Сначала были разработаны компьютерные версии бланковых методик, а с 90-х годов применяются специальные методики, программы, которые предусматривают полное обследование испытуемых.

Преимущества компьютерных тестов:

- быстрое проведение, обработка и получение результатов;

- обеспечение стандартных условий тестирования;

- наглядность, занимательность;

- легкая архивация результатов;

- мобильность;

- массовость.

Недостатки компьютерных тестов:

- сложность и трудоемкость;

- дороговизна;

- необходимость компьютерной техники и специального обучения;

- эффекты психологического барьера или сверхдоверия у испытуемых;

- необходимость стандартизации компьютерных методик.

Компьютерные тесты классифицируются по таким основаниям:

1. Структура: существуют аналоги бланковых тестов и собственно компьютерные тесты.

2. Количество тестируемых: индивидуальные и групповые тесты.

3. Степень автоматизации: компьютеризирован один или несколько этапов тестирования, или весь процесс тестирования.

4. Задачи: тесты диагностические и обучающие.

5. Адресат: профессиональные (ИМАТОН-М, гуманитарные технологии), полупрофессиональные (для специалистов смежных профессий) и непрофессиональные тесты.

 

Требования к методикам

- Должны быть сформулированы цели, предмет, область применения методики (социальная группа, сфера общественной практики), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должность).

- Должны быть конкретизированы цели использования результатов (для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для прогноза стабильности коллектива).

- Процедура тестирования должна быть задана в виде однозначного алгоритма.

- Процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла.

- Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность, вадидность в заданной области применения.

- Процедуры, основанные на самоотчете должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

- Для экспертных методов должна быть указана требуемая квалификация экспертов, их количество.

- Инструкции по применению должны пройти на однозначность их выполнения экспертами.

- Процедура обработки результатов должна включать документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту.

- Специалисты — смежники, в частности менеджеры по персоналу при использовании методик должны придерживаться некоторых принципов: ответственность, компетентность, этическая и юридическая правомочность, квалифицированная пропаганда психологии, конфиденциальность, благополучие клиента, профессиональная кооперация, максимум надежности при минимуме затрат, морально-позитивный эффект исследования, предупреждение о формах использования результатов тестов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...