Классификация психологических тестов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В 1950 году американский психолог Саул Розенцвейг предложил выделять три группы методов психодиагностики: субъективные, объективные и проективные методы. Рассмотрим их подробнее. 1. Субъективные тесты: К субъективным тестам относят опросники, автобиографии. Исследователь получает информацию на основе самооценки испытуемым своего поведения и личностных особенностей. По принципу построения выделяют опросники и опросники — анкеты. Опросник — это тест выявления индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми. Опросник включает: - инструкцию испытуемому; - вопросник — совокупность последовательно задаваемых вопросов, закладываемых в анкету или опросник при их конструировании; - ключи для обработки получаемых данных; - сведения по интерпретации результатов. Опросники — анкеты — это опросники с элементами анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа. В зависимости от сферы применения выделяют опросники узкопрофильные и широкопрофильные. Узкопрофильные — опросники, разработанные для конкретной сферы применения, например, для сферы менеджмента и работы с персоналом. Широкопрофильные могут применяться в разных сферах, например, MMPI, миннесотский многопрофильный личностный опросник применяется в клинике, в отборе персонала. В зависимости от того, к какой категории относится исследуемое явление, выделяют опросники состояний (опросник САН), личностные и комплексные опросники (опросник Спилбергера-Ханина — шкала реактивной и личностной тревожности). От степени охвата свойств опросники классифицируются на типологические и опросники, реализующие принцип черт. Цель тестирования с помощью типологического опросника — выявить близость обследуемого к типу. Тип описывается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя. Пример, методика Айзенка (интро-, экстраверсии и нейротизма), адаптированная Шмелевым для определения типа темперамента.
Опросники, построенные по принципу черт могут быть одномерными и многомерными. Одномерные выявляют наличие или степень выраженности одного свойства, например, шкала тревожности Тейлор, которая может применяться для отбора по какому-либо признаку, в данном случае — высоко или низко тревожных. Многомерные опросники измеряют несколько свойств, например, 16- факторный опросник Кеттелла. Личностные опросники в зависимости от исследуемой подструктуры личности могут измерять какую-либо подструктуру или личность как целое. Выделяют опросники: - темперамента: методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Плюс этих методик в том, что они не требуют специального оборудования, много временных трат, можно опросить группу. Но недостаток в том, что они дают информацию о типичных формах реагирования испытуемого в ситуациях; - характера,например, опросник Шмишека на определение акцентуаций характера; - способностей, например, коммуникативных — опросник диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; - направленности личности, которые могут измерять направленность в целом, как опросник Басса (на себя, на дело, на взаимодействие), или отдельные компоненты: потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации. Могут быть смешанные опросники (зарубежные), в которых не проводится граница между темпераментом и личностью. 2. Объективные тесты: диагноз в таких тестах выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Данные показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию.
Среди объективных тестов выделяют: 1. Тесты личности: выполнение ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур, в котором необходимо найти черно-белые фигуры внутри сложных цветных фигур. На основании результатов судят о перцептивном стиле личности. 2. Тесты интеллекта: - вербальные (логические отношения, аналогии, классификация, обобщение); - невербальные (с геометрическими фигурами, группировка графического материала), например, пиктограммы, прогрессивные матрицы Равена; - комплексные, например, тест Амтхауэра, Векслера. 3. Тесты способностей: направлены на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями, навыками общего и частного характера. В зависимости от задач исследования тесты способностей могут объединяться в батареи, иногда включаются в тесты интеллекта. Например, батарея тестов общих способностей GATB, разработанная американской службой занятости в 1957 году и включающая 12 субтестов: вербальных, математических, пространственных, моторики пальцев. Ее модификации разработаны для отдельных групп профессий. 4. Тесты креативности: например, тест Гилфорда, Торренса. 5. Тесты достижений: оценивают уровень овладения знаний, умений, навыков в какой-либо конкретной деятельности (в обучении, профотборе). По типу заданий могут быть представлены в виде тестов действий, устных, письменных тестов, в виде игр. 3. Проективные тесты: основаны на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным материалом, который в силу слабой структурированности и неопределенности становится объектом проекции. Понятие «проекции» для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 году, несмотря на попытки изменить его, стало общепринятым. Выделяют две трактовки этого понятия — психоаналитическое (как защитный механизм) и непсихоаналитическое (как проявление личности вовне). Люди действуют под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Каждое проявление активности (эмоциональное, речевое, двигательное) несет на себе отпечаток личности в целом.
