Организационный момент. Упражнение «Волшебные шары».
[Совершенствование навыка осознанного чтения слов с буквой Хх.] Логопед встречает детей у дверей кабинета, здоровается с ними, приглашает пройти к магнитной доске, на которой закреплено изображение елочки. На елочке висят разноцветные шары. На каждом шарике написан слог (му, ха, Хом, ка, ха, та, тах, та). Логопед. Подойдите к елочке. Снимите с нее по два слога. Садитесь за стол. Дети выполняют задание. Логопед. Теперь положите шарики на стол и выберите по два слога, из которых можно составить слово. Первый слог вашего слова должен быть написан на красном шарике, а второй — на синем. Дети составляют, читают и объясняют слова: муха, Хомка, хата, тахта. Логопед. Отлично! Вы очень хорошо справились с первым заданием. Сегодня мы продолжим разговор про новогодний праздник, будем играть и читать. Логопед убирает плоскостные изображения шариков. 2. Игра «Украсим елки». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).1 Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение еще одной елочки. Логопед. Посмотрите на елки и сравните их. Дети. Одна елка большая, а другая маленькая. Логопед. Расскажите, какие эти елки. Каждый из вас должен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеленая, а маленькая елочка зелененькая». 1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая. 2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая. 3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая. 4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая.
Логопед ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями игрушек для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку. Логопед. А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушечку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик». 1-й ребенок. Я украсил большую елку большой голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой голубенькой сосулечкой. Аналогично составляют предложения остальные дети. Логопед оценивает работу детей. 3. Отгадывание загадки. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Совершенствование навыка слогового анализаслов. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).] Логопед убирает контейнер с плоскостными изображениями игрушек и маленькую елочку, а большую елку оставляет на доске. Логопед. Эта елка поможет вам выполнить следующее задание — отгадать мою загадку. Что это будет? Хлопушки. Конфеты. Сосульки. Шары золотистого цвета. Подарки. Мерцанье цветных огоньков. Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков. Пляски и песни. Смех без умолка. Что это будет, по-вашему? В. Данько Дети. Елка. Логопед. Как вы догадались? Дети дают подробное объяснение. Логопед, А запомнили ли вы, о каких украшениях говорится в загадке? Перечислите их. Дети. Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, огоньки, звезды, снежинки, флажки. Логопед. Давайте разделим эти слова на слоги прохлопыванием. Сильный, ударный слог мы будем еще и протопывать. Дети вместе с логопедом выполняют задание. Логопед. Чудесно! А было ли среди названий украшений название, содержащее звук [х]? Дети. Было. Это слово хлопушка. Логопед. На каком месте в этом слове стоит звук [х]?
Дети. Звук [х] стоит в начале слова. Логопед. Какие вы молодцы! Похлопайте себе. Логопед убирает изображение елочки с магнитной доски. 4.Пальчиковая гимнастика «На елке». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Новогодний праздник».)] Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику. 5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Новогодний праздник».)] Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. 6. Игра «Что везет лошадка?» [Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.] Логопед приглашает детей пройти на коврик и сесть по-турецки. Он помещает на коврограф, стоящий перед детьми, плоскостное изображение лошадки с тележкой, рассыпает на ковре предметные картинки. Логопед. Давайте погрузим в тележку предметы, в названиях которых есть звук [ж], и составим об этом предложения. Я надеюсь, вы будете правильно произносить звук [ж]. Дети прикрепляют в тележку предметные картинки на «липучках» и комментируют свои действия. 1-й ребенок. Я погружу в тележку пружину. 2-й ребенок. Ая положу в тележку этажерку. (И т.п.) Логопед оценивает работу детей и убирает игру с коврографа. 7. Упражнение «Помоги Хрюше». [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова).] Логопед раздает детям открытые буквари. Логопед. Вы правильно определили место звука [х] в слове хлопушка. Посмотрите на правую страницу. Давайте поможем Хрюше увидеть предметы, в названиях которых есть этот звук, и определим его место в словах. Дети находят на картинке и называют мухомор, хлеб, халат, петуха, муху, хлопушку, а потом определяют место звука [х] в словах. 8. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия.] Логопед приглашает детей за стол, раздает недорисованные картинки (рис.27), ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед. Посмотрите на рисунок. Что хотел нарисовать художник?
Дети. Художник хотел нарисовать елку. Логопед. Возьмите простые карандаши и дорисуйте вторую половину елки.
Дети выполняют задание. Логопед. А теперь цветными карандашами раскрасьте сначала игрушки, а потом и елку. Эту часть задания дети могут доделать в вечерний отрезок времени. После завершения работы логопед предлагает детям оценить работу друг друга и выдает им наклейки за старание. 9. Пение песенки «Синий шар»1. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. Логопед убирает картинки и контейнер с карандашами и предлагает детям пройти на коврик.
1 Гавришева Л. Б., Нцщева Н. В. Логопедические распевки.— СПб..ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1005. Логопед. На прошлом занятии вы очень хорошо спели песенку про елочку. Давайте сегодня споем песенку «Синий шар». Старайтесь правильно произносить звуки, четко проговаривать слова, петь выразительно. Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку. Синий шар купили Светке, Вот какой красивый. Он теперь висит на ветке И похож на сливу. Н. Нищева 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, рассказать о том, что им было особенно интересно делать. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка. Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к]). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных и словах с ними. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого дыхания, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование. Наборное полотно, коврограф; маленькие пластиковые бутылочки, наполненные конфетти, со вставленными в крышку соломинками для коктейля по числу детей; небольшой резиновый мячик; контейнер с ватными палочками, влажные гигиенические салфетки; «Мой букварь» по числу детей, большие синие и красные пластмассовые или деревянные кружки для звукового анализа, мешочек с елочными игрушками. Предварительная работа. Выполнение упражнения «Моторчик» и проговаривание слогов с сочетанием -др- на «Моторчике» на индивидуальных занятиях с логопедом. Ход занятия 1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.] Логопед встречает детей в дверях, организует приветствие, приглашает пройти за столик, но котором стоит контейнер с чечевицей и лежат листы бумаги с нарисованным на них контуром елочки. Логопед. Садитесь удобно и приступайте к выполнению первого задания. Вы должны на своем листочке из чечевицы выложить контур елочки. Победит тот, кто выполнит работу быстро и аккуратно. Дети выполняют задание, а потом вместе с логопедом подводят итоги соревнования. 2. Упражнение с мячом «Быстро отвечай». [Расширение словаря глаголов на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Развитие диалогической речи.] Логопед предлагает детям ссыпать чечевицу в контейнер, убирает контейнер и листы, достает мячик. Если логопед сочтет это задание сложным, то можно поместить на магнитную доску сюжетные картинки в качестве зрительной опоры. Логопед. Поиграем с мячиком в игру «Быстро отвечай». Я качу вам мячик и задаю вопрос. Вы ловите мячик, отвечаете на вопрос и катите мячик мне обратно. Что вы только что делали? 1-й ребенок. Мы выкладывали контур елочки чечевицей. Логопед. Что делает Дед Мороз с игрушками, когда готовит подарки детям? 2-й ребенок. Дед Мороз раскладывает игрушки по пакетам. Логопед. Что он делает потом с этими пакетами? 3-й ребенок. Он складывает их в мешок. Логопед. Что он делает с мешком, когда подходит к саням? 4-й ребенок. Он укладывает мешок в сани.
Логопед. Какие похожие слова звучали в ваших ответах? Дети. Выкладывали, раскладывает, складывает, укладывает. Дети. Правильно. И все эти слова образованы от слова класть и составляют с ним одну семейку. Логопед убирает мяч. 3. Упражнение «Новогодний салют». [Развитие длительного плавного направленного выдоха.]