Проективные тесты варьируют по своему содержанию, но можно выделить ряд общих особенностей: - Используется неоднозначный, слабо структурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации, поэтому снижается сопротивление при раскрытии личных проблем. - Для преодоления сопротивления инструкция дается без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования может проводиться в игровой форме. - Используются на начальных этапах комплексного психологического тестирования личности, так как позволяет установить контакт и вызвать интерес к обследованию. - Можно использовать и со взрослыми, и с детьми. Проективные тесты можно поделить на виды. Ниже приводится классификация, предложенная Лоуренсом Франком, и используемая до сих пор: 1. Конститутивные тесты: требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов. Например, тест Роршаха, включающий 10 стандартных таблиц с симметричными кляксами. По ответам судят о переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденции к беспокойству и тревожности. 2. Конструктивные: конструирование из деталей осмысленного целого. Например, тест «Деревня» состоит из предметов — школы, больницы, мэрии, фигурок людей, животных и т.п. Предлагается по своему усмотрению построить деревню, в которой испытуемый хотел бы жить. Определяется подход к конструированию макета, реалистичность построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т.д. 3. Интерпретативные: истолкование события, ситуации. Пример, тест тематической апперцепции ТАТ, состоящий из 30 черно-белых изображений с неопределенными сценами. Необходимо составить рассказ: - что происходит на картинке; - что переживают действующие лица; - что этому предшествовало; - чем ситуация закончится. На основе ответов судят о переживаниях, потребностях, конфликтах и способах их разрешения испытуемыми.
4. Катартические: игровая деятельность в специально организованных условиях. Стандартной процедуры проведения нет. К эти методам относят психодраму Морено. 5. Экспрессивные: анализ рисунков на свободную или заданную тему. Например, тест «несуществующее животное», «мой жизненный путь». 6. Импрессивные: выбор наиболее предпочтительных стимулов, их ранжирование. Например, тест цветового выбора, в котором необходимо проранжировать цвета в зависимости от их привлекательности. Результаты дают представление о функциональном состоянии, настроении, устойчивых чертах личности испытуемого. 7. Аддитивные: произвольное завершение стимульного материала. В зависимости от характера завершений судят о потребностях, мотивах, отношении к работе, семье и т. д. Приведенная классификация критикуется за описательность и смешение критериев. Никандров предлагает делить проективные методы на следующие группы: 1. По задействованной модальности: с визуальной, аудиальной, тактильной стимуляцией. 2. По характеру стимульного материала: вербальные и невербальные. 3. По типу реакции испытуемого: ассоциированные, интерпретативные, манипулятивные, свободного выбора. 4. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа: проективные и полупроективные (когда есть варианты выбора). Компьютерные тесты: С 70-х годов ХХ века началось развитие компьютерной диагностики. Сначала были разработаны компьютерные версии бланковых методик, а с 90-х годов применяются специальные методики, программы, которые предусматривают полное обследование испытуемых. Преимущества компьютерных тестов: - быстрое проведение, обработка и получение результатов; - обеспечение стандартных условий тестирования; - наглядность, занимательность; - легкая архивация результатов; - мобильность; - массовость. Недостатки компьютерных тестов: - сложность и трудоемкость; - дороговизна; - необходимость компьютерной техники и специального обучения; - эффекты психологического барьера или сверхдоверия у испытуемых; - необходимость стандартизации компьютерных методик. Компьютерные тесты классифицируются по таким основаниям: 1. Структура: существуют аналоги бланковых тестов и собственно компьютерные тесты. 2. Количество тестируемых: индивидуальные и групповые тесты. 3. Степень автоматизации: компьютеризирован один или несколько этапов тестирования, или весь процесс тестирования. 4. Задачи: тесты диагностические и обучающие. 5. Адресат: профессиональные (ИМАТОН-М, гуманитарные технологии), полупрофессиональные (для специалистов смежных профессий) и непрофессиональные тесты.
Требования к методикам - Должны быть сформулированы цели, предмет, область применения методики (социальная группа, сфера общественной практики), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должность). - Должны быть конкретизированы цели использования результатов (для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для прогноза стабильности коллектива). - Процедура тестирования должна быть задана в виде однозначного алгоритма. - Процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла. - Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность, вадидность в заданной области применения. - Процедуры, основанные на самоотчете должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы. - Для экспертных методов должна быть указана требуемая квалификация экспертов, их количество. - Инструкции по применению должны пройти на однозначность их выполнения экспертами. - Процедура обработки результатов должна включать документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту. - Специалисты — смежники, в частности менеджеры по персоналу при использовании методик должны придерживаться некоторых принципов: ответственность, компетентность, этическая и юридическая правомочность, квалифицированная пропаганда психологии, конфиденциальность, благополучие клиента, профессиональная кооперация, максимум надежности при минимуме затрат, морально-позитивный эффект исследования, предупреждение о формах использования результатов тестов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|