Логопед предлагает детям выйти на ковер и раздает им бутылочки с конфетти. Логопед. Давайте устроим новогодний салют. Возьмите бутылочку правильно, сделайте вдох, дуйте в соломку долго, плавно, не надувая щек. Упражнение проводится не более четырех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при вдохе и не надували щеки при выдохе. 4. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].] Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике». 5. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильного произношения звука [ж] в слогах и словах с ними.] Логопед предлагает детям вспомнить, как произносится звук [ж], и произнести вслед за ним следующие цепочки слогов: ажма-ажна-ыжма-ыжна, яжма-яжна-ижма-ижна, южма-южна-ежма-ежна. 6. Упражнение «Читай и различай». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [х]—[к] в слогах и словах). Совершенствование навыка чтения.] Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им открытые буквари. Логопед. А теперь давайте почитаем, выполним задание рядом с желтым кружком. 1-й ребенок. Хо-ко. 2-й ребенок. Ху-ку. 3-й ребенок. Ко-хо. 4-й ребенок. Ку-ху. 1-й ребенок. Ход-кот. 2-й ребенок. Муха-мука. 3-й ребенок. Кот-ход. 4-й ребенок. Мука-муха. Логопед. А предложение мы прочитаем все вместе. Дети. Мох намок — намок мох. Логопед. Отлично! Похлопайте себе. 7. Звуковой анализ слова уха. [ Развитие навыков звукового анализа и синтеза.] Логопед достает контейнер с красными и синими кружками. Логопед. А теперь посмотрите на картинку под предложением. Кто это? Дети. Это осы. Логопед. Что обозначают кружки под картинкой? Дети. Они обозначают звуки. Логопед. Сколько звуков в слове осы. Д е т и. В этом слове три звука. Логопед. Назовите их по порядку. Дети. О, с, ы. Логопед. Хорошо. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Что это? Дети. Это уха. Логопед. Что такое уха? Дети. Это рыбный суп. Логопед. Верно. Сколько звуков в этом слове? Д е т и. В этом слове три звука. Логопед. Какой звук первый? И что вы можете сказать о нем? Дети. Звук [у]. Он гласный. Мы обозначаем его красным кружком. Логопед ставит на наборное полотно красный кружок. Логопед. Какой звук второй? Расскажите и о нем. Дети. Звук [х]. Он согласный твердый. Мы обозначим его синим кружком. Логопед ставит синий кружок после красного. Логопед. Какой звук третий? И что вы знаете о нем? Дети. Звук [а]. Он гласный. Мы обозначим его красным кружком. Логопед ставит после синего красный кружок. Логопед. Мы с вами составили схему слова уха. Можно поупражнять детей в работе по схеме слова. Логопед показывает любой кружок в схеме, а дети произносят соответствующий ему звук. 8. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).] Логопед приглашает детей на коврик и берет в руки мяч. Логопед. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?» вам уже знакома. Я бросаю мяч и говорю, из чего сделана елочная игрушка. Вы ловите мяч, говорите, какая эта игрушка, и возвращаете мяч мне. Логопед. Шарик из стекла. 1-й ребенок. Стеклянный шарик. Логопед. Шишка из пластмассы. 2-й ребенок. Пластмассовая шишка. Логопед. Снеговик из ваты. 3-й ребенок. Ватный снеговик. Логопед. Флажок из бумаги. 4-й ребенок. Бумажный флажок. Логопед. Вы очень хорошо выполнили мое задание! 9. Игра «Волшебный мешочек». [Развитие связной речи (придумывание загадок-описаний).] Логопед убирает мяч и достает мешочек с игрушками. Логопед. А сейчас вам предстоит придумать загадки-описания о елочных игрушках, которые лежат в мешочке. Вы по очереди будете опускать руку в мешочек и описывать игрушку, которая нам попалась, не называя ее. Если вы правильно опишете игрушку, ваши друзья легко отгадают загадку. 1-й ребенок. Он большой, круглый, гладкий, легкий, стеклянный. У него есть петелька, за которую его вешают на елку. Что это? Дети. Это шарик. Логопед достает шарик из мешка и демонстрирует его детям Все аплодируют автору загадки. Аналогично составляют загадки все дети. 10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.) Логопед убирает мешочек и предлагает детям подвести итог занятия, рассказать о тех заданиях, которые они выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
Январь, 2-я неделя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|